Большая сделка: петербургские слияния и поглощения

Автор фото: ТАСС

Петербург в практике сделок слияния–поглощения находится в общероссийском тренде: активность наблюдается в нефтегазовой отрасли, потребительском секторе и на рынке недвижимости.

В этом году число сделок M&A выросло, если сравнивать ситуацию с предыдущим годом. Партнер юридического бюро "Григорьев и партнеры" Дарья Борисова объясняет это тем, что 2018 год был "выжидательным": бизнес наблюдал за тем, как будут развиваться события в экономике. "Практически нулевой экономический рост, влияние санкций на бизнес, торговая война Китая и США, колебания цен на нефть и многие другие факторы", — поясняет юрист. Следует отметить, что не только российские компании сдержанно реагировали на эту ситуацию, но и иностранные инвесторы не спешили вкладываться в российскую экономику.

Перспективные секторы

Юридическая компания КПМГ в России и СНГ в своем анализе итогов 2018 года давала прогноз на следующий год. По ее оценке, наибольший интерес для инвесторов будут представлять такие секторы, как нефтегазовый, потребительский, технологии, недвижимость, транспорт, сельское хозяйство и химическая промышленность. Именно на этих направлениях аналитики КПМГ прогнозировали достаточно высокую активность на рынке M&A.
Юрист корпоративной практики "Пепеляев групп" в Санкт–Петербурге Елена Рыбальченко подтверждает этот прогноз и говорит о сохранении тенденций прошлого года в текущем: "Здесь все стабильно — как и в прошлых годах, лидерами выступают нефтегазовая отрасль, потребительский сектор и недвижимость/строительство, IT–сфера". При этом она отмечает, что если раньше много покупали иностранные инвесторы, то сейчас российские игроки составили им серьезную конкуренцию. Нина Боер, партнер, директор офиса ФБК Legal в Санкт–Петербурге, добавляет, что традиционно невысокая доля иностранных инвесторов, похоже, не изменится и в 2020 году.

Самые дорогие

По оценкам специалистов, Петербург соответствовал общероссийским трендам. Так, в этом году "Роснефть" приобрела сеть АЗС Петербургской топливной компании, что стало, по мнению Елены Рыбальченко, одной из самых дорогих сделок: в СМИ называлась сумма 40 млрд рублей. С учетом заправок ТНК и ВР доля "Роснефти" на рынке АЗС стала самой большой: ей в Петербурге принадлежит каждая четвертая заправка. Еще одной крупной сделкой этого лета в топливном бизнесе стало поглощение "Татнефтью" российской части бизнеса финской корпорации Neste. Сделку планируется завершить до конца этого года, после одобрения ее ФАС. Сумма сделки не разглашается.
ООО "Севергрупп" ("Северсталь") в апреле этого года приобрело 41,9% акций компании "Лента", сумма сделки составила $729 млн, за май и июнь компания увеличила свою долю до 78,73%.
Петербургская группа "Север–Метрополь" вышла на столичный рынок, купив в сентябре профильный актив — 75,1% долей московской кондитерской компании "Союз три" (кондитерский дом Renardi). Оставшийся пакет в размере 24,9% находится у одного из основателей — француза Дидье Ренара. Кондитерские изделия Renardi продаются в сетях "Стокманн" и "Глобус Гурмэ", а также в "Перекрестке" и магазинах Spar в Москве. Кроме того, Renardi готовит эксклюзивные свадебные, детские и корпоративные торты на заказ.
В октябре "Ростелеком" приобрел всю абонентскую базу компании "Сумма Телеком" (по оценкам аналитиков, в Петербурге она составляет 35 тыс. домохозяйств, по России — около 200 тыс.). Официально о факте сделки и ее сумме не заявляется, однако, по оценкам экспертов, она может достигать суммы 1 млрд рублей.
В августе 2019 года группа "Эталон" приобрела 100% акций АО "Лидер–Инвест", своей дочерней компании, у ПАО АФК "Система" за 29,8 млрд рублей. Тем самым, как считает Дарья Борисова, "Эталон", несомненно, усилил свое положение в сфере девелопмента и строительства на российском рынке.

Кто следом за Калви?

Аналитики осторожно оценивают перспективы следующего года, однако некоторые моменты можно отметить уже сегодня.
Так, намерение Центробанка ввести ограничение для банков по финансированию сделок слияния и поглощения может осложнить для игроков рынка поиск финансирования.
В частности, ЦБ предлагает классифицировать кредиты под сделки M&A как "сомнительные". В такой ситуации банки будут вынуждены резервировать средства (от 21 до 50% от суммы кредита), что может заставить их тщательнее подходить к оценке возможных рисков.
Интерес иностранных инвесторов к российскому рынку, скорее всего, охладит уголовное дело в отношении Майкла Калви, основателя банка Baring Vostok. Оно может в очередной раз заставить зарубежных бизнесменов размышлять на тему непредсказуемости российского делового климата.
Основные правовые механизмы, обеспечивающие привлекательность заключения сделок M&A по российскому праву, были введены законодателем в 2015–2017 годах. Можно констатировать, что 2019 год для корпоративной судебной практики складывается позитивно: совершенствуются подходы судов к диспозитивным положениям таких институтов, как опционы на заключение договоров, также развивается и подтверждается принцип свободы договора при заключении и дальнейшем применении корпоративного договора или акционерного соглашения.
Дарья Борисова
партнер юридического бюро "Григорьев и партнеры"
Давать прогноз по сделкам M&A на 2020 год проблематично: активность здесь зависит не только от того, кто и в каком году стал лидером и выгоднее всех продал или купил. Здесь надо смотреть и на макроэкономические показатели, и на микроэкономические показатели, и на возможности для роста в тех или иных отраслях. Но в общем и целом, полагаю, в Петербурге с высокой долей вероятности в тройке останутся и потребительский сектор, и недвижимость / строительство.
Елена Рыбальченко
юрист корпоративной практики "Пепеляев групп" в Санкт–Петербурге
В 2020 году ожидаем громких уголовных дел в отношении крупного бизнеса и изменения структуры собственников не в связи со сделками M&A, а в связи с принудительными мерами — банкротствами компаний, наложениями принудительных санкций на собственников. Гражданско–правовые отношения продолжают разрешаться не в арбитраже, они переводятся в уголовную плоскость. Вместе с тем драматизировать не следует: история нашей страны знает и более тяжелые времена. Рейтинги юристов проводятся регулярно, а раз существуют юристы, значит, кого–то они обслуживают. Так что бизнес в нашей стране все равно развивается.
Нина Боер
партнер, директор офиса ФБК Legal в Санкт–Петербурге