Стартап "SOSеди" создан школьниками Красногвардейского района в рамках программы Startup Junior. Его поддерживает группа "Эталон".
"Это приложение для знакомства соседей, живущих в одном жилом комплексе. Благодаря ему можно не только узнать, кто живет в твоем доме и найти человека с общими интересами, но и договориться о встрече", — рассказывает сооснователь проекта Анастасия Райская.
По ее словам, жители дома смогут, например, договориться пойти на площадку с детьми, в театр или кино, организовать вечер настольных игр, отправиться на одной машине на работу и т. д.
Самого продукта еще нет, команда разработала концепцию, провела опрос среди потенциальных клиентов, получила ряд консультаций от бизнес–ангелов и сейчас начала работу над приложением.
Алгоритм чем–то схож с тем, что предусмотрен в Tinder: информация о человеке раскрывается, только если оба участника заинтересованы в этом. Как и в "Яндекс.Такси", предполагается система оценок, чтобы не понравившийся сосед больше не мог установить контакт через приложение.
"Проект курирует "Эталон", компания уже проинвестировала 300 тыс. рублей в акселерационную программу, разработанную методологами специально для подростковых стартапов. Команда проекта "SOSеди" летом прошла наш акселератор и сейчас ведет переговоры о продолжении взаимодействия с застройщиком", — рассказывает основатель школы предпринимательства Startup Junior Александр Ружинский.
Деньги на разработку
По словам Марата Шилибаева, руководителя отдела разработки мобильных приложений с 8–летним стажем программирования в этой отрасли, создание MVP (минимально жизнеспособный продукт) такого приложения обойдется приблизительно в 1–1,5 млн рублей.
"Чтобы дать максимально корректную оценку, необходим список функций для каждого из экранов приложения с перечислением того, что пользователь сможет с ним делать, — говорит эксперт. — Исходя из описания проекта, средних зарплат по рынку, стоимости серверов для запуска, Apple/Google Developer–программ и предположения, что дизайн для прототипа команда нарисует сама, стартапу потребуется три разработчика и 3 месяца работы".
По его словам, можно пойти другим путем и взять для разработки готовое решение Firebase от Google, пользовательские интерфейсы написать с помощью библиотеки данных React. Это позволит привлечь двух специалистов, снизит стоимость разработки до 700 тыс. рублей, но увеличит время выполнения работ в 1,5 раза.
Ксения Тиханкина, представитель компании — разработчика мобильного приложения BEST.Petersburg для туристов, оценивает разработку в 2 млн рублей, но объясняет, что стоимость можно серьезно снизить, если делать проект на базе одного из технических вузов города. Учитывая бэкграунд стартапа, это кажется наиболее вероятным сценарием.
"Профессиональные или узкоспециальные мессенджеры в формате мобильных приложений — новый тренд во всем мире, — говорит она. — В США есть специальные мессенджеры для знакомства тех, кто занимается стартапами в Силиконовой долине. Это, например, Openland. Здесь похожий принцип — чаты по интересам и геолокации".
В США работает аналог "SOSеди" — приложение Nextdoor, в России оно недоступно. "В Хельсинки, например, в районе Kalasatama у нас есть приложение для соседей, в котором можно забронировать сауну, спортзал или кафе, находящиеся в их доме, — говорит Хели Пулкинен, представитель строительной компании SRV. — Однако возможность завести там знакомство не предусмотрена. Это, кстати, довольно хорошая мысль".
Российские предприниматели уже пробовали запустить локальное приложение для знакомства под названием KnockChat в 2016 году, однако проект закрылся из–за нехватки финансирования. В том, что "SOSеди" не повторят его судьбу, сильно сомневается инвестор и бизнес–ангел, директор Центра развития технологических проектов и предпринимательства СПбПУ Александр Гаврюшенко.
"Это мертворожденное стартап–дитя. Очередная соцсеть для котиков, — считает он. — Проект погнался за популистскими трендами, но не найдет отклика у аудитории. Не вижу и пользы, которую может получить строительная компания. Помощь в продаже квартир? Они реализуются на том этапе, когда никаких соседских кондоминиумов в соцсетях еще не создается. Передавать показания счетчиков? Такие сервисы уже есть".
Бонус для девелопера
Ксения Савчук, представитель компании "Эталон", считает, что потенциал у стартапа все–таки есть и пользу от сотрудничества со школьниками найти можно.
"Да, идея проекта не нова и витает в воздухе. Кастомизация общения очень востребована, желание создавать сообщество есть у многих. Нам понравился этот стартап: приложение может помочь жителям современных больших комплексов, таких как квартал "Галактика", знакомиться и общаться с соседями. А это расширяет идею наших уже существующих приложений, которые упрощают взаимодействие с компанией в процессе покупки квартиры и после нее", — говорит Ксения Савчук.
По ее словам, компания давно старается знакомить жителей своих ЖК друг с другом — проводит озеленение, новогодние мероприятия, праздники во дворах. "Так что, поддержав стартап "SOSеди", мы решили оцифровать то, что и так уже делаем. Будем направлять и консультировать команду и дальше".
Михаил Ковшов, основатель компании Citylife, говорит, что девелоперы заинтересованы в постоянном общении со своими жильцами и объединении групп населения для решения вопросов по управлению домом.
"Это определение размера взносов на капитальный ремонт, уборка придомовой территории. Когда жители одного дома разобщены, многие важные задачи не решаются", — подчеркивает он.
Полина Хабриева, менеджер акселератора IT–компании "КРОК", подтверждает, что строительные и управляющие компании сейчас все чаще пытаются привнести в основной бизнес добавленную ценность, так как конкуренция в отрасли высока.
"Бонусами становятся не только скидки на стройматериалы, но и создание комьюнити вокруг новых ЖК: жители покупают не только квартиру для сна после работы, но и инфраструктуру, нетворкинг. Словом, место для полноценной жизни", — отмечает Полина Хабриева.
Для того чтобы приложение "SOSеди" и их последователи по–настоящему стали востребованными, говорит она, в них надо встраивать сервис, который нельзя сделать при помощи инструментов "ВКонтакте", "Одноклассники", Facebook и мессенджеров WhatsApp и Telegram. Например, речь может идти о передаче показаний счетчиков, оплате коммунальных услуг, возможности сделать заявку на обслуживание, минимизировать документооборот.
“
Проект имеет смысл. Люди проживают на одной территории, имеют схожие интересы и социальный статус, денежный доход. Значит, у них есть потенциал для развития дружеских связей. С другой стороны, в новостройках соседи и так связаны друг с другом через общие чаты или паблики. При этом детская площадка остается топовым местом для тусовки соседей, и альтернатива ей вряд ли появится. Мы видим тренд на нишевые чаты с возможностью монетизации через рекламу местных кафе и другого локального бизнеса. Но я не уверен, что с помощью геолокации удастся заметно подружить людей, тем более что в выходные семьи обычно тратят время на себя. В Tinder или его аналоге можно встретиться и разойтись, а соседям с таким приложением сделать это крайне сложно.
Марк Шерман
управляющий партнер B&C Agency
“
Приложения для знакомства соседей — новый уровень взаимоотношения между жильцами, закономерный для эпохи цифровой трансформации. Жильцам требуется общение, и это тренд последних 5 лет. Несколько лет назад одна из петербургских строительных компаний уже вводила подобие социальной сети для жителей своего комплекса. Наша компания участвовала в данном проекте. Отдельного приложения не было, но был закрытый сайт, зарегистрироваться могли только жильцы конкретного дома. Подобные проекту "SOSеди" приложения однозначно будут появляться и дальше. Их будут инициировать строительные компании, они же будут искать подрядчиков на данные виды работ.
Михаил Ковшов
основатель компании CITYLIFE