Но год будет сложный.
В 2019 году петербургская промышленность выросла на 4,8%. Локомотивы этого роста неочевидны, судя по цифрам, сохранить высокие темпы позволило производство электрического оборудования. В 2020 году под вопросом может оказаться экспортный потенциал — виной тому слишком укрепившийся рубль. А лучше всех чувствует себя сфера IT.
Мировые декорации
Разговор о самочувствии петербургской экономики приходится начинать с мировых трендов, ведь именно там — главный источник угрозы. Пока что ситуацию можно характеризовать как умеренно негативную. Вроде бы экономика даже прошла цикл замедления, на что осторожно указывает в последнем докладе МВФ. Но обращает на себя внимание неуверенность экспертов.
"Хотя наблюдаются признаки стабилизации, прогнозируемый мировой рост остается вялым, и не прослеживается явных признаков прохождения поворотной точки", — написала главный экономист МВФ Гита Гопинат.
Опережающие индикаторы это пока подтверждают. Предварительный январский индекс деловой активности в промышленности еврозоны оказался чуть лучше прогнозов: 47,8 пункта. Это все еще ниже 50, что фиксирует "кризисные" настроения, но лучше декабря (46,3). В США значение индекса за январь составило 51,7 (в декабре было 52,4).
Впрочем, в российской экономике ближайшим фактором перемен могут оказаться совсем не мировые колебания, а новый состав правительства. Баланс сил между условной "партией стяжателей" (апологеты бюджетного правила) и "партией расходов" (реализация нацпроектов, денежное стимулирование) качнулся в пользу последних, что дает надежду на поддержку внутреннего спроса. Но каких–то радикальных перемен в администрировании финансов ждать не приходится.
"Главной задачей нового правительства является обеспечение ускорения экономического роста, — отмечает в своем обзоре главный экономист Альфа–Банка Наталия Орлова. — Назначение Андрея Белоусова указывает на то, что нацпроекты останутся главным инструментом ускорения. Следует ожидать активизации строительства и возможного распространения опыта инфраструктурного прорыва в Москве на другие регионы. В то же время мы не считаем, что президент готов пожертвовать своими достижениями в области бюджетной политики, чтобы стимулировать рост".
За прошлый год промышленное производство в России выросло на 2,4% (в 2018 году — на 2,9%). Правда, эти цифры многие эксперты не воспринимают серьезно. "Колоссальное расхождение между PMI mfg (47,5 в декабре и 45,6 в ноябре. — Ред.) и индексом обрабатывающей промышленности сохраняется, что ставит данные Росстата под сомнение", — написал в своем телеграм–канале директор аналитического департамента "Локо–инвеста" Кирилл Тремасов.
С другой стороны, независимые оценки ВШЭ по интенсивности выпуска продукции обрабатывающих производств в ноябре указывали на рост как минимум на 2,2% год к году. Главным образом, за счет пищевки и лекарств. Так что, может, не такая уж большая ложь эта статистика.
Плюс электрификация всей страны
Результат Петербурга в два раза лучше общероссийского. Городская промышленность за 2019 год выросла на 4,8%. Правда, к концу года поменялись локомотивы этого роста. Так, если в первом полугодии заметно росли ключевые кластеры — фармацевтический (+11,3%) и автопром (+6,4%), то к концу года они растеряли рост. Производство лекарств выросло лишь на 6,3%, автотранспорта — на 1,2%. В небольшом плюсе смогла закончить год пищевка (+0,5%, хотя в начале года выпуск снижался). Ну а лидером роста в 2019 году стал выпуск электрического оборудования: +34,9%.
"Во–первых, в рамках импортозамещения много оборудования делают для военного флота. Сейчас есть большой госзаказ на строительство кораблей и ледоколов, соответственно, оттуда идет спрос, — объясняет начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский. — Во–вторых, электротехническое оборудование сейчас производят по заказу "Россетей". У них большая инвестиционная программа по всей стране, при этом отечественное оборудование дешевле и по качеству не уступает импортному".
Опасность для экспорта
Правда, негативное влияние может оказать укрепившийся рубль. За прошедший год курс доллара США снизился с 71 до 62 рублей, евро — с 80 до 69 рублей. Экспортеры в таких условиях теряют ценовые преимущества, а население переключается на импортную продукцию. В целом по России статистика уже зафиксировала сокращение экспорта — впервые с 2016 года (минус 5,6%, тогда как импорт вырос на 7,7%).
Пока что Петербург идет против тренда. По данным СЗТУ, импорт за 11 месяцев тоже сильно вырос (на 11%), но одновременно сильно увеличился и экспорт, сразу на 23,3%. Лучше всего продается за границу продукция химической промышленности (+117%). Традиционно хороший результат у сырьевого сектора. Но и пищевая промышленность чувствует себя неплохо: +9%. Самый слабый рост (+2%) у лесопромышленников.
"У экспортеров всегда есть возможности для реагирования на тенденции укрепления национальной валюты, начиная от определения сбытовой стратегии и заканчивая хеджированием валютных рисков. На наш взгляд, угроза крепкого рубля в долгосрочной перспективе неочевидна", — считает Александр Щелканов, директор по развитию и заместитель председателя комитета по развитию экспорта и импорта "Деловой России" в Петербурге.
Столица IT–индустрии
Если судить по динамике рынка труда, то городская экономика чувствует себя неплохо. По данным отчета HeadHunter, в IV квартале число вакансий выросло на 7%. Если сравнивать с 2015 годом, то заметно упала доля предложений для продажников (с 36 до 29%), при этом вырос спрос на синих воротничков (с 9 до 12%).
"В 2015 году компании набирали много менеджеров по продажам, это было кризисное время, и все ставили целью получить "быстрые" деньги, — объясняет Ирина Жильникова, руководитель пресс–службы HeadHunter по Северо–Западу. — Сейчас спрос перераспределился в пользу IT–специалистов, рабочих и производственных профессий, массового персонала. Да, частично это происходит из–за роста производства, но нужно учитывать и важный фактор — дефицит новых профессионалов".
"По нашим наблюдениям, наибольший подъем чувствуют производственные предприятия, особенно те, которые успешно участвуют в процессах импортозамещения, — подтверждает Юлия Старкова, генеральный директор кадрового агентства "HR–Аналитика". — Такие компании набирают в команду людей, готовых к развитию, поиску новых технологических решений. Традиционно дефицит кадров наблюдается в IT".
Если добавить к этому динамику офисного рынка, станет ясно, что именно IT–сегмент может стать ключевой точкой роста экономики Петербурга. По данным компании JLL, с 2016 по 2019 год на эту сферу приходилось 32% всех сделок на рынке аренды помещений. Новые офисы, по прогнозам, тоже будут занимать именно программисты.
"Со временем нефтегазовый сегмент притормозит свой рост в Северной столице, а вот айтишники продолжат развиваться быстрее, чем весь офисный рынок, — отмечает Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate. — Санкт–Петербург негласно становится IT–столицей России ввиду высокого уровня образовательных учреждений. Кадры разбираются IT–компаниями еще на начальных курсах".