Деловая активность в новогодние праздники снижается, пожалуй, только у промышленных предприятий, производящих продукцию, которая не ориентирована впрямую на широкого потребителя. Те же сегменты рынка, что заточены "посягать" на содержимое кошелька российского гражданина, и под бой курантов наготове.
По данным исследовательского центра компании "Делойт", новогодний бюджет среднестатистического россиянина составляет в этом году 19 300 рублей (в прошлом году — 16 900), прибавив 14%. Но это вовсе не свидетельствует, к сожалению, о росте реальных доходов граждан нашей страны. Опрос зафиксировал, что 44% респондентов предрекают экономике страны спад, а роста ожидают лишь 13%, 57% считают, что экономика страны переживает рецессию.
Эксперты объясняют заявленный россиянами рост расходов на новогодние праздники сменой поведенческой стратегии: граждане перестают ориентироваться на накопление и живут по принципу "была не была", завтра будет день — будет и пища. Копить абсолютному большинству решительно не с чего, максимум — удается что–то отложить как раз к празднику. Особенно наши люди стараются это сделать к Новому году. Традиция.
Поэтому, конечно, более–менее существенно заработать на празднике могут торговля со всевозможными распродажами и ярмарками, общепит, производители различной сувенирной и детской продукции.
Но речь идет, конечно, о "средней температуре по больнице". Кто–то со стандартным набором, состоящим из нехитрой закуски, баночки икры, бутылки шампанского, фляжечки водки, килограмма мандаринов и коробки шоколадных конфет, уложится и в меньшую сумму, чем 19 300 рублей, а у кого–то в планах и возможностях — весомые покупки.
Квартирный вопрос
Застройщики подстегивают и без того высокий спрос. "Стоимость квартир на оптимальном для покупателя уровне, цены в последние годы растут медленнее, чем себестоимость строительства. Наши акции сосредоточены в основном на повышении удобства покупки — это субсидированная ипотека со сниженными ставками, ипотека в рассрочку и т. д. Работают стимулирующие бонусы, такие как мебель в подарок", — говорит Марианна Ивлева, глава отдела маркетинга ГК "КВС".
С ней согласна Марина Сторожева, директор по продажам комплекса апарт–отелей VALO. "Перед Новым годом самые эффективные акции основаны на отсрочке основного платежа. Очень популярны рассрочки на длительный срок. Например, первый взнос — 30%, остаток можно выплатить равными платежами до сентября 2021 года", — сообщила она "ДП".
Рост продаж у каждого свой. "Мы планируем, что предновогодний прирост составит 15–20%", — говорит Сторожева. "В конце года увеличение спроса на квартиры в новостройках может доходить до 20–30% по сравнению с другими месяцами", — констатирует Екатерина Пчелкина, начальник отдела маркетинга РСТИ.
Впрочем, половина строительных компаний заявили, что не будут подстраивать продажи под Новый год.
Банки не дремлют
"Для банков новогодние праздники — перманентный, но ажиотажный рост спроса на транзакции и финансовые услуги, на декабрь может приходиться до половины годового прироста вкладов и до 1 / 3 прироста ипотечного портфеля, — отмечает Андрей Бархота, управляющий по стратегическому маркетингу Промсвязьбанка. — Синдром ажиотажной активности позволяет разрабатывать различного рода акции. Необходимость приобретения подарков обуславливает кратное увеличение транзакционной активности по пластиковым картам". По его словам, карточные программы лояльности, в том числе кэшбэк, накопление и использование бонусов, помогают резкому росту продаж, идет увеличение комиссионных доходов.
"По нашей статистике, Новый год на 2–м месте среди поводов вручить подарочную предоплаченную карту (на него приходится 5,5% продаж), — комментирует Елена Петрова, исполнительный директор по развитию банка "Русский стандарт". — Лидируют 8 марта (8,1% продаж) и 23 февраля (5,6%)". Самый популярный номинал такой карты — 3 тыс. рублей.
Охота к перемене мест
"Если сравнивать с летними месяцами, пассажиропоток в Хельсинки, Ригу и Йыхви в декабре — на уровне июня, — отмечает Райт Реммель, гендиректор АО "Евролайнс" (Lux Express Group). — В июле и августе туристов значительно больше, это основной объем отпусков. Пассажиропоток на линии Петербург — Таллин в декабре на уровне июля. Но с октября на этом направлении у нас добавился один рейс. По сравнению с декабрем 2018–го наибольший рост на рейсах в Хельсинки — 15%. В Таллин — 14,5%, Ригу — 5%. По иностранцам наиболее заметный рост — из Хельсинки в Петербург (35% по сравнению с декабрем–2018). Из Таллина — 23%, из Риги — 16%".
Культура — не внакладе
"У нас повышается посещаемость в новогодние праздники, и в связи с наплывом туристов мы даже продлеваем время работы", — рассказал "ДП" начальник отдела по связям с общественностью и культурным проектам ГМП "Исаакиевский собор" Игорь Стахеев. Он отметил, что корпоративы здесь не проводятся, потому что Исаакий и Спас на Крови — это еще и действующие храмы. Закрытых мероприятий не планируется и в Манеже. Там продолжит работу выставка Дейнеки и Самохвалова, цены на билеты не изменятся.
А вот Театр дождей на новогодних праздниках работать не будет, сообщила "ДП" заместитель его художественного руководителя по связям с общественностью Карина Пляцковская. Первая постановка (к 30–летию театра) намечена на 12 января. "Доходы наших актеров, которые могут поучаствовать в елочных кампаниях и других проектах, существенно увеличиваются", — сказала она.
Расчет на импульсивных
Ретейл задолго до Нового года заманивает покупателей в офлайн и онлайн. Последний набирает обороты, поскольку россиянам удобнее купить все необходимое к празднику на одной площадке. Даже за елкой можно не ходить. Например, продуктовый сервис "Самокат" запустил акцию и доставляет деревце за 15 минут.
В офлайне разными способами увеличивают трафик в свои торговые точки. Так, в торговом доме "Пассаж" отмечают, что рождественская ярмарка помогает привлекать на 10–15% клиентов больше, чем в другие дни. "В атмосфере праздника люди больше совершают импульсных покупок. Спросом пользуются игрушки по макетам исторических, которые продавались в "Пассаже" в начале прошлого века и в 1960–1970–е годы. Вкус покупателей все более притязателен, поэтому банальные товары больше не пользуются спросом", — рассказал партнер Jensen Group, директор "Пассажа" Дмитрий Абрамов. Средний чек в зимние праздники здесь от 3 тыс. до 7 тыс. рублей. Покупают полезные сувениры, новогодние гирлянды, игрушки, одежду с забавным дизайном, аксессуары, а также настольные игры.
С ярмарки — в ресторан
Проведение рождественских ярмарок хендмейда стало трендом. Они открылись во многих ТЦ, что, несомненно, увеличивает продажи и посещаемость. Организатор "Маркета у моря" Екатерина Наумова отмечает, что такие ярмарки далеки от качественного хендмейда, и там почти не представлены локальные небольшие проекты. "Высокая цена аренды, которая может доходить до 300 тыс. рублей за 2–3 недели работы ярмарки, отсекает небольшие проекты, тогда сюда встают крупные компании, которые торгуют в основном китайскими товарами", — рассказывает Наумова. Выручка участника ярмарки только в выходные может составить до 100 тыс. рублей, добавляет она.
Встретить Новый год в ресторане — популярная услуга, ее предлагают около 200 заведений Петербурга. В заведениях с низким ценовым сегментом застолье на одного обойдется от 4 тыс. рублей, а в ресторанах высокой кухни — от 20 тыс. рублей. Тем не менее рестораторы отмечают, что эта услуга пользуется спросом.