От их расположения зависят перспективы перевода городского транспорта на метан.
Постановление об утверждении программы газификации Петербурга появилось на сайте Смольного в конце прошлого года. Оно подготовлено в рамках соглашения города с "Газпромом". Документ, в частности, предполагает строительство 190 км газопроводов, перевод 15 котельных на природный газ и возведение 19 автозаправок на метане (АГНКС). Общая стоимость программы — 28 млрд рублей, 4 из которых выделит город, остальные — "Газпром" и иные инвесторы.
В том числе на создание АГНКС планируется потратить 3,1 млрд рублей из внебюджетных источников. В перевод транспорта на газ город вложит 4,2 млрд рублей. В приложении к документу есть схемы, на которых детально отмечено расположение АГНКС.
Сейчас метаном в городе можно заправиться на семи газовых станциях. Большая часть инфраструктуры расположена в южной части города, лишь одна заправка находится на северо–западе — в Сестрорецке. По этой причине, например, автобусы на метане курсируют преимущественно на южных направлениях.
Чуть лучше обстоит ситуация с пропаном. Им можно заполнить бак по 30 адресам, однако этот вид топлива более дорогой (в среднем 20 рублей за литр против 10 рублей за литр метана) и взрывоопасный. Но благодаря более развитой инфраструктуре большинство легкового транспорта на газомоторном топливе (такси, небольшие грузовики) пользуются именно им.
Метан против пропана
Инициатива Смольного и ООО "Газпром газомоторное топливо" должна исправить эту ситуацию. Первые годы планируется строить по три метановые заправки, а в 2023 году — сразу восемь. Примечательно, что ни одной АГНКС в историческом центре Петербурга, в том числе на островной части, не будет.
"Для строительства газозаправочной станции требуется подходящий по размеру и стоимости земельный участок (от 0,4 до 1 га), подведение газовой магистрали достаточного давления, необходимый объем электричества для компрессоров, присоединение к дорожной сети, а также соблюдение требований промышленной безопасности. Эти критерии сложновыполнимы в условиях плотной застройки исторического центра Петербурга", — прокомментировала пресс–служба "Газпром газомоторное топливо". По экспертной оценке, стоимость строительства АГНКС под ключ составляет около 150 млн рублей.
Частным образом
В конце этого месяца собственную заправку на метане в поселке Петро–Славянка официально открывает ООО "Бетон", которое входит в группу компаний "ПО "Возрождение"Игоря Букато (171–е место в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2019). Она находится на базе асфальтобетонного завода. По договору с городскими властями компания должна получить до 30% от общей суммы вложений в качестве субсидий. Использовать объект ПО "Возрождение" планирует, продавая газ всем желающим.
"Пропускная способность АГНКС ГК "Возрождение" на данный момент составляет 100 заправок в сутки. Проектный годовой отпуск КПГ — 6,0 млн м3 / год. Месторасположение АГНКС в непосредственной близости от съезда с КАД обеспечивает высокую транспортную доступность и комфортную заправку", — пояснили в пресс–службе "ПО Возрождение". По мнению источников "ДП", она обошлась в 110 млн рублей.
Пойти по тому же пути попыталось ООО "Пи Джи Сапплай" из Ленобласти. Гендиректор этой компании Геннадий Кириченко рассказал "ДП", что приобрел участок 5,5 га рядом с газопроводом в Тосненском районе в 2012 году, который вплотную прилегает к трассе М–10. Мечтой бизнесмена было создание на этом участке КриоАЗС (установка, которая доводит газ путем охлаждения до минус 160°C). Предприниматель с компаньоном предполагали построить мини–завод по сжижению природного газа, автостоянку и станцию техобслуживания для тягачей. Предпроектные работы были выполнены, получены необходимые разрешения. Требуемые вложения для потенциальных инвесторов оценивались в полмиллиарда рублей. Затраты планировалось окупить за 2–3 года. Правда, инвесторы не нашлись.
"Нашу заявку на выделение льготного кредита на создание КриоАЗС не одобрили — конкурсная комиссия "Регионы — устойчивое развитие" объяснило отказ нехваткой средств. У нас были переговоры о партнерстве с ПАО "Новатэк", "Газпромом", "Несте", Кировским заводом. Длительное общение ни к чему не привело. В итоге я принял решение оставить проект и продать весь бизнес", — вздыхает предприниматель.
Отстали от графика
Согласно принятой еще в 2014 году городской программе внедрения газомоторного топлива, к 2023 году власти Петербурга планируют закупить 1231 автобус, эксплуатирующийся на метане, на общую сумму 22,3 млрд рублей. Однако в 2018 году вместо запланированных 114 единиц комитет по транспорту приобрел лишь 61 газовый автобус, а в 2019 году из 203 машин не было закуплено ни одной, уточнили "ДП" в комитете по транспорту. И это несмотря на то, что к 2020 году, согласно распоряжению федерального правительства от 13 мая 2013 года, не менее половины общественного транспорта городов–миллионников должно работать на газовом топливе.
"Программа внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Петербурга по–прежнему действует, поэтому планируется постепенное увеличение количества газомоторной техники", — добавили в ведомстве.
Главный принадлежащий городу эксплуатант газового транспорта — ГУП "Пассажиравтотранс", у которого 163 автобуса на метане. Как сообщили изданию в пресс–службе перевозчика, в 2020 году планируется приобрести 60 газовых автобусов с дальнейшей передачей их в филиал предприятия в Петродворце, вблизи которого работает АГНКС.
В шаговой доступности
"Что касается предлагаемой схемы АГНКС, то в ней учтена информация об адресах автобусных парков "Пассажиравтотранса". В частности, в списке перспективных адресов значится Финляндская улица в Колпино, на которой расположен один из филиалов предприятия. Данный автопарк в ближайшие годы начнет эксплуатировать газовые автобусы. Расширение сети заправок является одним из важнейших условий развития применения газомоторного топлива на городском транспорте", — прокомментировали в ГУПе.
О том, что развитие заправочной инфраструктуры — ключевой вопрос всей идеи использования газомоторного топлива, говорят и другие перевозчики. Газовых заправок должно быть больше, отмечают в компании "Питеравто", потому что заправка одного транспортного средства — длительная процедура, занимает до 20 минут.
"Этому рынку нужно развиваться поступательно, совместными усилиями операторов транспорта и операторов заправочных станций. Есть инерция некоторых перевозчиков, которые не умеют работать с газом, и они не стремятся опережающими темпами покупать машины. Так как они не покупают, то и заправки не появляются. То же самое перевозчики могут сказать и про АГНКС — заправки не строят, вот мы и технику не покупаем", — прокомментировал "ДП" директор по развитию "Питеравто" Дмитрий Титов.
С верою в газ
Этот перевозчик — лидер в Петербурге и Ленобласти по числу газомоторной техники. Из 3 тыс. автобусов его автопарка на метане эксплуатируется более 800. Они были закуплены в период с 2016 по 2019 год. Свой газовый парк компания наращивает на юге — в Петродворцовом районе, а также в Гатчине и Тосно, поскольку здесь сосредоточены основные газовые заправки.
"У нас газовый парк достаточно большой, потому что мы верим в эту историю. Мы стремимся полностью перейти на газ, это более технологично, более экологично. Где есть возможность, мы стараемся работать с метаном. Планируем наращивать объемы", — отметил Титов.
Частный перевозчик АО "Третий парк", у которого сейчас насчитывается 95 газовых автобусов (8,2% автопарка), с учетом расположения действующих АГНКС и обслуживаемой предприятием маршрутной сети (преимущественно на севере города) массово закупать технику на метане не планирует. Но в случае строительства на севере Петербурга АГНКС большой мощности перевозчик готов пересмотреть свои планы.
Пока же смысла в переходе на газ в "Третьем парке" не видят. "Выгода при использовании автобусов на газе, которая образуется за счет экономии затрат на топливо, сводится на нет затратами на дополнительный пробег до АГНКС, увеличением времени заправки автобуса по сравнению с дизельным топливом, увеличением затрат на содержание автобусов ввиду их низкой надежности (по сравнению с дизельными аналогами), а также необходимостью существенных инвестиций в производственную базу перевозчика для выполнения ТО и ремонта газовой техники", — считают в компании.
Кроме того, отмечают в "Третьем парке", сейчас стоимость газомоторных автобусов выше стоимости автобусов с дизельным двигателем ввиду сокращения в последние годы субсидии Минпромторга производителям газомоторной техники. Остальные перевозчики полагают, что с учетом роста цен на солярку газомоторное топливо выигрышнее для перевозчиков, даже несмотря на необходимость дополнительных вложений в инфраструктуру, обучение персонала и т. д. По данным "Пассажиравтотранса", использование газовых автобусов позволяет снизить затраты по статье "топливо" на 38% по сравнению с дизельными автобусами.