Не так давно все СМИ обошла такая радостная новость, что некоторые деловые издания даже вышли с заголовками "Ипотека стремительно дешевеет".
Действительно, банки снизили ставки по ипотеке — не так уж сильно, впрочем, чтобы употреблять термин "стремительно". "В октябре средняя ставка по ипотеке опустилась до 9,4%, что является минимумом последних 2 лет", — транслируют медиа.
Кажется, потребителю остается только радоваться, ведь в перспективе можно будет брать жилищный кредит дешевле или перекредитоваться под более низкий процент.
Но, увы, в экономике часто все не так, как кажется на первый взгляд. Все зависит от обстоятельств.
Например, цены. Если они падают — это для потребителя, кажется, здорово.
Но если они падают вследствие кризиса перепроизводства? Тогда у потребителя растут риски того, что ему снизят зарплату или премию. Или он окажется вообще уволен и пополнит ряды безработных.
Дальние последствия событий в экономике обычно противоположны краткосрочным.
Поэтому стоит разобраться, почему ставки по ипотеке падают, а потом уже решать, стоит ли этому радоваться. Первое объяснение, которое дают и сами банкиры, — ЦБ понизил ключевую ставку, поэтому и процент по ипотеке сокращается. Но разве стали бы банкиры сокращать процент, если бы на ипотечные кредиты был сильный спрос? Конечно, нет. Они бы просто радовались дополнительной прибыли, образовавшейся в результате более дешевого фондирования от ЦБР. Нет, ставки снижают именно потому, что спрос на ипотеку низкий.
Еще версия. Может, это не спрос низкий, а предложение бурно растет, спрос за ним просто не успевает, вот цены (ставки) и падают?
Хотелось бы. Такая цель, кстати, поставлена в майском (2018 года) указе президента — увеличение объема жилищного строительства до 120 млн м2 в год. В полтора раза.
Но увы. Показатель сентября — 2,8% роста ввода общей площади жилья (к прошлому сентябрю) — бурным не назовешь. Особенно после откровенного провала прошлого года (–4,5% в 2018–м, –5,6% в I квартале 2019–го). Вот совершенно нет никакого бума. И цель президентского указа уже очевидно провалена — 2 года из 6 потеряны.
Это даже если верить Росстату. А если использовать статистику ЦБР, то мы, к своему удивлению, увидим, что бум ипотеки, наблюдавшийся еще в прошлом году (+17,4%), в текущем сменился кризисом: летом 2019–го спад был вообще двузначным, в сентябре чуть лучше, но все же падение на 6,1% (к прошлому сентябрю).
Вот где источник снижения ставки. У людей нет денег, и они сокращают спрос на ипотечные кредиты. И без того не столь уж большое предложение новостроек не выкупается. Именно поэтому банки вынуждены понижаться. А вовсе не из–за снижения ставки ЦБ или бума в строительстве жилья.
Падение ставки в любом случае — хорошая новость для ипотечников (и тех, кто собирается брать такие кредиты). Но с точки зрения макроэкономики это очень дурной сигнал. Симптом стагнации, сжимающейся экономики и кризиса в стране.