Как город подготовился к первому по-настоящему сильному снегопаду и что жители думают о возвращении чистой соли на дороги.
В первый день зимы и наутро после мощного снегопада в Петербурге снова усилились споры о том, каким способом наиболее эффективно убирать дороги и тротуары. Дебаты между сторонниками реагентов и адептами ручного труда обострились на фоне решения Смольного в 5 раз увеличить запасы соли.
Власти заявляют, что лопаты и своевременная уборка снега дорожной техникой останутся главным оружием в борьбе со стихией. Однако экологи в этом сомневаются и пишут отрытые письма в адрес чиновников. "ДП" изучил мнения всех сторон и собрал реакцию жителей города на снежный шторм.
Еще больше соли
По официальной информации комитета по благоустройству, 1 декабря на дорогах Петербурга работало более 670 единиц техники и свыше 1 тыс. дворников. Ночью, когда улицы стали свободнее, количество техники увеличили до 789 единиц. На снегоплавильные пункты "Водоканала" за сутки вывезли более 1,5 тыс. м3 снега.
"Работа дорожных служб 1 декабря была сосредоточена на прометании и сдвигании снега в лотковую зону, подметании тротуаров, а также обработке противогололедными материалами наиболее опасных участков дорог (мостов, путепроводов, перекрестков). Учитывая высокую влажность воздуха, для предотвращения превращения снега в ледяной накат на проезжей части местами применялась песко-соляная смесь с содержанием соли не менее 30%", — подвели итоги борьбы со снегопадом в Смольном.
По прогнозам синоптиков, сегодня днем в Петербурге снова ожидается небольшой снег. Осадки с мокрым снегом также прогнозируются на среду, 4 декабря. Все предстоящие дни на дорогах будет появляться гололедица.
Как пояснил временно исполняющий обязанности председателя комитета по благоустройству Сергей Малинин, по сравнению с прошлым годом власти заготавливают больше технической соли. Если раньше план включал 20 тыс. тонн соли, то сейчас показатель увеличен до 100 тыс. тонн. Такая информация прозвучала во время заседания, прошедшего 28 ноября в Мариинском дворце, на тему подготовки Петербурга к зимнему сезону.
В случае необходимости при резких снижениях температуры от нулевых значений к отрицательным могут быть использованы 50-процентная песко-соляная смесь или соль в чистом виде, признал Малинин. Основные усилия все же будут направлены на подметание, сгребание снега в валы и последующий вывоз на снегоплавильные пункты, добавил представитель ведомства.
С учетом проблем прошлой зимы в Смольном также закупили дополнительное количество уборочной техники, пересмотрели порядок уборки и разработали новые маршрутно-технологические карты. Водителей предупредили, что предстоящей зимой дорожные службы будут активно перекрывать движение, причем не только ночью, но и днем. Эвакуировать машины, мешающие уборке, будут более решительно.
Химия вместо лопат
По мнению председателя правления Экологического союза Семена Гордышевского, в реальности Петербург вернется к практике массового использования чистой технической соли и реагентов, от которых отказались несколько лет назад при экс-главе комблага Владимире Рублевском. Свои опасения эксперт выразил в открытом письме на имя Сергея Малинина и руководителя комиссии по экологии и природопользованию петербургского парламента Марии Щербаковой.
По словам Гордышевского, на протяжении 3 лет Петербург жил без жидкой грязи на дорогах и с относительно чистыми тротуарами, была снижена аварийность и травматизм пешеходов. Автор письма опасается, что применение чистой соли и реагентов при их попадании в канализацию приведет к росту выбросов опасных химических элементов.
"Чем объясняется, — вместо продолжения применения с таким трудом выработанного экологически грамотного регламента, — возврат к скомпрометированной экологически опасной устаревшей практике, от которой город благоразумно отказался в 2014 году?" — задается вопросом автор обращения (орфография и пунктуация сохранены).
Против возвращения соли выступили и велосипедисты. "Прощайте времена, когда от соли начали всячески отказываться в пользу качественной уборки снега. Откатывается на пять лет назад, к чистой соли на дорогах, убитой обуви, аллергии и прочим сопутствующим "эффектам". В общем, надо на зиму брать какой-нибудь дешевенький вел, который будет не жалко угробить солью", — возмущается на своей странице в соцсетях руководитель Петербургского велосообщества Павел Хусу (орфография и пунктуация сохранены).
Руководитель портала об автобусах и автобусных перевозках Bus-club.ru Евгений Захаренко считает, что хлорид кальция портит не только экологию, но и общественный транспорт, личные авто, обувь горожан и здоровье домашних животных. "Лакокрасочное покрытие страдает при этом больше всего, автобусы служат меньше, чем могли бы. Так в чем же так называемая выгода? Хлористый кальций и его аналоги уже проходили испытания в Европе, и никаких положительных сторон в этом не нашли. Стали бы вы использовать химию на своем дачном участке или в своем частном доме? Нет. Взяли бы лопату, откидали снег и посыпали песочком или мраморной крошкой", — полагает Захаренко.
Рациональный режим
Как сообщили dp.ru в ГК "АвтоСпецЦентр", в течение 3 последних лет дороги действительно практически не обрабатывались реагентами, количество химических веществ сократилось в 10 раз. Техническую соль заменили песко-соляной смесью, позволяющей локально устранять наледь.
Также по примеру стран Скандинавии для обработки дорожной инфраструктуры использовалась смоченная гранитная крошка, что привело к засорам ливневых канализаций и к повреждениям эскалаторов в метро. В связи с этим власти нынешней зимой решили вернуться к использованию технической соли, но в более рациональном режиме.
"Основным противогололедным реагентом для обработки дорог станет смесь песка и технической соли, которая образует на проезжей части незамерзающий слой и обеспечивает безопасное движение. Большой объем реагентов объясняется необходимостью применения водно-солевых растворов для превентивной обработки дорожных покрытий — расплавления снежно-ледяных отложений или гололедных пленок. Своевременная уборка снега по-прежнему остается самым эффективным методом борьбы с гололедом: применение технической соли без первичной очистки приводит к образованию слякоти, которая при низких температурах замерзает, и эффект противогололедной обработки исчезает", — отмечают в компании.
В ГК "АвтоСпецЦентр" убеждены, что комплексная обработка дорог — очистка снегоуборочной техникой и последующая обработка смесью с реагентами — позволит снизить расходы на дополнительные работы, возникающие при некачественной первичной уборке. "Исходя из того, что в 2019 году расходы на уборку снега увеличили с 9 млрд до 10,7 млрд рублей, повтора снежного коллапса 2018 года не будет", — убеждены в компании.
Руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова считает, что с помощью только механического прометания улиц полностью убрать зимнюю скользкость в условиях крупного мегаполиса, такого как Петербург, невозможно.
"Для повышения эффективности прометания даже за границей, на которую все очень часто любят ссылаться, дороги обрабатывают реагентами. Это предотвращает уплотнение снега под колесами. Все, что может быть сметено, как раз и должно быть сметено механическим способом. Но если до выпадения снега на асфальте или плитке был лед, то он там и останется. Его нужно растопить. Учитывая высокую интенсивность движения в Санкт-Петербурге (на многих улицах она превышает 10 тыс. машин в сутки, а на КАДе — все 250 тыс.) и небольшой по сравнению с другими странами парк уборочной техники, промести город и вывезти весь снег до того, как он утрамбуется колесами автомобилей, невозможно. В результате образуется обледеневший накат, который приводит к авариям. Посыпать песок на толстый слой снега тоже бесполезно: коэффициент сцепления от этого не увеличивается", — рассуждает эксперт.
Тенденция перехода на современные комбинированные реагенты и отказа от песка связана не только с ужесточением требований к уровню содержания дорог зимой, подчеркивают в ассоциации. Экономические расчеты показывают, что применение песко-соляных смесей увеличивает совокупную стоимость содержания автодороги за счет высоких сопутствующих расходов. Нормы посыпки песком в 5–7 раз выше, чем реагентами, расходы на весеннюю уборку и очистку ливневых канализаций в десятки раз превышают закупочную стоимость фрикционного материала. Кроме того, для уборки города в отведенные национальным стандартом сроки по технологии с песко-соляными смесями требуется парк техники в разы больше, чем при технологии с использованием солевых смесей. "Выходит дорого, трудозатратно и малоэффективно", — перечисляют в организации минусы односторонней песко-соляной уборки.
Расчеты ассоциации показывают, что переход на инновационные реагенты позволяет в 2 раза снизить потребность в специализированной технике, в 2,5 раза — расходы на ГСМ и оплату работы водителей, в 4,5 раза — требуемый тоннаж противогололедных материалов. Таким образом, снижение затрат на зимнее содержание 1 м2 составит 20%.
Между тем в Северо-Западном межрегиональном управлении Росприроднадзора из-за появления сообщений о возможном возвращении реагентов на улицы Петербурга заявили, что опыт использования песко-соляной смеси и расчистки дорог от снега и наледи без применения специальных реактивов снижает риски загрязнения водных объектов.
"Учитывая тот факт, что ливневая канализация в Петербурге не проходит очистку, использование реагентов для борьбы со снегом на улицах города может привести к попаданию загрязняющих веществ в реки и каналы города, что негативным образом отражается на их состоянии. Следует отметить, что в настоящий момент в Госдуму внесен законопроект, в случае принятия которого может быть введен запрет на использование противогололедных реагентов в ходе выполнения работ по санитарному и техническому содержанию таких элементов обустройства автомобильных дорог, как тротуары, пешеходные (велосипедные) дорожки, остановки маршрутного транспорта", — добавили в ведомстве.