В этом году обитатели улицы Рубинштейна лишатся одного из своих любимых праздников: ее больше не станут перекрывать для проведения Legal Street — вечеринки Юридического форума. Теперь она будет проходить на стрелке Заячьего острова. Местные жители считают изгнание юристов своей победой. Организаторы говорят, что решили переехать сами, так как в Петропавловской крепости им нравится больше.
Петербургский международный юридический форум (в этом году 19–23 мая) организуется по распоряжению президента. МИД и Смольному поручено "оказать содействие", а МВД, Росгвардии и ФСБ — обеспечить охрану порядка. Организация отнесена к полномочиям департамента по вопросам правовой помощи Минюста. Впрочем, еще не ясно, утвердит ли вечеринку в программе форума новый министр Константин Чуйченко (на фото выше).
Непосредственным организатором выступает ООО "Конференц–центр "Петербургский международный юридический форум" (КЦ "ПМЮФ"). По данным "Контур.Фокус", его учредитель — предпринимательница Ольга Мотенко. Она была директором фонда "ПМЮФ", конечные бенефициары которого — предприниматели Леонид Михельсон и Леонид Симановский.
Ранее Ольга Мотенко с партнерами владела ныне ликвидированным ООО "Молот", которое, по данным его ОКВЭД, занималось организацией и проведением азартных игр и заключением пари.
Как писали СМИ, ООО с аналогичным названием попадало в поле зрения правоохранительных органов, которые считали, что на самом деле фирма занимается организацией деятельности игорных клубов. Однако по крайней мере в одном из судов "Молот" отбился от этих претензий.
На данный момент участие в форуме для юркомпаний стоит 150 тыс. рублей. Для неюридического бизнеса оно обходится дешевле — 105 тыс. рублей.
На улице — пить
Первый ПМЮФ был организован в 2011 году, при президенте Дмитрии Медведеве (который и сам принял в нем участие), в Инженерном замке. На следующий год форум сменил площадку и с тех пор проходит в Главном штабе. Помещения Эрмитажа позволяют с комфортом провести деловую программу. Но устроители форума заботятся и о досуге своих гостей, организуя для них закрытые вечеринки. Так, в 2017 году под банкет арендовали часть Витебского вокзала. А в 2018–м ужинали в Конногвардейском манеже, причем для развлечения гостей к нему пригнали стадо слонов.
Визитной карточкой форума стала вечеринка Legal Street на улице Рубинштейна. На время ее проведения улицу перекрывали, и увеселительные заведения работали только на обслуживание гостей мероприятия. Посреди улицы ставили сцену для артистов. На одной из первых таких вечеринок на Рубинштейна в 2016 году выступил музыкант Сергей Шнуров. Он исполнил выпущенную незадолго до того песню "В Питере — пить", как можно предположить, хорошо отражавшую дух вечерней программы форума.
Хотя это мероприятие представлено на официальном сайте как часть культурной программы, делается оно силами юридических компаний. Те из них, кто имеет желание и финансовую возможность угостить коллег, сами договариваются об аренде заведений, меню, приглашении артистов и т. д. Источники говорят, что стоимость начинается от 500 тыс. рублей. При этом все общие оргвопросы (типа перекрытия улицы) берет на себя форум.
"По нашей оценке, кейтеринг для такого крупного мероприятия, как Legal Street, может стоить организаторам около 10 млн рублей", — сказал "ДП" Андрей Черепанов, исполнительный директор сервиса для заказа еды Catery.
Министр услышал
Однако жители улицы Рубинштейна, ведущие беспощадную борьбу с общепитом, ополчились и на юристов. И в этом году стало известно о новом месте проведения Legal Street, которая превратилась в Legal Island.
"По поводу вечеринки юрфорума нам все–таки удалось донести свою позицию до министра юстиции, теперь уже бывшего, — рассказала "ДП" член общественной организации "Граждане улицы Рубинштейна" Ольга Устян, — будем надеяться, что со сменой правительства у министерства не изменится мнение по поводу места. Для того чтобы нас услышали (а по этому поводу мы писали несколько лет в адрес организаторов форума и администрации Петербурга), в прошлом году нам пришлось во время вечеринки вывесить на улице плакаты с призывом к властям города обратить внимание на нарушения законодательства в работе баров. Только так эта проблема появилась в общественном пространстве".
Организаторы, впрочем, иначе трактуют причину переезда. "В прошлом году недостаток пространства на улице Рубинштейна стал очевиден, в связи с чем было принято решение о поиске другой, более удобной площадки, — сообщили "ДП" в пресс–службе форума, — стрелка Заячьего острова больше по площади, гораздо более живописна, там проще выполнить требования по безопасности гостей. Количество ресторанов на Рубинштейна хоть и велико, но конечно, а на Заячьем острове организаторы приемов смогут в полной мере проявить творческие способности и подарить участникам ПМЮФ качественно новый праздник. И даже ограничения, связанные с особым статусом Петропавловской крепости, правильнее считать преимуществами".
"Если проведение мероприятий Legal Street перенесут на Заячий остров, то убытки, которые понесет бизнес, по моей оценке, составят 20–30%. Нужно учитывать тот факт, что форум проходит в конце мая и с началом туристического сезона рестораны на улице Рубинштейна все равно будут заполнены, — сказал "ДП" основатель и руководитель компании Gastro Norma Данил Герасимиди. — На мой взгляд, Заячий остров для мероприятий такого уровня подходит слабо, ввиду того что там гораздо меньшее количество заведений. Перенесение места действия на Заячий остров как раз связано с событиями прошлого года, жалобы жителей послужили основной причиной. Альтернатива улице Рубинштейна в Петербурге есть, но это не Заячий остров. Для проведения подобных мероприятий можно рассмотреть Казанскую площадь или улицу Жуковского".
Поближе к декабристам
Теперь снимать усталость юристы будут на юго–западной стрелке Заячьего острова, у Алексеевского равелина (в его застенках томились декабристы и Чернышевский). "Концепция праздничного вечера в этом году вдохновлена знаменитым Coney Island в Нью–Йорке: участников и гостей форума ждут не только приемы и выступления артистов в закрытых шатрах, но и увлекательные аттракционы под открытым небом", — сообщают организаторы.
На сайте Музея истории Санкт–Петербурга, в управлении которого находится Петропавловская крепость (за исключением Монетного двора), сообщается, что вместимость стрелки с "ухоженным сквером" составляет 3 тыс. человек. В прошлом юрфоруме, по данным его официального сайта, приняли участие более 5 тыс. человек.
Корреспондент "ДП" обратился в отдел проведения мероприятий музея с просьбой об организации банковского события на стрелке Заячьего острова в преддверии лета. Там ответили, что стоимость проведения мероприятия — от 300 тыс. рублей в день. Цена и порядок согласования зависят от программы.
Официально в пресс–службе музея сообщили, что письмо с заявкой на проведение мероприятия в рамках юрфорума получили, "ведутся переговоры". Организаторам необходимо будет получить согласования в восьми ведомствах, включая КГИОП, районную администрацию, ГАТИ и т. д.
По закону "проведение Юридического форума на улице Рубинштейна с КГИОП не должно было согласовываться и не согласовывалось", сообщила "ДП" пресс–секретарь ведомства Ксения Черепанова. О новой площадке в комитет информации не поступало.
Красивые места
Вообще в крепости нередко проводятся коммерческие мероприятия — не только на стрелке, но и на пляже. У Алексеевского равелина с 2012 года стоит ресторан "Корюшка" (ранее известный как "Лето") холдинга Ginza Group, вызвавший возмущение градозащитников. КГИОП утверждал, что он построен в отсутствие разрешительных документов, оштрафовал музей на 20 тыс. рублей и потребовал сноса постройки, поскольку она "искажает облик объекта культурного наследия федерального значения". К видимым последствиям это требование не привело. В 2014 году в суд с иском о сносе постройки обратилась городская прокуратура. Но она проиграла дело во второй инстанции, так как предприниматели предъявили согласование КГИОП, которое тот по каким–то причинам не отозвал. "Суд первой инстанции ошибочно не принял во внимание довод ответчика, что им получено предусмотренное законодательством разрешение на установку временного некапитального сооружения, подписанное надлежащим лицом — председателем КГИОП", — гласило решение горсуда.
Старинные парки нередко используют для проведения многолюдных мероприятий, непосредственно с местом не связанных. Можно вспомнить ЦПКиО им. Кирова (он охраняется как федеральный памятник истории и культуры — ансамбль Елагина острова). Например, в 2017 году в парке проходил фестиваль Stereoleto, в 2019–м территорию сдавали под фестиваль Metro Family Day. Обычно события проходят в восточной части острова, со стороны дворца, при этом огораживают прилегающую территорию. Но бывает, что во время мероприятий значительно поднимают плату и за вход в сам парк.
“
Изменения в законодательстве, в частности новые требования к согласованию вентиляции, рекламным вывескам, ужесточение норм пожарной безопасности, эвакуации, послужили почвой для протестов местных жителей. Любой может написать заявление, и ему должны ответить. Не факт, что заведение тут же закроют, но точно сделают его жизнь существенно сложнее: когда у тебя семь проверок в месяц, работать становится крайне трудно. И это при условии, что все действительно согласовано и сделано в соответствии с нормами. Если не все так гладко, дело может дойти и до суда. Например, по этой причине закрыли ресторан Kazan–Mangal на ул. Восстания, 20. В этом случае все нормы, кроме одной, были соблюдены, и суд встал на сторону жильцов. На улице Рубинштейна есть довольно сильная группа активистов, которая и представляет интересы жильцов в этом вопросе. На этой улице наблюдается некоторое перенасыщение — более 70% помещений занимают именно заведения общепита. Улица узкая, дома стоят довольно близко друг напротив друга, создавая своеобразный эффект колодца, что только усиливает уровень шума. Есть и альтернативные площадки для проведения крупных мероприятий. Это в первую очередь территории, где поблизости нет или немного жилых домов, например новые креативные кластеры — "Севкабель Порт", Новая Голландия, "Бертгольд центр" и др. Возможно, в будущем подошли бы и площадки, которые сейчас находятся в стадии реконструкции, например территория складов Кокоревых, ДК им. Кирова и т. д. Интересен был бы и комплекс зданий Конюшенного ведомства, если бы его все же реконструировали: такая локация довольно популярна для подобных мероприятий.
Анна Лапченко
руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg
“
Шум на Рубинштейна доставляет массу беспокойства жителям, этот конфликт будет только разгораться. По существу, происходит захват улицы ресторанным бизнесом, который активно эксплуатирует инфраструктуру Рубинштейна. Преградой для развития ресторанного бизнеса в таком объеме является санитарно–эпидемиологическое законодательство, которое многими не исполняется, — естественно, это приводит к конфликтам. Органы исполнительной власти в этом плане недорабатывают, жители жалуются, что ресторанный бизнес каким–то образом аффилирован с контролирующими структурами — пусть и не напрямую, а опосредованно. Прокуратура и органы власти относятся к проблеме в целом пассивно.
Александр Корецкий
муниципальный депутат МО "Владимирский округ"
“
Речи о "массовом исходе" арендаторов с улицы Рубинштейна не идет. Крупные качественные концепции, которые работали в этой локации, остаются здесь, закрытия в основном коснулись непрофессиональных игроков рынка и связаны с несколькими факторами: с одной стороны, с жалобами жильцов жилых домов и с отсутствием согласований с городом размещения общепита в жилом доме, с другой стороны — с ростом ставок аренды вслед за повышением популярности улицы. Аналогичную картину мы наблюдаем и на других улицах города. Качественные концепции с осторожностью смотрят на жилые дома, пока власти не финализируют требования и процесс согласования размещения заведений в жилом фонде.
Наталья Киреева
заместитель руководителя отдела исследований компании Jll в Санкт–Петербурге
В контексте
В начале 1920–х, когда Ленин начал болеть, виднейшие большевики — Зиновьев и Каменев — начали борьбу за ленинское наследство с другим главным кандидатом в наследники, Троцким. И для этого объединились со Сталиным. Троцкого они победили, но, как вскоре стало понятно, зря.
Так как в случае своей победы Троцкий их бы не расстрелял. Наверное. По крайней мере, был шанс, а с победившим Сталиным шансов не было. Этот весьма часто встречающийся в истории казус, взятый здесь в своем экстремуме, в общем виде учит следующему: нередко, устранив одних врагов, вы освобождаете тем самым место для других — гораздо более неприятных. А поскольку зло в принципе неистребимо, иногда лучше иметь дело с уже известным злом, чем с неизвестным. Это, разумеется, не аксиома, но повод задуматься.
По этой же причине, например, мудрые правоохранители никогда не пытаются поймать всех известных им бандитских главарей. Ты про них все знаешь, они про тебя все знают, рамки и правила игры установлены, никто за них не выходит. А то посадишь этих, придут новые — пока их в рамки введешь, сколько беспредела произойдет? Трупы на улицах, статьи в газетах, показатели падают, начальство ругается. Зачем это надо?
Зло (если принять точку зрения жителей улицы Рубинштейна) в данном случае вряд ли истребимо в принципе. Почти полностью выкупленные первые этажи, туристическое место, хорошая транспортная доступность — вряд ли, выгнав оттуда общепит, все коммерческие помещения можно заселить магазинами детских игрушек или превратить Рубинштейна в главную книжную улицу города.
Кроме того, известно, что врага никогда нельзя ставить в безвыходное положение, в котором ему не остается ничего, кроме отчаянного сопротивления. Например, легендарный автор "36 стратагем" генерал Ван Цзинцзэ в стратагеме № 16 учил: "Теснимый противник будет еще сражаться. Противник, имеющий пути для бегства, сражаться не будет". Правда, далее следовал вывод, что противнику надо дать возможность бежать, а когда его воля к сопротивлению в процессе бегства окончательно угаснет, все–таки догнать и добить. Но это возвращает нас к приведенному выше правилу, что неизвестно, какое зло придет на смену уничтоженному.
Вот недалеко от закрытого "Винного шкафа", говорят, теперь как в Амстердаме — девушки в окнах сидят. С другой стороны, посетители в таких местах обычно тихие, а хозяева следят за санитарной обстановкой. Если заведение дорогое, конечно. Поэтому главное тут — победив дорогой общепит, не начать воевать с дорогими борделями.