Банкирам помогает рост цен.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев 2019 года рынок новых автомобилей в РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 2,8%. В декабре тенденция сохранится, и по итогам года российский авторынок покажет отрицательную динамику на уровне 3–3,2%, прогнозируют опрошенные "ДП" эксперты.
Вопреки традиционному осенне–зимнему росту продаж автомобилей в текущем году даже снижение ставок по кредитам не может замедлить общее падение спроса. В ноябре снижение объемов продаж достигло 6,4% по отношению к ноябрю прошлого года (против роста на 8,2% в ноябре 2018 года), в октябре — 5,2% (6,2%). Ситуация на рынке Петербурга в целом сопоставима с общероссийским падением.
При этом по итогам года банки прогнозируют увеличение объема выдачи автокредитов не менее чем на 20% по сравнению с результатами 2018 года.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за 9 месяцев текущего года на покупку новых и подержанных автомобилей банки выдали 505 млрд рублей по стране, из них в Петербурге — 44,3 млрд рублей (рост на 15%). Нарастить объемы выдачи кредитов банки смогли из–за повышения цен на автомобили, выдачи кредитов на покупку автомобилей с пробегом и премиум–сегмента.
Угроза дефолтов
Для поддержания темпов выдачи автокредитов на высоком уровне в текущем году банки резко увеличили долю займов с нулевым или минимальным первоначальным взносом. По данным бюро кредитных историй "Эквифакс", если в период с 2014 по 2016 год доля кредитов без первоначального взноса колебалась в диапазоне 8–9% от общего объема автокредитов, то начиная с 2017 года и на текущий момент их вклад возрос до 15%.
"В 2019 году на автокредиты с первоначальным взносом до 5% приходится около 25% общего объема выдач, а совокупно с кредитами с нулевым первоначальным взносом их доля достигла 40%, что можно рассматривать как угрозу качеству выдаваемых продуктов", — подчеркивают в "Эквифаксе".
По данным "Эквифакса", уровень просроченной задолженности в сегменте автокредитов снизился с 5,5% на момент кризиса 2014–2015 годов до 1,5% к концу 2017 года, но в 2018 году ситуация изменилась — доля проблемных кредитов выросла до 2%. Как отмечают в НБКИ, в структуре заемщиков — потенциальных банкротов (более 500 тыс. рублей задолженности при неоплате более 90 дней) на автокредиты приходится 7,2%, этот результат хуже, чем у ипотеки (2,2%) и кредитных карт (5,2%).
Автокредитование наряду с ипотекой остается для банков наименее рискованным сегментом из–за обеспечения залогом.
Господдержка помогла
Продажам помогли госпрограммы поддержки автопроизводителей и общее снижение ставок, которое произошло из–за снижения ключевой ставки ЦБ РФ с 7,5% годовых в начале года до 6,5% к декабрю. В результате сегодня средняя ставка на покупку нового автомобиля опустилась до 11,9% годовых, на авто с пробегом — 13,5% (при диапазоне 0,01–29% годовых).
"Существенную поддержку рынку автокредитования в стране, и в том числе в Петербурге, оказали льготные госпрограммы "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", однако их действие завершилось, и поэтому рост продаж автокредитов, особенно в массовом сегменте, постепенно сокращается", — отмечает Дмитрий Цховребов, директор Северо–Западного округа Русфинанс Банка.
"В течение года мы наблюдали стабильный спрос на программы господдержки, порядка 60% таких автокредитов были оформлены по программе "Семейный автомобиль", — говорит Сергей Кульпин, начальник управления розничных продаж в Петербурге и Ленобласти — вице–президент ВТБ.
В будущем году из бюджета на госпрограммы выделено 5 млрд рублей. Некоторые участники рынка полагают, что без увеличения максимальной стоимости автомобиля (сейчас она установлена в размере 1 млн рублей) эффект от действия мер господдержки в будущем году будет ниже.
По данным НБКИ, средняя сумма кредита на покупку автомобиля за 10 месяцев текущего года в Петербурге выросла на 9,8%, до 947 тыс. рублей.
"Средняя сумма автокредита превысила 800 тыс. рублей для новых и 500 тыс. рублей — для автомобилей с пробегом, в текущем году происходил ее постепенный рост", — отмечает Дмитрий Цховребов.
"Объем выданных банком кредитов в текущем году вырос на 9%, до 1,8 млрд рублей, в основном это подержанные автомобили, — комментирует Алексей Сигов, заместитель председателя правления Заубер–Банка. — Рынок продаж автомобилей в кредит стабилен, и мы прогнозируем его устойчивый рост в следующем году".
"Мы не ожидаем серьезного снижения спроса на автомобили в следующем году, участники рынка будут стремиться удержать высокий уровень продаж автомобилей, и автокредит — один из основных инструментов, который поможет стимулировать спрос на покупку", — говорит Сергей Кульпин.
“
Количество выданных кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом за 10 месяцев текущего года выросло на 11,9%. В структуре автопродаж доля кредитных автомобилей растет и приближается к уровню 50%. Росту автокредитования в этом году (да и в предыдущие годы) способствовало выделение денег на госпрограммы льготного автокредитования ("Первый / Семейный автомобиль"). Госпрограммы оказывают существенную поддержку всему автопрому. Иными словами, если бы не автокредитование, падение продаж автомобилей было бы еще более ощутимым.
Алексей Волков
директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй
“
Несмотря на продолжающееся падение российского авторынка, количество купленных в кредит автомобилей продолжает расти. У нас в III квартале 2019 года объем автокредитов в Петербурге вырос на 14,2% относительно III квартала 2018 года. Автокредиты обладают сезонной динамикой, основной объем продаж приходится на III и IV кварталы года. При этом мы наблюдаем рост среднего чека по автокредитам. На будущий год Минпромторг зарезервировал около 5 млрд рублей на госпрограммы. Но, чтобы полноценно поддержать рынок, имеет смысл внести в них некоторые изменения: повысить стоимость автомобиля до среднерыночной, то есть до 1,4–1,5 млн рублей, и расширить список моделей.
Татьяна Савина
исполнительный директор, управляющий филиалом банка "Уралсиб"