Подрядчики говорят, что ждали этого много лет.
К концу ноября Дирекция транспортного строительства при городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) планирует определиться с подрядными организациями, которые займутся ремонтом дорог Петербурга. Прежде такие закупки город проводил не раньше весны, поскольку необходимо было дождаться утверждения адресной инвестиционной программы в рамках бюджета. А заключение контрактов на работы порой затягивалось до конца мая, и подрядчики теряли время и так непродолжительного дорожного сезона. Исправить это хотят с помощью двухлетних контрактов — так удастся проще планировать ремонтные работы и приступать к ним как можно раньше.
"Основная цель двухлетних контрактов — оптимизировать сроки начала производства работ: подрядные организации заранее уже будут знать, какие участки им необходимо отремонтировать, смогут получить в срок всю разрешительную документацию. Такой подход позволит облегчить нагрузку на улично–дорожную сеть во время ремонтного сезона", — прокомментировали "ДП" в КРТИ.
Как и прежде, вся территория города будет разделена на четыре лота. Работы по юго–западным районам оценили в 699,9 млн рублей, по юго–восточным — в 589,6 млн рублей, по северо–западным — в 328,8 млн рублей, по северо–восточным — в 474,5 млн рублей. Суммарно получается порядка 2 млрд рублей. Однако можно предположить, что в дальнейшем, определившись с финансированием на 2020 год, город проведет дополнительные конкурсы.
Великолепная четверка
Рынок дорожных ремонтов в Петербурге последние годы делят три–четырех основных подрядчика: ЗАО "АБЗ–Дорстрой", АО "ВАД", СК "Орион плюс" и ПО "Возрождение". Так, весной 2019 года контракт на ремонт дорог в юго–западных районах на 963 млн рублей достался ПО "Возрождение", в северо–восточных на 970 млн рублей — СК "Орион плюс". Контракт на северо–западе за 810 млн рублей достался АО "ВАД", а на юго–востоке за 995 млн рублей — "АБЗ–Дорстрой". Суммарно их стоимость составила 3,7 млрд рублей. Позже были разыграны еще несколько мелких контрактов. Всего эта статья расходов составила 5 млрд рублей.
В августе КРТИ распределил на дороги еще 2,4 млрд рублей — деньги чиновники взяли в адресной программе по капитальному строительству дорожных объектов, а именно с отмененной пока развязки у "Экспофорума", двух путепроводов на юге города и перенесенной на более поздний срок Южной магистрали. Контракт на дополнительный ремонт дорог в южных районах стоимостью 961,7 млн рублей достался "АБЗ–Дорстрой", на севере города стоимостью 850,5 млн рублей — "Орион плюс". Закончить ремонт дорог как на юге, так и на севере города нужно до 15 ноября 2020 года. В ноябрьских закупках на 2020 год, к слову, стоит тот же срок.
Подрядчики рады
В СК "Орион плюс" считают, что проведение контрактных процедур осенью — то, к чему стремились органы власти все это время.
"Среди преимуществ данного контрактования — увеличение ремонтного периода и более тщательное планирование проведения работ. Для нас как подрядной организации в случае выигрыша конкурса, безусловно, более длительный срок проведения ремонтных работ является приоритетным", — прокомментировали "ДП" в компании.
Гендиректор ассоциации "АСДОР" Юрий Агафонов среди плюсов двухлетних контрактов отмечает прежде всего стабильность — как для подрядчиков, так и для заказчика. "Подрядчику будет легче планировать, можно будет раньше начинать: получить разрешение на работы, подготовиться к сезону, заранее закупить битум. Когда дорожники выходят работать в сезон, битум сразу дорожает на 20–30%. С наступлением сезона все дорожает, при этом в смете это не отражено. Если тендеры разыграть сейчас, дорожные компании уже будут знать объем работ, заранее, в декабре, смогут закупить битум и щебень по более выгодной цене. Главное, чтобы на закупку материалов был предусмотрен аванс", — прокомментировал "ДП" Агафонов.
От двух к трем
В августе 2019 года глава Петербурга Александр Беглов на одном из совещаний с членами правительства поднимал вопрос перехода на трехлетние контракты. С таким же предложением в 2014 году выступал бывший вице–губернатор Марат Оганесян. Однако идею не поддержали из–за негативного опыта нескольких регионов, где пытались ввести такую систему. Петербургские власти опасались, что подрядчик "сойдет с дистанции" за такой большой срок или начнет работать в расслабленном режиме, ведь его будущее предопределено на 3 года. Фирм–рейдеров, имеющих за душой только ручку и двух человек, при этом подкованных юридически, власти боятся до сих пор, но в целом ситуация изменилась в лучшую сторону, считает председатель КРТИ Сергей Харлашкин.
"В городе сложилась благоприятная ситуация, у нас все понятные подрядные организации, одни из лучших в России, надежные. С ними не страшно проводить конкурсы на 3 года. Рынок стабилизировался", — говорил в конце августа чиновник, отмечая, что решение по трехлетним контрактам будет принято к концу сентября.
Однако, по последним данным КРТИ, трехлетние контракты на данный момент рассматриваются на перспективу.
По мнению Юрия Агафонова, когда власти проанализируют опыт с двухлетними контрактами, возможно, город перейдет и на трехлетние. При трехлетних контрактах подрядчики смогут еще более тщательно планировать свой бюджет, закупать не только стройматериалы, но и технику. "Для тех дорожников, которые думают о завтрашнем дне — как качественно выполнить работы и получить прибыль, — это подспорье колоссальное", — уверен эксперт.
К слову, майские указы президента и нацпроект "Безопасные и качественные автомобильные дороги" предусматривают многолетние контракты и контракты жизненного цикла, когда подрядчик не только ремонтирует дорогу, но и обслуживает ее всесезонно. Такая практика есть, например, в соседнем Великом Новгороде, правда, все контракты там были заключены с иногородними подрядчиками.
“
Петербургу уже давно пора переходить на двухлетние контракты, потому что это позволяет заказчику комплексно планировать работы по ремонту дорог, снижая расходы и сокращая транспортные пробки в городе. Это, в свою очередь, экономит время и деньги пользователей дорог и бюджета Санкт–Петербурга. Конкурсные процедуры отнимают много времени, а сезон дорожных работ короткий. Подрядные организации могут лучше планировать производство работ, оптимально использовать необходимые финансовые и материальные ресурсы, увеличивая горизонт планирования деятельности предприятия. Мы приветствуем переход от краткосрочных контрактов (менее года) на двух–, трехлетние контракты.
Владимир Калинин
руководитель ГК "АБЗ–1"
“
Плюс двухлетних контрактов для подрядчиков в том, что они будут понимать, что у них есть работа. Минус — ценообразование. Отыгранные контракты с фиксированной ценой могут привести к убыткам, так как битум, щебень и солярка поднимутся в цене. Чтобы купить материалы заранее, нужно иметь хорошие собственные оборотные средства или привлекать кредитные. А переходящие на следующий год авансы есть только на очень крупных стройках. Сомневаюсь, что в рамках текущего ремонта такое будет.
Максим Сапрыкин
директор компании "А–Проект"