Москвичи осваивают гастрономический рынок Северной столицы России. В Петербурге за 4 млн рублей открывается "Какая–то кофейня" specialty–сегмента.
Новое заведение в конце декабря открывается в центре города — на Суворовском проспекте. В кофейне на 150 м2 располагается 50 посадочных мест, а также собственная кухня. Новое заведение будет работать, используя зерно категории specialty, которое набирает популярность в Петербурге. Только за последний год в городе появилось 20 specialty–кофеен.
Первая "Какая–то кофейня" открылась в Москве полтора года назад, но в столице заведение не такое большое — там всего 15 посадочных мест, а 50% заказов приходится на кофе с собой.
Какая–то концепция
Создатель заведения Андрей Дементьев отмечает, что, прежде чем открыть свой бизнес, он 3 года проработал бариста, а идею ему подсказали посетители. "Концепция родилась во время работы на смене, когда гость попросил сделать ему "какой–то кофе", то же повторилось несколько раз за день. И я подумал, не сделать ли какую–то кофейню, где можно купить какой–то кофе", — вспоминает он.
Изначально будущий предприниматель создал свой кофейный паблик в "Инстаграме". Через полгода решил открыть заведение с таким же названием. "В паблике уже было много подписчиков из столичной кофейной среды, поэтому в течение первого месяца работы 500 человек пришли к нам просто посмотреть, реально ли мы существуем или это пранк", — рассказывает Дементьев. В сети даже стали выходить публикации с заголовками: "Какая–то кофейня" действительно существует". Название — это самоирония, объясняет предприниматель. "Мы не заявляем, что лучшие из всех", — добавляет он.
Столичное заведение Дементьев открыл на собственные средства — тогда понадобилось около 500 тыс. рублей. В Петербурге вложения увеличились в разы, составив 4 млн рублей, которые он смог осуществить с помощью инвестора. "Здесь помещение гораздо больше, да и есть собственная кухня, в Москве же большая часть затрат ушла на оплату аренды", — подчеркивает ресторатор.
Здесь вам не Москва
Андрей Дементьев уже полгода живет в Петербурге и отмечает, что порог входа на местный ресторанный рынок здесь заметно ниже, чем в Москве. Это прежде всего связано с высокими арендными ставками. "Из–за высокой цены аренды сумма первоначальных вложений получается внушительная. Помещения в проходных и хороших местах столицы с 10–15 креслами стоят около 300–400 тыс. рублей в месяц. В Петербурге — в несколько раз дешевле", — подчеркивает предприниматель. В целом же московский гастрономический рынок уступает петербургскому. "Конкуренция в кофейном бизнесе очень специфичная. В центре Москвы сложился очень плотный пешеходный трафик, и было бы много возможностей для развития, если бы стоимость аренды не достигала космических высот. Внутри Садового кольца 30 м2 в месяц могут стоить и 1 млн рублей", — добавляет Андрей Дементьев.
Да и конкуренция в Петербурге меньше, по мнению Дементьева, в городе на Неве работает меньше точек "кофе с собой" и полноформатных кофеен, быстрее всего здесь развиваются пекарни и булочные.
По данным ГК "БестЪ", в Петербурге работает 5520 точек общепита, они занимают помещения общей площадью 1,77 млн м2. Около 2 тыс. из них, по данным 2Gis, — кофейни.
Сооснователь кофейни "Биография" Дмитрий Федченко сказал "Деловому Петербургу", что перенасыщения малоформатными заведениями в городе нет, рынок регулирует сам себя: оказавшиеся лишними закрываются. "Направление specialty становится востребованным, все больше кофеен начинают ориентироваться на него", — считает он.
В Петербурге действует много кофеен этого сегмента, в том числе "Кофе на кухне", "Больше кофе", "Знакомьтесь, Джо", DoubleB, Mad Espresso Team, "Займёмся кофе" и т. д.