Чтобы сократить энергоплатежи, потребители запускают собственные источники генерации.
Российская электроэнергетика работает по традиционной централизованной модели. Электричество вырабатывается источником, как правило, высокой установленной мощности, затем по сетям доставляется потребителю. Но уже несколько лет в мире распространяется новая модель, которая предполагает децентрализованную генерацию. Часть потребителей вводит собственные энергоисточники и самостоятельно обеспечивает себя электричеством. Такая генерация называется распределенной. Она не требует передачи электроэнергии на значительные расстояния, позволяя задействовать источники небольшой мощности, в том числе и возобновляемые.
Энергетический центр Московской школы управления Сколково в 2018 году выпустил исследование о распределенной энергетике. В нем говорится, что начиная с 2018 года в мире стало ежегодно вводиться больше (по суммарной мощности) объектов распределенной генерации, чем традиционной. Ожидается, что к 2026 году разрыв между новыми вводами распределенной и централизованной генерации станет трехкратным (300 тыс. МВт против 100 тыс.).
В исследовании отмечается, что, по оценкам компании BCC Research, размер глобального рынка технологий распределенной генерации в 2015 году составил $65,8 млрд, а к 2021 году вырастет до $109,5 млрд при среднегодовом темпе роста 9,5%.
Стимулы для развития новой генерации разные. В Европе движущей силой является желание сократить зависимость от импорта углеводородов и повысить долю зеленой энергетики. В России основная причина ухода от централизованного электроснабжения — усталость потребителей от постоянно растущих тарифов.
Быстрее и эффективнее
Петербургский бизнес не остался в стороне от мировых трендов. В городе есть компании, уже давно получающие электроэнергию от собственных источников, есть потребители, которые присматриваются к новой модели, а есть и те, кто попытался ее внедрить, но решил пока вернуться к традиционному способу энергопотребления.
Электроэнергию для собственных нужд генерирует входящая в датскую Carlsberg Group пивоваренная компания "Балтика". "У нас два комплекса газотурбинных установок (ГТУ) американской Solar Turbines. Один из них находится в Санкт–Петербурге, другой в Ростове. В филиале в Самаре размещены газопоршневые агрегаты (ГПА) Jenbacher, — рассказывает Валентин Малохатка, главный энергетик "Балтики". — ГТУ запущены в 2004 году, их мощность — 7,5 МВт электроэнергии и примерно 10 т пара в час с котла–утилизатора. ГПА построены в 2010 году, их производительность — 2 МВт".
По его словам, электроэнергия, сгенерированная ГТУ и ГПА, примерно в 3 раза дешевле сетевой, что делает проекты окупаемыми, несмотря на высокую стоимость обслуживания оборудования и ремонтов.
В Петербурге у "Балтики" также есть дизельная установка, которая способна обеспечить полностью автономную работу ГТУ в случае аварийной ситуации на энергосетях, питающих промзону. Кроме того, "Балтика" использует биотопливо для генерации тепла на заводских котельных, добавляет Валентин Малохатка. На заводах компании действуют биологические очистные сооружения, на этапе анаэробной очистки которых образуется метан. Он направляется в котельные филиалов, позволяя экономить до 8% закупок природного газа и сокращать углеродный след производства.
Примеры реализованных в Петербурге и Ленобласти проектов в сфере распределительной генерации приводятся и в упомянутом выше исследовании Сколково.
В 2012 году на фармацевтическом предприятии "Полисан" вместе со второй очередью был введен в строй энергоцентр. Его пришлось построить, поскольку 8 лет назад возможности быстро подключить новое производство к централизованным энергосетям не было. Кроме того, при производстве лекарственных препаратов предъявляются высокие требования к надежности и непрерывности энергообеспечения. Как замечают эксперты Сколково, цена присоединения к центральным сетям была сопоставима с капиталовложениями в мини–ТЭЦ. Энергетический комплекс завода выполнен на базе шести газопоршневых установок и двух водогрейных котлов. Суммарная электрическая установленная мощность комплекса составляет 6420 кВт, а общая тепловая мощность — не менее 12 МВт. Электрический резерв энергоцентра "Полисан" обеспечивают дизель–генераторы суммарной мощностью 2000 МВА.
В Ленобласти группа "ИСТ" при строительстве Тихвинского вагоностроительного завода решила заодно модернизировать существующую на производственной площадке котельную с сооружением ТЭС мощностью 220 МВт на базе нескольких газопоршневых установок производства Wartsila. Задача энергоцентра — полностью обеспечить потребности вагоностроительного завода и промышленных предприятий тихвинской промплощадки. Первая очередь (шесть агрегатов) мощностью 110 МВт работает с 2016 года.
"Выгода в том, что предприятие получает электроэнергию на собственной ТЭЦ по себестоимости ее производства. Это дает значительный экономический эффект: снижаются затраты на производство конечного продукта (вагонов и вагонного литья) и повышается конкурентоспособность предприятия на рынке транспортного машиностроения", — сказал представитель НПК "Объединенная вагонная компания". По его словам, существенным фактором также является увеличение уровня энергобезопасности предприятия как при авариях в энергосистеме, связанных со снижением частоты электрического тока, так и при локальных возмущениях в сети, сопровождающихся кратковременным снижением напряжения.
Впереди инфляции
В числе компаний, которые рассматривают возможность перехода на собственную генерацию, — Кировский завод. Предприятие близко к принятию решения о строительстве и внедрении собственных генерирующих мощностей, сообщили "ДП" в пресс–службе завода.
Такое намерение в первую очередь объясняется ростом цен на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). Как подсчитали на заводе, с 2012 по 2019 год электрическая энергия на оптовом рынке подорожала вдвое — с 1,38 до 2,79 руб./кВт•ч. А мощность только за 2018–2019 годы поднялась в цене на 20%, с 686,55 до 822,59 руб./кВт. Увеличение цен всегда опережает инфляцию и достигает 5–6% в год. При этом природный газ дорожает максимум на 3% и лишь в отдельные годы, говорят на заводе.
Кроме того, на предприятии недовольны тем, что не решен вопрос с перекрестным субсидированием, притом что повышены штрафы за нарушение сроков платежей до 1/130 учетной ставки за каждый день просрочки.
В пресс–службе рассказали, что Кировский завод с 2003 года через дочернее АО "Энергосбытовая компания" приобретает электроэнергию для своих нужд на ОРЭМ. "С самостоятельной покупкой электроэнергии были надежды на свободный рынок, но сейчас мы видим, как искажается сам дух реформы, ведь изначально речь шла только о двух видах регулируемой деятельности, сетевой и диспетчерской, — рассказал представитель предприятия. — Производство энергии и энергосбыт задумывались как конкурентные виды деятельности, развитие которых позволило бы конечным потребителям получить снижение отпускной цены. Введение с июля 2020 года лицензирования энергосбытовой деятельности позволит окончательно расправиться с институтом независимых сбытовых компаний".
При этом собственный сбыт позволяет скинуть отпускную цену электроэнергии на 3–7% относительно цены гарантирующего поставщика. На предприятии уже подсчитали, что свой энергоисточник окупится за 4–5 лет.
Лишнее тепло
Однако собственная генерация не всегда может защитить от аппетитов энергокомпаний, заметили в пресс–службе ПАО "Звезда". "Опыт приобретения когенерационной установки в начале 2000–х показал, что для предприятия наличие собственных генерирующих источников не является оптимальным способом обеспечения энергией", — сказал представитель завода.
Такая установка вырабатывает электроэнергию, а образующееся в процессе генерации тепло может использоваться для отопления производственных корпусов. Но возникает проблема утилизации избыточного тепла в летнее время, требуются дополнительные затраты на охлаждение.
Срок окупаемости установки — 7 лет, он совпадает с гарантийным сроком эксплуатации. После установка требует дорогостоящего капитального ремонта. В связи с этим на "Звезде" считают, что если заводу потребуется автономный энергоисточник, то проще взять его в аренду.
Ток из отходов
Выбор в пользу собственной генерации может стать оптимальным, когда у предприятия есть доступ к относительно недорогому топливу, комментирует новый тренд представитель "Силовых машин".
В компании считают, что сейчас строительство и эксплуатацию собственной генерации может себе позволить любое достаточно крупное предприятие. "В России доля распределенной генерации в выработке не превышает 10%, в то время как в европейских странах достигает 30%, — сообщил представитель "Силовых машин". — В условиях поиска вариантов для экономного и разумного расходования электроэнергии актуальными будут решения по использованию вторичных энергоресурсов: отходов ЦБК, продуктов переработки нефти и газа, сбросной теплоты, газов черной металлургии. Подавляющее большинство промышленных производств, особенно энергоемких, обладают неиспользуемыми запасами тепловой энергии. Например, на долю такого сектора экономики, как производство цемента, приходится 12–15% общего количества энергии, потребляемой промышленностью, при этом до 15% энергии топлива рассеивается в окружающую среду. Для утилизации или использования низкопотенциальной энергии наряду с другими способами активно применяются технологии, основанные на органическом цикле Ренкина (ОЦР)".
В "Силовых машинах" сообщили, что компания разрабатывает решения утилизационных тепловых энергокомплексов (УТЭК) на ОЦР, которые позволяют преобразовывать в электрическую энергию тепло от сжигания попутных газов, биомассы, геотермальную энергию, отработанную горячую воду различных производств, тепло выхлопа газовых турбин, тепло котельных установок и других источников. Основными потребителями таких решений могут стать нефте– и газоперерабатывающие, металлургические и деревообрабатывающие предприятия, животноводческие комплексы, маслозаводы.
Совмещенный вариант
Поскольку распределенная генерация в России создает дополнительные риски для развития крупных энергокомпаний, многие из которых являются частью государственных холдингов, то распространение автономных источников генерации в стране идет медленнее, чем в других странах, где развитие подобных механизмов совпадает с государственными интересами.
"Тенденция по внедрению объектов распределенной генерации пока не стала массовой в рамках всего рынка электроэнергии, но становится все более заметной, — считает Юрий Коларж, директор бизнеса "Возобновляемая энергетика" ЗАО "ГК "Электрощит" — ТМ Самара" (входит в группу Schneider Electric). — В данный момент наиболее эффективным и экономически оправданным может быть принцип совместного использования для электроснабжения предприятия централизованной электрической сети вместе с собственной распределенной генерацией. Такая модель должна умело сочетать преимущества обоих видов электроснабжения и оптимизировать их использование в зависимости от времени суток, режимов работы и особенностей электропотребления самого предприятия, а также региональных особенностей. Ярким примером может быть использование собственной фотоэлектрической системы совместно с электрической сетью на объектах с высоким уровнем инсоляции".
Масштабное внедрение распределенной генерации может решить основную задачу, ради которой в России была реформирована энергетика страны, — сформировать конкурентную среду в отрасли. Однако для этого придется менять правила работы рынков электрической энергии и мощности в сторону их либерализации.