Каждый стартап здесь встречают будто рок–звезду.
Крупнейшая стартап–конференция Slush, состоявшаяся на прошлой неделе в Финляндии, собрала 3,5 тыс. проектов, 2 тыс. инвесторов и 350 ученых. Для Хельсинки, в котором живут 648 тыс. человек, это чуть ли не событие года. Россия привезла на него 100 стартапов — на 40 больше, чем в прошлом году. Приглядеться к новым бизнес–трендам в Финляндию приехали 25 тыс. человек из США, Европы и Азии. "Почему мы собрали их всех? Технологии не рождаются в вакууме: для этого надо соединять людей", — объясняет организатор Эмма Лехийконен. Среди участников с мировым брендом на Slush были замечены Google, Microsoft, Porsche, Huawei, Slack, PwC.
Формат все 12 лет остается неизменным: рок–концерт на фоне технологичной ярмарки плюс глубокомысленные лекции от тех, кто уже добился успеха. Отдельно стоит отметить армию из 2,5 тыс. волонтеров: для многих молодых людей это способ попасть на "олимпийские игры" финского масштаба, не покупая дорогих билетов.
Доверие всех ко всем
Cпикеры вещали сразу с трех сцен главного выставочного комплекса Хельсинки Messukeskus. Одна из основных тем — доверие и как его создать, отвоевать или вернуть. Это касается как конкретных компаний, так и машин с технологиями. Рассказывали, например, как создать продукт, который покупатели будут любить много–много лет, и как вести себя, чтобы инвестор доверял инициатору стартапа, а инициатор — инвестору.
За финский колорит отвечали сауны за углом: устав от насыщенной программы, инвесторы и предприниматели на время переходили туда, а потом возвращались в строй. Деловые костюмы на такие мероприятия в Хельсинки давно не надевают, а вот доспехи воинов, меховые шапки с хвостом и платья в стиле "вампир" — да. Впрочем, "фриков" стало меньше. "Slush поскучнел: меньше декора, помолодела аудитория, стало больше крупных корпораций", — говорит бизнес–ангел Роман Логинов.
Весь креатив переместился в "Тайный сад" — на площадку для отдыха и коворкинга с кустами, цветами, водопадами, скамейками, качелями и песочницей. Взрослые дети с ноутбуками не вылезали оттуда по несколько часов. За пределами сада шел непрекращающийся концерт: создателей даже никому не известных стартапов тут встречают светом софитов и громкими аплодисментами многотысячной толпы. Ей одинаково интересно и получасовое выступление именитого лектора, и трехминутный питч участника конкурса "100 стартапов" — ключевого события Slush.
Российский десант
Победу в конкурсе одержал мультивалютный электронный кошелек Eversend из Франции, позволяющий обменивать и отправлять валюту по самым выгодным курсам. Победитель получит услуги от партнеров Slush общей стоимостью 100 тыс. евро.
В тройку лидеров впервые попал стартап из Петербурга — система распознавания лиц для турникетов O. Vision. Это первый заметный успех нашего проекта на финском форуме. "Попадание O. Vision в топ–3 закономерно. Системы машинного зрения — это глобальный технологический тренд. По прогнозам экспертов, в 2022 году этот сегмент мирового рынка удвоится и достигнет $13,62 млрд. Над проектом работает очень сильная команда, в том числе студенты и выпускники ИТМО", — говорит Елена Гаврилова, директор Центра предпринимательства при университете.
Российский десант стартапов представил широкий набор сервисов для самых разных рынков. Фонд "Сколково" привез 15 проектов, в том числе VR–симулятор для медиков MedVR и изобретение для хранения и перевозки стеклянных бутылок Jetbottle. Нашлись среди гостей Slush участники "Биржи стартапов" — сервис Muzlab для создания плей–листов из лицензированной музыки для магазинов и ресторанов, платформа SpeakerGuru с элементами VR для переноса корпоративных тренингов в дистанционный режим. Из Петербурга на Slush приехали производители ПО для кодирования, доставки и хранения потокового видео Flussonic, представители облачной системы управления производственными процессами Yellot, платформы для обучения детей робототехнике и программированию Robbo, системы AmastPowerLines, следящей за состоянием электросетей. Свою разработку судна на воздушной подушке привез из Астрахани проект Air Hovecraft.
Березы, ногти и реклама
Особое внимание публики привлек стенд стартапа Hernine из Южной Кореи. Команда мечтает вывести на финский и российский рынки свой косметологический продукт. Поддерживать красу ногтей она предлагает без лаков и ацетона — с помощью стикеров из геля, которые наносятся на ногтевую пластину за пару секунд и держатся там две недели.
Французы из стартапа Ecotree больше заботятся не о ногтях, а о планете. Сервис позволяет инвестировать в дерево: стартаперы сами его сажают, выращивают, а затем отдают на переработку. Клиент спустя время вместе с чувством выполненного долга получает прибыль.
Команда Makar из Тайваня позволяет создавать AR– и VR–объекты без навыков программирования, китайский сервис AdChina.io дает доступ к медиарекламе без посредников, украинский сервис JetOctopus помогает находить технические изъяны в сайтах. Все едут в Хельсинки, одну из технологичных столиц мира, чтобы себя показать и на других посмотреть.
"Финляндия — отличная площадка для открытия филиала и выхода на мировой рынок", — считает основатель Robbo Павел Фролов. Компания со штаб–квартирой в Петербурге уже поставила свой образовательный продукт в 55 финских школах и открывает офис в Японии.
В регионе Хельсинки базируется 500 технологических стартапов. Этому способствует несколько факторов — упрощенные "стартап–визы" для иностранцев, позволяющие быстро зарегистрировать компанию, множество госпрограмм, нацеленных на поддержку малого предпринимательства, развитая стартап–культура в вузах, наличие крупнейшего в скандинавском регионе бизнес–хаба Maria 01 (9,5 тыс. м2).
Сам город Хельсинки сейчас в каком–то смысле тоже создает свой стартап — район для бизнеса и жизни Kalasatama с башнями по типу Москва–Сити на месте бывшего порта. Здесь уже появился первый в городе небоскреб в 33 этажа, а по улицам со скоростью 15 км/ч курсирует робобус — беспилотный автобус на восемь человек. Строит район хорошо знакомая нам по "Охта Моллу" компания SRV.