Для начала транспортной реформы городу не хватает не только автобусов, но и системы для управления ими.
Работа по созданию комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ) практически остановилась. Как писал ранее "ДП", она должна заменить существующие и уже устаревшие комплексы — автоматическую систему управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ) и систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП). В конце 2019 года комитет по информатизации и связи (КИС) разорвал в одностороннем порядке контракт с разработчиком КИСУ — московским ООО "НТЦ "Измеритель" (входит в ГК "Штрих–М"), которое, в свою очередь, пошло оспаривать это решение в арбитражный суд (см. "ДП" № 13 от 06.02.2020). Чиновники также обратились в Управление ФАС по Петербургу о включении "Измерителя" в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), что антимонопольное ведомство и сделало.
Других денег нет
Однако, пока не будет окончательного решения суда, выбрать нового подрядчика для доработки КИСУ нельзя. Чиновники не могут использовать финансовые средства текущего контракта, на время судебных разбирательств они, по сути, заморожены. Из почти 756 млн рублей с лета 2018 года подрядчику фактически выплачено 334,5 млн рублей. Быстро найти порядка 400 млн рублей, чтобы продолжить работу, КИС вряд ли сможет.
"Финансирование на создание системы в 2020 году отсутствует", — заявили "ДП" в ведомстве.
Деньги по нужной статье расходов могут появиться только при корректировке бюджета. Даже если она пройдет весной, средства для нового контракта можно будет получить не раньше июня. А если весеннюю корректировку отменят, придется ждать до осени. Тогда как КИСУ нужна уже к июлю 2020 года — моменту старта транспортной реформы.
Поставили на паузу
В КИС не смогли дать однозначный ответ, как выйти из сложившейся ситуации. "На текущий момент совместно с комитетом по транспорту проводится поиск оптимальных решений по дальнейшим работам по созданию системы", — прокомментировали в комитете.
"Контракт не считается расторгнутым, пока нет решения суда. У подрядчика есть возможность в рамках гарантийных обязательств исправить свои недоработки, что, вероятно, НТЦ "Измеритель" и собирается делать. Пока судебные разбирательства идут, они будут пытаться доработать программное обеспечение, пройти комплексные испытания и сдать работу", — предположил собеседник "ДП", близкий к транспортному блоку Смольного. По его мнению, обращение подрядчика в суд — намеренное действие, чтобы поставить процесс разработки КИСУ на паузу и выиграть время, которого у него по разным причинам было недостаточно.
Проверенный партнер
Источник "ДП" в комитете по транспорту заверяет, что нового контракта по разработке КИСУ точно не будет. Значит, единственный выход — попытаться модернизировать существующие системы, которые ранее были признаны устаревшими.
Для этого, предполагает источник, чиновники обратятся за помощью к Елене Маковой, которую называют легендой петербургских цифровых транспортных технологий. Когда–то принадлежащие Маковой и ее отцу Николаю Макову компании СТЭК и "МФ–Тариф" создали в Петербурге электронные проездные билеты и валидаторы. Эти же фирмы разработали СЭКОП и в качестве субподрядчика НТЦ "Измеритель" выполняли ряд работ по КИСУ.
Собеседник "ДП" отмечает, что к Маковой обращаются от безысходности: у нее монополия на модернизацию СЭКОП как у создателя. Предполагается, что компании Елены Маковой, а также АО "РНИЦ по Ленинградской области", которое занимается сопровождением АСУ ГПТ, будут профинансированы, чтобы доработать нынешние системы до функционала, возможно, равного КИСУ.
Однако эксперты в эту очень дорогую идею не верят. "В свое время правительство Петербурга, когда давало старт разработке КИСУ, одновременно предписывало после ввода ее в промышленную эксплуатацию вывести из эксплуатации СЭКОП и АСУ. Был аудит, утверждавший, что неперспективно и неправильно пытаться развивать эти старые системы", — поясняет источник "ДП".
Еще один вариант замены КИСУ — быстрое, но поэтапное внедрение систем какой–нибудь крупной федеральной компании с мощным IT–подразделением. Схожие, например, есть у Сбербанка. Но наиболее вероятным выходом из сложившейся ситуации видится помощь проверенного партнера Смольного в лице Елены Маковой.
Большая проблема
Главная проблема в том, что КИСУ — ключевая составляющая транспортной реформы. Которая предполагает, что перевозчикам будут платить за километры пробега и штрафовать за нарушение расписания. Именно КИСУ должна была отслеживать оба эти показателя, а также выдавать данные для оптимизации маршрутной сети, планировать объем услуг по перевозке пассажиров на основе мониторинга пассажиропотока и т. д. Кроме того, реформа предполагает введение единого билета, позволяющего пересаживаться с одного транспорта на другой, — это тоже невозможно организовать без КИСУ.
НТЦ "Измеритель" должен был закончить разработку КИСУ к 31 октября 2019 года, но не успел. Как писал "ДП" (см. № 172 от 12.11.2019), одной из причин, помешавшей подрядчику закончить работу в срок, стало то, что у него не было доступа к серверам органа власти, чтобы проводить настройку и доработку программного обеспечения.
Официальная причина расторжения контракта — проведенные комплексные испытания подтвердили неработоспособность большого количества модулей и подсистем КИСУ. Однако, как отмечает собеседник "ДП" в Комтрансе, о разрыве контракта говорили еще с июля 2019 года, это был только вопрос времени.
"За 1,5 месяца до разрыва контракта Эдуард Батанов (вице–губернатор Петербурга. — Ред.) поставил своего человека в "Организатор перевозок" на это направление, и в тот момент уже было понятно, что разрыв контракта на КИСУ неизбежен. Однако тут же обращаться к реанимации СЭКОП он не стал, шли переговоры с московскими коллегами, компанией "Мегапейдж". С переходом Батанова (смена полномочий на посту вице–губернатора. — Ред.) энтузиазма поубавилось, и поэтому теперь АСУ ГПТ и СЭКОП — наше все", — говорит источник "ДП".
В итоге очевидно только одно — сразу таких возможностей, которые должна была дать КИСУ, город к старту реформы не получит. Впрочем, это не единственное препятствие на ее пути, поэтому, возможно, на общем фоне это окажется не очень заметным. Вероятно, реформу будут доделывать на ходу: новые автобусы приедут не сразу и "умными" станут попозже.