Онлайн на потребу. Объем интернет–торговли в РФ в 2019 году увеличился на треть

Автор фото: vostock-photo

Причем продажи некоторых товаров выросли только в онлайне.

Российские покупатели все чаще предпочитают совершать покупки онлайн и заказывать доставку, вместо того чтобы тратить время на походы в торговые точки офлайн. Интернет–магазины одежды и обуви Lamoda, Wildberries, Asos говорят об увеличении продаж на 70–84% за нынешний год. Многие крупные сети запустили приложения для онлайн–покупок и доставляют покупки заказчику максимально быстро — в срок от 30 минут.
"По итогам 3 кварталов 2019 года общее количество заказов интернет–магазина увеличилось более чем в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Чистая выручка за этот же период тоже выросла в 4 раза", — рассказал "ДП" директор по стратегии и электронной коммерции торговой сети "Перекресток" Леонид Довладбегян.
По данным аналитиков компании Nielsen, оборот рынка продажи товаров повседневного спроса (FMCG) вырос почти в 2 раза, а вот в офлайне рост составил всего 4%.
Самыми популярными товарами в онлайне, по данным исследования банка "Хоум Кредит", являются одежда и обувь, бытовая электроника, смартфоны, планшеты и продукты питания. "Интернет–технологиями в полной мере пользуются на рынке потребительских товаров и услуг", — отметил аналитик банка Станислав Дужинский.
По данным агентства Data Insight, за период с июля 2018–го по июнь 2019 года было оформлено 39,1 млн заказов бытовой техники и электроники на сумму 368 млрд рублей, что на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В пресс–службе компании "Ситилинк" отмечают, что количество заказов в интернет–магазине выросло на 23%.

Повседневность онлайн

Большую динамику роста имеют товары повседневного спроса. В Nielsen отмечают, что объем рынка вырос до 27,7 млрд рублей. Интересно, что продажи некоторых категорий товаров FMCG, таких как различные виды кофе, шампуни и корма для кошек, в офлайне растут незначительно, тогда как в онлайне имеют двузначные темпы роста.
По данным пресс–службы "AliExpress Россия", продажи на их платформе растут опережающими темпами. "Отдельно стоит отметить показатели больших офлайн–брендов, например одного из лидеров мирового рынка потребительских товаров P&G. Для них продажи в онлайне стали возможностью работать с аудиторией по–новому, в том числе расширяясь за счет социальной коммерции", — отмечают в компании.
Растет также и сегмент заказа продуктов онлайн. "Сегодня его доля в ретейле составляет 0,2%, но, по нашим прогнозам, к 2025 году она вырастет до 2%", — рассказали "ДП" в "Перекрестке".
Здесь отмечают, что переориентация спроса в первую очередь связана с тем, что потребители сейчас предпочитают тратить меньше времени на походы в магазин. В Петербурге заказ из Perekrestok.ru можно получить на кассе в девяти магазинах торговой сети. "Такая услуга не только позволяет экономить деньги на доставке, но и дает возможность выбрать оптимальный вариант — дождаться заказ дома или забрать его по пути", — считают в компании.

Входит в привычку

Самые высокие темпы роста показывают агрегаторы. По итогам первых 9 месяцев 2019 года оборот Wildberries достиг 140 млрд рублей, что на 84% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В пресс–службе компании рассказывают, что при этом количество заказов увеличилось более чем вдвое.
"Покупки онлайн с каждым днем становятся все более привычными и доступными. Покупатели все чаще осуществляют не разовые дорогостоящие покупки, они уже заказывают товары повседневной необходимости: продукты, бьюти, бытовую химию, канцелярские товары, зоотовары и многое другое", — комментируют в Wildberries.
Управляющий директор по цифровому маркетингу и продукту Lamoda Group Юлия Никитина говорит, что предпочтения и привычки множества людей разного возраста все больше смещаются в сторону онлайна. Так, по данным исследования банка "Хоум Кредит", интернет–шопинг привлекателен для людей в возрасте до 45 лет, а еще пару лет назад покупатель был значительно моложе.
"Доля е–commerce в общей структуре розничного рынка России до сих пор минимальна", — считают в "AliExpress Россия". В этот сегмент активно приходит новая аудитория и новые игроки. Многие ретейлеры уже не разделяют онлайн и офлайн — это единое пространство торговли, где каждый канал дополняет другой.