Почему уровень конкуренции не радует власти 47–го региона, рассуждает председатель комитета государственного заказа Ленинградской области Денис Толстых.
Представители бизнеса и экспертного сообщества позитивно оценивают многие изменения в законодательстве о контрактной системе. Что приветствуете вы? Какие моменты вызывают опасения?
— Сокращение сроков на осуществление процедуры определения поставщика должно способствовать быстрому и своевременному обеспечению нужд заказчиков. Однако есть опасения, что за столь короткий срок (7 дней для закупок до 300 млн рублей и до 2 млрд для закупок по строительству, реконструкции или капитальному ремонту) участники не имеют возможности всесторонне и полноценно ознакомиться с условиями контракта, проектно–сметной документацией, чтобы сформировать свое предложение, в том числе по цене. В дальнейшем это может отразиться на своевременности и качестве исполнения.
По информации комитета, в 2018 году областные госзаказчики заключили контрактов у единственного поставщика почти на 2,5 млрд, в первом полугодии 2019–го — на 632,4 млн рублей. Отражают ли цифры тенденцию и какую? Или первоочередными в области считаются другие направления?
— Одна из приоритетных задач — снижение количества процедур, признанных несостоявшимися. Принят ряд мер — например, дополнительное информирование участников о проведении закупок, расширение практики совместных торгов.
Например, практически отсутствует конкуренция на закупку лекарственных средств — в связи с тем, что возможность установления конкурентоспособных цен минимизирована. По итогам 10 месяцев более чем в 30% таких закупок не подано ни одной заявки. Заказчики вынуждены повторно осуществлять закупки, и сроки обеспечения необходимыми препаратами существенно затягиваются.
Это в большей степени связано с принятием ряда нормативных правовых актов федерального уровня в части внедрения методики расчета предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, при их государственной регистрации и порядка определения начальной цены контракта.
Даже в Петербурге отвезти документы куда–то — квест на полдня. Что уж говорить о Ленобласти…
— Планируем полный переход к электронному юридически значимому документообороту и замене бумажных документов электронными аналогами в АИС ГЗ для всех участников закупочного процесса. Это позволит существенно сократить трудозатраты на проведение процедур определения поставщика. А также сроки, принимая во внимание территориальную удаленность заказчиков 47–го региона.
И безусловно, любые изменения законодательства требуют усиления методической работы. Подведомственный "Фонд имущества Ленинградской области" на постоянной основе осуществляет образовательную деятельность по 44–ФЗ. Кроме этого, комитет организует практические семинары не только для государственных и муниципальных заказчиков, но и для поставщиков.