В России постепенно ввели ряд ограничений по использованию электронных кошельков. Последнее из них — пополнение теперь возможно только через банковский счет. Таким образом, пользователи, которые не имеют счетов в кредитных организациях, лишаются возможности оплачивать покупки или переводить деньги в интернете, а сами банки избавляются от конкуренции на финансовом рынке.
Финансовые эксперты и представители российских платежных систем считают, что последствия могут оказаться катастрофическими для рынка электронных платежей. Кошельки оказались в неравных условиях с банками, в результате чего они могут быть вытеснены с рынка и потерять клиентов. Помимо этого, жесткие ограничения со строгой идентификацией пользователей, как заявили 11 декабря в Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, затормозят развитие безналичных платежей в России. Подробнее — в материале dp.ru.
Борьба с анонимами
С 15 сентября пользователи Рунета не могут анонимно пополнять электронные кошельки или переводить с них деньги. Новые правила коснулись всех основных участников рынка — QIWI, WebMoney, PayPal, "Яндекс.Денег" и сервиса VK Pay.
Согласно поправкам в закон "О национальной платежной системе", неидентифицированные пользователи могут пополнять свои кошельки только с использованием банковского счета. Авторы поправок таким образом решили бороться с финансированием терроризма, наркоторговлей и обналом.
ЦБ при этом уточнил, что новые правила были введены по просьбе Росфинмониторинга. С помощью пополнения кошельков через банковские счета можно точно идентифицировать источник денежных средств, рассказали в ведомстве. При этом участники платежного рынка были удивлены тем, что при принятии поправок не учли мнения отраслевых организаций, а у компаний не уточнили возможных последствий.
В ответ на введенные запреты Ассоциация участников рынка электронных денег и денежных переводов, "Яндекс.Деньги", QIWI, WebMoney и РНКО "Единая касса" предложили расширить методы идентификации пользователей кошельков — например, ввести верификацию пользователей по номеру телефона через мобильного оператора, по паспорту, водительскому удостоверению или с использованием других документов, которые чаще всего оказываются под рукой пользователей, — ИНН, СНИЛС или ОМС. Кроме того, участники рынка предложили идентифицировать пользователей через Единую биометрическую систему, а также упростить верификацию нерезидентам.
"Каждый четвертый потребитель финтех-услуг выбирает сервис исходя из простоты входа. В этом плане самой простой финансовой услугой является электронный кошелек — открыть его можно за минуту. Указав адрес электронной почты и номер телефона, клиент получит неперсонифицированный инструмент с ограниченными функциями: по закону его нельзя использовать для переводов другим людям, вывода денег и платежей иностранным организациям. Зато можно — для оплаты услуг российских компаний, например организаций ЖКХ, сотовых операторов, интернет-магазинов. Простота регистрации кошелька сделала его важным социальным инструментом, который до недавнего времени решал проблему с доступностью финансовых услуг и повышал долю безналичных платежей в коммерческой и социальной сферах", — говорится в заявлении игроков рынка.
Также они указали, что в текущей версии закона "О национальной платежной системе" запрещено снятие наличных даже в пределах допустимых ранее 5 тыс. рублей, а также постепенно вводятся ограничения на пополнение электронных кошельков наличными, к чему российские пользователи уже давно привыкли.
"Операторы электронных денег и экспертное сообщество неоднократно выражали недоумение по поводу скорости принятия и строгости этих мер: неперсонифицированные кошельки и раньше были непригодны для p2p-переводов и обнала, а сейчас могут оказаться вовсе бесполезны, ведь удобных возможностей для их пополнения скоро не останется.
Последствия этого скажутся не только на людях, но и на бизнесе. Жители отдаленных регионов, из которых уходят банки, лишатся самой доступной финансовой услуги. Вырастет доля наличных платежей, что, в свою очередь, станет искушением для недобросовестных предпринимателей", — отметили представители бизнеса.
Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин считает, что электронные кошельки поставили в неравное положение по сравнению с банками. Кроме того, в правах ограничили пользователей подобных сервисов.
"Мало того что сумма, которую можно будет снять наличными, ограничена — в итоге можно будет получить не более 5 тыс. рублей в день, или не более 40 тыс. рублей в месяц, — при этом переслать за месяц можно будет не более 200 тыс. рублей, и только если остаток средств на счету будет выше 60 тыс. рублей. У пользователей электронных кошельков и так в последние годы стремительно отбирали права. Например, недавно ими запретили пользоваться за рубежом", — поделился он.
По мнению Осина, пока платежные системы будут развиваться на базе более широкого использования криптовалют, а пользователей заинтересуют криптовалютные кошельки. Но так будет продолжаться только до тех пор, пока в стране будет сохраняться низкая инфляция, а в развитых странах при этом инфляция должна иметь нулевое или отрицательное значение.
"При ускорении инфляции сектор будет испытывать давление и со стороны спада активности клиентов, требующих получать доход на вложенные средства, и со стороны роста издержек. Кроме того, параллельно возрастет требовательность рынка к качеству услуг — на фоне усиления конкуренции. Биткоины не спасут, по ним даже сейчас отрицательная доходность вложений и риски ужесточения регулирования", — рассказал он.
В итоге система быстрых платежей, возможно, перестанет быть бесплатной, а кошельки перейдут в собственность банков, спрогнозировал аналитик.
"Закон укрепляет позиции банков на рынке платежей и лишает конкурентного преимущества сервисы электронных денег. Реализуется перспектива, в которой традиционные банки остаются в финансовой системе, а не будут вытеснены новыми инструментами", — добавляет его коллега, аналитик ГК "ФИНАМ" Леонид Делицын.
По данным Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, на июнь 2019 года в РФ появилось более 10 млн дополнительных идентифицированных кошельков. Ежегодно россияне совершают до 2 млрд операций на общую сумму 1,7 трлн рублей.
Замедленное развитие
Все опрошенные "ДП" участники рынка сообщили, что пока не заметили существенного спада количества пользователей электронных кошельков, но при этом они значительно обеспокоены возможными негативными последствиями для бизнеса. Так, многих беспокоит пример Белоруссии, где после принятия похожих правил количество клиентов подобных сервисов сократилось более чем на две трети.
Как рассказали представители "Яндекс.Денег", сейчас у них зарегистрировано 60 млн кошельков и этот показатель продолжает расти.
"Анонимно совершаются порядка 10% платежей. По умолчанию все кошельки создаются неидентифицированными. Анонимного статуса достаточно для того, чтобы оплатить сотовую связь, коммунальные услуги или купить игру. Так что это может быть любой человек с совершенно разными потребностями. Для увеличения лимитов и доступа ко всем возможностям кошелька (мультивалютные счета, оплата за границей, снятие наличных, перевод денег и т. д.) по закону требуется идентификация", — отметили в компании.
В "Яндекс.Деньгах" отметили, что изменения коснулись всего рынка. В компании не исключают, что некоторые пользователи либо перейдут на наличные, либо проявят интерес к криптовалюте.
"Сейчас потребность в электронных кошельках никуда не исчезает, а следовательно, не теряется и социальная значимость этого инструмента. К сожалению, сервисы электронных денег не могут повлиять на законодательство, которое требует от пользователей проходить идентификацию для все большего количества операций, но есть надежда, что вслед за ужесточением требований придут послабления в виде альтернативных методов идентификации. Чтобы из заградительной процедуры идентификация стала простым и надежным способом подтвердить личность человека", — добавили представители "Яндекс.Денег".
В QIWI к этому добавили, что и до вступления новых правил кошельки имели весьма урезанные возможности. Теперь же финансовый рынок рискует потерять конкурентных игроков, потому что кошельки, по их мнению, играли не последнюю роль в обеспечении доступности финансовых услуг, формировании доверительной среды к финансовому рынку, а также создании здоровой конкуренции.
Сейчас QIWI обслуживает более 43 млн клиентов, 22 млн виртуальных кошельков. В компании добавили, что электронные кошельки в мире становятся все более популярным инструментом расчетов в онлайне. Так, по данным исследования Global Payments Report Digital 2018, наиболее распространенным средством платежа при покупках в сегменте электронной коммерции являются кошельки — 36%, а к 2022 году прогнозируется рост до 47%. Ближайшие конкуренты — кредитные и дебетовые карты — имеют долю 23% и 12% соответственно. К 2022 году, по прогнозам экспертов, популярность последних снизится до 17% и 11%.
"Кроме того, финансовые показатели QIWI и рост числа пользователей кошельков говорят о том, что в России это также крайне востребованный способ. Поэтому данный рынок будет развиваться, но вот темпы его развития могут существенно замедлиться, что скажется, в свою очередь, как на финансовом рынке, так и на экономике России в целом. Но речь не идет о том, что электронные кошельки исчезнут", — пояснили в QIWI.
Представители WebMoney рассказали, что опасаются сокращения финансовых услуг для подростков и других граждан, не имеющих банковского счета. Сейчас в системе WebMoney зарегистрировано более 40 млн участников.
"Согласно стратегии ЦБ по повышению финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов, одной из основных задач является обеспечение возможности получения населением разнообразных финансовых услуг через интернет. Речь идет о развитии цифровых финансовых продуктов и услуг, в том числе о дистанционном банковском обслуживании и услугах по переводу электронных денежных средств. Однако, учитывая все предпосылки, есть вероятность, что электронные кошельки вразрез со стратегией ЦБ потеряют социальную функцию, решающую проблему доступности финансовых услуг и повышения доли безналичных платежей", — отметили в WebMoney.
Петербургские клиенты WebMoney чаще всего используют электронные кошельки для совершения повседневных платежей — оплаты интернета, мобильной связи и телевидения (32%). На втором месте располагаются покупки в интернет-магазинах (29%), затем идут игры (18%), траты в социальных сетях и на образовательные услуги (12%), покупка электронных товаров — книг, музыки и фильмов (9%).
Социальный кошелек
Отдельное явление представляют собой платежные системы и электронные кошельки в социальных сетях. Яркий пример — система VK Pay. Сейчас совершать платежи в этом сервисе и пользоваться кошельками, согласно новым правилам, пользователи могут только по банковской карте.
Как рассказали представители "ВКонтакте", свыше 12 млн пользователей зарегистрировали кошельки в сервисе VK Pay. Чаще всего сервисом пользуются для покупки виртуальных товаров — музыки, игр и голосов "ВКонтакте", а также для оплаты мобильной связи и транспортных услуг (пополнение карт "Подорожник", "Тройка", "Стрелка" и оплата такси). Также VK Pay используют для перевода денег между пользователями. Средний чек такого перевода составляет 1,8 тыс. рублей.
Аналитик Леонид Делицын из ГК "ФИНАМ" считает, что подобный вид финансовых переводов будет развиваться наиболее интенсивно, но они также ограничены интересами банков.
"Социальные сети обладают многомиллионной лояльной пользовательской базой, поэтому они, безусловно, войдут на рынок финансовых технологий. Сейчас началась конвергенция услуг контента (поисковые машины, такие как Google и "Яндекс"), коммуникаций (операторы связи, социальные сети, мессенджеры) и финансовых услуг (банки). Потенциальный эффект от синергии очень высок, поскольку в руках операторов связи, социальных сетей и поисковых машин сегодня большие данные о пользователях, однако платежи по-прежнему контролируются банками и государства не готовы пока отказаться от традиционных банков", — отметил он.
Аналитик также добавил, что регуляторы пока не позволяют социальным сетям и популярным мессенджерам вводить, например, собственные криптовалюты: даже в США Facebook с его благонадежным американским происхождением не может пока начать использование Libra, не говоря уже о созданном выходцами из России Telegram.
"Другие страны еще менее готовы устроить у себя финансовую революцию. Поэтому социальные сети будут пытаться входить на рынок финансовых услуг самостоятельно, в партнерстве с банками или приобретая традиционные банки. Надежду заработать на рынке платежей социальные сети не оставят, а форма работы на рынке будет постепенно найдена", — заключил Делицын.