Фальсифицируешь? Как усложнят жизнь недобросовестным АЗС

Автор фото: Ермохин Сергей

Мало того что на АЗС иногда продают фальсификат, его еще могут недолить в бак. Усложнить жизнь недобросовестным компаниям призваны новые законы и крупные штрафы.

Думским депутатам на столы вскоре попадет решительный законопроект — о замене фиксированных штрафов за недолив топлива на АЗС процентом от выручки. Его составители предлагают за разовое нарушение штрафовать на 1% от выручки за предыдущий календарный год, а если точка тогда не работала — то с момента ее функционирования. Повторный обман клиентов обойдется уже в 3% от выручки (но в сумму не менее 2 млн рублей). Штрафами будут облагать как юрлиц, так и индивидуальных предпринимателей. Сейчас недолив обходится нечестным продавцам от 20 тыс. до 50 тыс. рублей (ИП и должностные лица) и от 50 тыс. до 100 тыс. рублей (юрлица).
Росстандарт в этом году проверил, как на автозаправках обстоят дела с недоливом. Эксперты получили данные с колонок на 200 заправках, и на 19% из них обнаружился обман. Кроме того, в 2019 году на 36% выросло число жалоб от автомобилистов за недолитое в баки топливо. "Недолив проверяется Росстандартом в рамках метрологического надзора в плановом и неплановом режиме, — говорит начальник отдела госнадзора Росстандарта Оксана Бородина. — Внеплановые проверки мы обязаны согласовывать с органами прокуратуры, и часто они не видят оснований для согласования, поскольку отсутствует факт угрозы и причинения вреда жизни и здоровью. Тем не менее даже в таких условиях мы установили 39 случаев недолива, а это 19%. Эти обстоятельства позволяют считать эту проблему системной. В целях борьбы с недоливом Росстандарт подготовил ряд инициатив. Это введение оборотных штрафов, изменения в законодательство об осуществлении госконтроля в части введения дополнительного основания, которые позволят согласовывать внеплановые проверки. Также подготовлены предложения о введении права контрольной закупки. Если их одобрят, то проверки можно будет осуществлять в режиме тайного покупателя".

Частники — чаще

Федерация автовладельцев России в прошлом году провела собственное расследование и выяснила, что как минимум 1% топлива недозаливается на 76% АЗС в стране. Как отмечает представитель Федерации автовладельцев России в Санкт–Петербурге Дмитрий Можегов, недолив топлива на АЗС — это целая система, в которой участвуют не только операторы заправок. "Чтобы колонка "удерживала" часть оплаченного топлива, необходимо изменить программу. То есть у операторов есть договоренность с другими подразделениями, занимающимися технической поддержкой работы АЗС, — рассказывает Можегов. — При определенных условиях на некоторых АЗС недолив может доходить до 25% от оплаченной клиентом суммы. Эта проблема бьет по репутации ВИНКов, однако даже они со своими службами безопасности не могут ее искоренить. Что уж говорить о независимых региональных операторах АЗС".
Руководитель программы "Нефтеконтроль" сегмента сбыта моторных топлив компании "Газпром нефть" Виктор Чуяков на вопрос о контроле за количеством топлива, наливаемого в баки авто, отвечает следующее: "У нас двухступенчатая система контроля. Каждый собственник АЗС должен такой контроль производить самостоятельно. На наших АЗС находятся мерники, по которым персонал проверяет колонки регулярно. Второй уровень проверок — группы мобильного контроля, которые приезжают со своим мерником и проверяют отдельно, как персонал АЗС выполнил замеры. Это ручная часть. Сейчас в компании развивается методика контроля путем сравнения количества топлива, которое мы реализовали через колонки, с тем количеством, которое выбывает из резервуара".

Рекомендует, но не обязывает

Помимо количества залитого бензина в бак автомобиля любого водителя волнует и качество топлива. "Самые свежие данные за 9 месяцев этого года указывают на сокращение доли фальсифицированного и суррогатного топлива на рынке. Нарушения требований техрегламента в части физико–химических показателей выявлены в 8,8% случаев", — заявлял глава МинпромторгаДенис Мантуров.
По данным Росстандарта, с января по сентябрь 2019 года недобросовестным владельцам АЗС начислили штрафов на 47 млн рублей. Для сравнения: за весь 2018 год эта сумма равнялась 50 млн рублей. Средний штраф составил 580 тыс. рублей.
"При общей положительной динамике, которую мы констатируем, проблема некачественного топлива остается актуальной, — говорит Оксана Бородина. — В целом, проводя анализ результатов, с 2015 года доля фальсифицированного и не соответствующего требованиям топлива сократилась до 9%. То есть более чем в 2 раза. В числе источников фальсифицированного топлива — нефтебазы, мини–НПЗ, недобросовестные участники. Необходимо ввести запрет на реализацию суррогатов, когда на АЗС под видом дизельного топлива продается судовое, печное, маловязкое топливо".
Результаты проверок Росстандарта показывают, что в основном нарушают требования регламента независимые АЗС. К сетевым АЗС претензии минимальны, говорят в ведомстве. На автозаправках независимых топливных компаний суррогат может встречаться как в силу отсутствия возможностей проконтролировать качество, так и в силу намеренного обмана клиентов, отмечает президент Нефтяного клуба Санкт–Петербурга Олег Ашихмин: "Если под видом дизельного топлива завозят печное, то, разумеется, это сделано специально. Действительно, этим грешат отдельные АЗС. Но сетевые частные компании, как правило, такими вещами не занимаются и тщательно контролируют качество. Нефтяные компании не продают суррогат, это скорее частные делают. Однако все это не носит системный характер".
Требования к качеству топлива перечислены в технических регламентах. И хотя они распространены и за пределами России, не могут в полной мере обеспечить правильный состав бензина и дизеля.
"Сейчас главным и обязательным документом является технический регламент. Причем он устанавливает одинаковые требования во всех странах ЕАЭС, не только в России. Как раз ГОСТ, как документ, который мы считали базовым и обязательным, стал документом рекомендательным. Это привело к тому, что основными требованиями к топливу, за которыми следит регулятор, стали требования безопасности и экологичности. Допустим, такой параметр, как октановое число, считается одним из основных для автомобильного бензина — он регулируется только ГОСТом. Поэтому у нас есть нестыковки пока что в законодательстве, которые потихонечку устраняются", — подчеркивает Виктор Чуяков.