РАО слушает вас. Как петербургских бизнесменов штрафуют за музыку

Автор фото: vostock-photo

"Письма счастья" предпринимателям в Петербурге о штрафах или компенсациях за коммерческое использование музыкальных композиций стали прилетать все чаще. Согласно картотеке арбитражных дел, компании Северной столицы за второе полугодие 2019–го и первые недели 2020–го "заработали" более 70 судебных исков от Российского авторского общества, которое, по мнению экспертов, "вышло на тропу войны".

"Контрольные закупки" РАО проводит периодически, несколько раз в месяц "тайные покупатели" наведываются в компании под видом посетителей, делают аудио– и видеофиксации нарушений, далее следует штраф.
В пресс–службе РАО отмечают, что большая часть конфликтов урегулируется в досудебном порядке. Так, в 2019 году было зафиксировано более 2500 нарушений по всей стране и только 500 конфликтных производств рассматриваются или будут рассматриваться в суде.
"С пользователями заключены лицензионные договоры о предоставлении права дальнейшего использования произведений", — поясняют в пресс–службе. То есть, говоря простыми словами, организация наращивает клиентскую базу.
Впрочем, иногда РАО предъявляет и парадоксальные претензии. Например, в декабре 2019–го организаторы фестиваля Viola is my life получили письмо с требованием выплатить авторское вознаграждение за публичное исполнение произведений композитора, которого не существует в природе.
За исполнение композиций Руста Фазинского (на самом деле это был музыкант Руст Позюмский, который заранее отправил в РАО разрешение на исполнение своих песен) общество требовало 160 тыс. рублей. Такую же сумму РАО просило за обнародование произведений авторов, которые ранее дали свое разрешение и отправили его в общество, и даже тех композиторов, которые жили еще в XVIII веке.
По закону просто включить музыку в кафе нельзя, это будет нарушением авторских прав, коммерческое использование возможно только в том случае, если подписан договор с Российским авторским обществом (РАО) или Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) или есть прямое лицензионное соглашение с правообладателем. Ставки определяются, исходя из озвучиваемой площади и формата заведения. Например, в ресторанах площадью до 70 м2 ежемесячный платеж будет равен 40 рублям за 1 м2. В кинотеатрах вознаграждение составит несколько процентов от выручки, а вот чтобы включать радио или же музыку на любом носителе в такси, необходимо платить 150 рублей за каждую машину каждый месяц.

Это контрольная закупка

О том, что в Петербурге стали проводиться частые рейды РАО, говорят и предпринимательское сообщество, и юристы. Управляющий партнер Legal to Business Светлана Гузь в разговоре с "ДП" отметила, что сейчас действительно наблюдается активность организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. "Например, ВОИС и РАО в конце 2019 года было подано несколько исков с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на музыкальные произведения. В качестве подтверждения нарушений предоставлялись кассовые чеки, подтверждающие факт приобретения продуктов питания в конкретной организации, видеозапись покупки и публичного исполнения при этом музыкальных произведений", — комментирует она.
В большинстве исков требуют взыскать компенсации по уже заключенным договорам. Но Гузь считает, что даже появление таких исков свидетельствует об усилении контроля за соблюдением авторских прав малым и средним бизнесом. "Исходя из анализа судебной практики, можно говорить, что в действительности проводятся так называемые контрольные закупки с целью выявления нарушений авторских и смежных прав и последующего получения компенсаций. Также следует отметить, что до октября 2019 года исковые заявления с подобными требованиями в Петербурге так активно не подавались", — заключает эксперт.
В РАО отмечают, что проверочные мероприятия проводятся регулярно как в рамках заключенных с пользователями договоров, так и в случаях, когда таковые отсутствуют. "Представители РАО, как и любые другие лица, вправе фиксировать использование произведений в местах, открытых для общего доступа, в том числе с использованием средств аудио– и видеозаписи. По результатам проверочных мероприятий устанавливаются правообладатели. Затем представители РАО обращаются к пользователю объекта права для урегулирования ситуации путем заключения лицензионного договора", — рассказали в пресс–службе общества.
В РАО также добавили, что в 2019 году в городе на Неве было возбуждено более 300 конфликтных производств, а направлено в суд лишь 35.
При этом немалые убытки несет бизнес. Так, самый большой размер компенсации, исходя из картотеки арбитражных дел, составляет более 1 млн рублей, в среднем же штрафы выписываются на сумму 100 тыс. рублей. Конкретный размер определяется, исходя из количества незаконно воспроизведенных композиций. В Гражданском кодексе РФ установлен размер компенсации от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Всегда найдется альтернатива

Не работать с РАО или ВОИС предпочитают многие предприниматели, особенно крупные торговые сети и ТРЦ. Более половины опрошенных "ДП" бизнесменов в Петербурге уже не первый год сотрудничают с профильными агентствами, которые либо выступают посредниками между компаниями и организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами, либо имеют прямое лицензионное соглашение с правообладателем.
Специалист по аудиомаркетингу компании "Волна Медиа" Владислав Лукин отмечает, что они работают с неизвестными авторами и с теми, кто не хочет сотрудничать с РАО. "У нас есть музыка разных направлений, в основном это плей–листы, которые мы подбираем, они и интересуют торговые сети, потому что это фоновая музыка. Для кафе она не очень подходит, так как там должны быть более популярные композиции, и им придется работать с РАО. Особенно если заведение проводит, например, корпоративы, на это необходимы лицензии", — рассказал эксперт.
Директор по маркетингу и продажам Domino’s Pizza Russia Виктория Алеманова считает, что аудиомаркетинг — важная составляющая работы с потребителями. Компания уже несколько лет сотрудничает с одним и тем же подрядчиком. "Мы выкупаем у него лицензию на использование музыки из его собственной медиатеки", — добавляет Алеманова. У таких компаний заключены договоры напрямую с авторами, соответственно, отчисления в РАО и ВОИС платить не нужно. И получается, что такая модель работы более выгодна для бизнеса. Услуги некоторых компаний дешевле в 2 раза, чем выплаты в РАО. "Технически подрядчик просто загружает аудиофайлы на удаленный сервер, с которого мы скачиваем их для использования в ресторанах. Мы не хотим нарушать ничьи права, поэтому готовы выполнять эти несложные требования", — отмечают в Domino’s Pizza Russia.
Директор торгового дома "Пассаж", партнер Jensen Group Дмитрий Абрамов считает, что музыка очень важна для оформления пространства торгового центра. Они тоже работают с компанией, которая юридически сопровождает и подбирает треки. "Набор звуковых дорожек мы меняем часто, экспериментируем. Например, в прошлом году у нас звучала музыка, которую специально для "Пассажа" написал Бхима Юнусов, автор музыки к спектаклю "Солярис" в "Приюте комедианта", — рассказал Абрамов.

Обжаловать нельзя договориться

"На сегодня правовой статус и полномочия РАО в отношениях, связанных с реализацией, защитой прав и использованием произведений авторов, можно назвать особенными, что объясняется наличием государственной аккредитации в нескольких сферах коллективного управления", — заявляет старший юрист юридического бюро "Падва и Эпштейн" Евгений Богелюс.
Обращения в суд, связанные с нарушением исключительных прав на произведения, предполагают обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения спора. "РАО активно предлагает лицам, которые в своей коммерческой деятельности используют чужие произведения, уплатить компенсацию в предусмотренных ГК РФ пределах добровольно", — добавляет юрист.
Эксперты отмечают, что иски РАО могут быть отозваны, потому что иногда его работа выходит за рамки законов России и происходят скандалы, как с фестивалем Viola is my life. Более того, если у фирмы есть разрешение автора на использование произведений, требования РАО не могут быть удовлетворены.
"Например, они не имеют права требовать компенсацию за произведения, автор которых умер более 70 лет назад. В России исключительное право действует в течение всей жизни автора и еще 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти", — сказал первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал.
Дарья Зайцева
В далеком 2004 году я стал членом Российского авторского общества и заключил с ним договор, но тогда было совсем другое время, и меня убедили, что это нужно сделать. Сейчас в основном на всех своих концертах я пишу отказы, что я как автор освобождаю РАО от взимания процентов с выручки от этого концерта. Зачастую для организаторов комиссия РАО — это еще одна расходная часть, поэтому авторский отказ — частая практика. За воспроизведение музыки начисляются проценты, но, как правило, они небольшие. Нужны большие ротации — регулярные и частые, которые на коммерческих телеканалах и в СМИ проплачиваются. Если попадаешь в ротацию на Первый канал, то с одной песни может прийти несколько тысяч рублей, а с радиостанций обычно приходят копейки. Сложнее всего с сервисами, такими, например, как "ВКонтакте" или в iTunes. Наши песни есть "ВКонтакте", но мы от них никаких денег не получаем. Как проверяется структура стриминга в подобных пакетных подписках, сами авторы узнать не могут.А вообще я разделяю позицию Бориса Гребенщикова: если ты решил свою жизнь посвятить искусству, тогда твое творчество должно принадлежать всем людям. Что касается живых выступлений, творческих встреч — это может быть платно, но устраивать судебные иски из–за уже записанных и растиражированных произведений — я считаю, это недостойно людей искусства.
Билли Новик
музыкант, один из основателей группы Billy’S Band
Безусловно, аудиоконтент — важная составляющая впечатлений гостей от пребывания в торговом центре. Его размещение позволяет решать ряд задач: тематическое музыкальное сопровождение помогает создавать и поддерживать определенную атмосферу и улучшать впечатление от покупки. Кроме того, решается ряд задач по сервисной коммуникации — с помощью аудио можно рассказать гостям о тех продуктах и сервисах, которые торговый комплекс может предложить на безвозмездной основе. Также приятное музыкальное сопровождение стимулирует продажи.
Кирилл Степанов
операционный директор компании MALLTECH, управляющей ТРК "Лето"
Многие бизнесмены не знают, что, включив в торговом зале музыкальный центр, они обязаны заплатить за это отчисление в авторский фонд. Необходимо понимать, что основной целью РАО является не наказание, а налаживание сотрудничества между правообладателем и предпринимателем. И нужно принимать меры к заключению соответствующих договоров, чем по сути и заканчивается любое мероприятие РАО. Ссориться с правообладателем нецелесообразно, при несогласии на заключение договора предпринимателю грозит иск на круглую сумму и гарантировано административное наказание.
Ольга Белова
адвокат, эксперт по экономическим преступлениям

В контексте

Система авторского права в цифровую эпоху явно барахлит. Когда Шопена или Чайковского нельзя послушать в свободном доступе из–за всплывшего окошка «Удалено по просьбе правообладателя» — это вообще–то даже пугает. Но живые тоже хотят защищать свои исключительные права.
Получается не всегда. В 2013 году из "ВКонтакте", например, вдруг исчезла часть зарубежной музыки — пожаловались правообладатели Universal Music, Warner Music и Sony Music. Тогда в соцсетях поднялся бунт меломанов — не беспощадный, но точно бессмысленный. Аудиозаписи были удалены "по просьбе правообладателя", но заново залить в соцсеть чью–то интеллектуальную собственность никто не помешал. Так музыкальное кладбище начало оживать и процветает по сей день.
Отечественные исполнители тоже не всегда довольны пиратством, в 2012 году Сергей Лазарев возмущался, что его музыкальные произведения есть в свободном доступе в том же "ВКонтакте". По просьбе исполнителя их честно удалили, слушателей Лазарева встречало злосчастное окно "Удалено по просьбе правообладателя", в некоторых случаях композиции сопровождались язвительной припиской "отсутствие культурной ценности". Но кто об этом помнит? Вся интеллектуальная собственность певца тоже давно на месте — пользователи вернули "ценность" музыкальной культуре соцсети почти сразу.
Адвокат, руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы "Аркона" Владимир Дмитриев говорит, что одна из главных проблем в борьбе с нарушениями исключительных прав в сети — необходимость по закону сначала потребовать у информационного посредника устранить конкретное нарушение, а возможность взыскания с него компенсации появляется только при невыполнении такого требования.
Технически, по мнению адвоката, устранить указанное в претензии нарушение не сложно, но так же просто создать его вновь. "Это будет уже новый юридический факт, требующий направления правообладателем новой претензии", — комментирует Дмитриев.
Решить проблему, по его словам, можно только путем изменения законодательства. А именно — обязать информационных посредников больше не допускать нарушения исключительных прав правообладателя после его претензии. Но у этих самых посредников пока что лоббисты посильнее.
Адвокат бюро "Щеглов и партнеры" Юлия Лялюцкая считает, что вычистят сеть от пиратского контента точно не скоро, бороться с ветряными мельницами, конечно, можно, но лучше — с ресурсами, которые на чужом контенте делают бизнес.
Анна Серпер