В этом году петербуржцы оказались более прижимистыми во время новогодних праздников. Так, многие аналитики заметили, что средний чек по многим категориям товаров уменьшился: по сравнению с прошлым годом снизились траты на доставку еды на дом, косметику, одежду и электронику.
При этом вырос чек на товары для дома и рукоделия. Кроме того, горожане традиционно увеличили траты на походы в кафе и кино. А вот по новогодним путешествиям в этом году есть небольшие изменения: если в прошлом году петербуржцы чаще всего ездили в более экзотические страны, то в этом году они предпочли традиционные Финляндию и Эстонию. Для сравнения: в 2019 году банки в качестве наиболее популярных стран называли Таиланд, Нидерланды, Испанию и Италию.
Меньше развлекаться и больше вышивать
По подсчетам "Яндекс.Кассы" и "Яндекс.Маркета", в первые дни января петербуржцы активнее всего покупали одежду, обувь, косметику, товары для дома, электронику, бытовую технику, товары для хобби, книги, автотовары, еду и спортинвентарь. При этом для большинства категорий этих товаров сократился средний чек. Исключение составили лишь товары для дома.
Средний чек по покупкам одежды и обуви составил 1,1 тыс. рублей, что на 4% меньше, чем в новогодние праздники 2019 года. На косметику и товары для здоровья петербуржцы в среднем тратили 2,8 тыс. рублей — это на 13% меньше, чем в прошлом году.
А вот на товары для дома и сада, а также на товары для хобби и рукоделия петербуржцы не поскупились. Так, средний чек на различные товары для обустройства дома составил 4,4 тыс. рублей. В этой категории интерес покупателей сильнее всего вырос к стеновым панелям, а также аксессуарам для окон и дверей: количество переходов с "Яндекс.Маркета" на сайты с такими товарами увеличилось на 41%.
Повышенным спросом пользовались товары для выращивания цветов и растений. На "Яндекс.Маркете" их искали на 38% чаще, чем в эти же дни годом ранее. На 2% вырос средний чек за цветы и другие растения, оплаченные через "Яндекс.Кассу", который в итоге составил 2,6 тыс. рублей.
Спрос на товары для хобби и творчества вырос на 27%. При этом товары для рукоделия люди искали на 53% чаще, для вышивания — на 69%, для рисования — на 23%. Но при этом средний чек в новогодние каникулы у любителей рукоделия уменьшился на 2% и составил 2,1 тыс. рублей.
Книгами петербуржцы также интересовались значительно меньше. На них в нынешние новогодние праздники в среднем тратили 354 рубля, в прошлом году средний чек составлял 444 рубля.
Нынешняя теплая зима также отразилась на новогодних покупках. Вырос спрос на велосипеды (+37%) и спортивное питание (+30%). А вот средний чек на товары для активного отдыха в целом сократился на 29%. В итоге он составил 4,6 тыс. рублей.
Также в начале нового года петербуржцы стали меньше тратить на доставку еды на дом. Средний чек составил 1,6 тыс. рублей — это на 17% меньше, чем в новогодние праздники прошлого года. При этом на "Яндекс.Маркете" чаще всего пользователи искали чай, кофе и какао, спрос на которые увеличился на 35%.
В магазинах бытовой техники петербургские покупатели расходовали в среднем по 1,5 тыс. рублей. Годом раньше этот показатель был заметно больше — 4,6 тыс. рублей. Активнее всего люди искали на "Яндекс.Маркете" посудомоечные машины и телевизоры. Средний чек за электронику составил 3,1 тыс. рублей — на 18% меньше, чем в первые дни 2019 года. В этой категории самыми популярными товарами на "Яндекс.Маркете" стали мобильные телефоны, наушники и колонки.
Традиционной популярностью пользовались кинотеатры, музеи, театры и концерты. Средний чек по ним составил 1,6 тыс. рублей. Также в новогодние каникулы некоторые горожане занимались образованием: за онлайн-курсы и мастер-классы люди платили в среднем по 1,7 тыс. рублей, а за услуги образовательных учреждений еще больше — по 1,9 тыс. рублей. Популярностью пользовались и онлайн-игры, средний чек по ним составил 481 рубль.
"На новогодних каникулах мы увидели, что российский потребитель рационально подходит к своим затратам на продуктовые покупки и походы в заведения общепита. Средний чек затрат россиян растет медленно. Повышение обеспечено покупками в крупных городах. При этом уже второй год подряд на новогодних каникулах заметна растущая популярность кафе и ресторанов. Индустрия питания в мегаполисах активно развивается, появляются новые демократичные форматы заведений, более интересное меню. Это привлекает большее число гостей, которые выбирают времяпровождение вне дома", — рассказал, в свою очередь, Алексей Баров, генеральный директор IT-компании "Платформа ОФД".
Компания "Платформа ОФД" — оператор фискальных данных, который обрабатывает ежедневно порядка 40 млн чеков более чем по 900 тыс. онлайн-касс в России.
По подсчетам компании, петербуржцы больше всего потратились на рестораны (средний чек — 1,4 тыс. рублей), число покупок по этой категории выросло на 15%, а средний чек подрос на 4%.
Также популярны были кафе и столовые, средний чек по ним составил 720 рублей, что на 8% больше, чем в прошлом году в это же время. Число покупок при этом выросло на 15%. На фастфуд петербуржцы в среднем тратили 315 рублей, это соответствует среднему чеку прошлого года. Однако число покупок выросло на 2%.
В супермаркетах средний чек жителей города составил 370 рублей — это на 3% выше, чем в прошлые новогодние каникулы. Количество покупок по этой категории выросло на 8%.
За шопингом в Финляндию
У клиентов банка "Санкт-Петербург" в нынешние новогодние выходные средний чек по тратам остался на уровне прошлого года и составил 1 тыс. рублей. Таким же сохранился и топ новогодних трат: продуктовые магазины, магазины одежды, кафе и рестораны. Обращает на себя внимание резкий скачок популярности кинотеатров (расходы увеличились в 3 раза), а также баров и дискотек (более чем в 1,5 раза).
Самой популярной для шопинга страной у петербуржцев оказалась Финляндия.
"На первом месте с большим отрывом — Финляндия со средним чеком около 2,5 тыс. рублей, на втором — Беларусь, где средний чек составил 1 тыс. рублей, на третьем — Эстония с 1,9 тыс. рублей. Чаще всего за границей деньги тратились в магазинах, ресторанах и кафе. Такое распределение логично, поскольку петербуржцы традиционно для праздников отправляются на шопинг в соседние с основным регионом присутствия банка страны. Прежде всего в Финляндию", — прокомментировал для "ДП" Сергей Мишанин, руководитель бизнеса банковских карт банка "Санкт-Петербург".
У банка "Русский Стандарт" топ стран оказался похожим. Петербуржцы совершали покупки чаще всего в Финляндии, Белоруссии, Эстонии, США и Латвии.
При этом в новогодние праздники у петербуржцев неожиданно снизился средний чек. Так, с 1 по 8 января он составил 1,2 тыс. рублей. При этом в декабре 2019 года средний чек был 1,3 тыс. рублей.
В декабре 2019 года в топ-5 категорий трат по всем картам банка "Русский Стандарт" у клиентов в Петербурге входили продуктовые магазины; одежда, обувь и аксессуары; транспорт и путешествия (в том числе и бронирование отелей); товары для дома; рестораны, фастфуд, доставка еды по интернет-заказам.
"С наступлением январских каникул 2020 года позиции в этом рейтинге немного поменялись: жители Петербурга стали чаще посещать точки общественного питания и хозяйственные магазины. Так, например, если две первые строчки топ-5 категорий трат остались неизменны, то "оплату транспорта и путешествий" на четвертое место оттеснили "рестораны, фастфуд и доставка еды по интернет-заказам", заняв третью строчку. На пятом месте оказалась категория "товары для дома", — поделились с "ДП" в "Русском Стандарте".
При этом в банке "ВТБ" результаты этих новогодних каникул несколько отличаются. Так, в топ стран по тратам клиентов банка вошли США, Великобритания и Германия.
Заграничный отдых в эти новогодние праздники выбрали почти 500 тыс. клиентов банка "ВТБ", что на 20% выше прошлогодних значений. Число совершенных ими транзакций превысило 1,56 млн, за год этот показатель вырос на 20%. Общий объем трат в ходе зарубежных поездок составил 4,7 млрд рублей, что сопоставимо с результатами прошлого года.
Лидером уже на протяжении 5 лет является Италия. Клиенты ВТБ совершили там операции на 454 млн рублей. Далее следуют США (368 млн рублей), Арабские Эмираты (345 млн), Великобритания (320 млн), Франция (317 млн). Новичками топ-30 рейтинга стали Литва и Португалия. Швеция и Грузия, напротив, в число наиболее популярных направлений в этот раз не попали.
На новогодний стол клиенты ВТБ в целом потратили 18,5 млрд рублей, что на 17% больше, чем в прошлом году. В среднем один клиент потратил в супермаркетах и продуктовых магазинах 4 тыс. рублей. На четверть выросли затраты в ресторанах: общий объем потраченных средств в этом году составил почти 5 млрд рублей, а средний чек при этом достиг 2 тыс. рублей.