Опасность и возможность. Китайцы, без которых нам не жить

Автор фото: Сергей Ермохин

Как известно, слово «кризис» в китайском обозначается иероглифами «опасность» и «возможность». До коронавируса Covid–19 Петербург для жителей Поднебесной был родным: тут они тратили деньги, учились, строили бизнес. Количество туристов из Китая росло, гостиницы, рестораны азиатской кухни, luxury–бутики и турфирмы зарабатывали все больше. Ждет ли российскую экономику апокалипсис из–за карантина?

В прошлом году Россию посетили около 2 млн граждан КНР, как сообщил «ДП» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, они потратили в нашей стране более 72 млрд рублей.
«В среднем в России китайские туристы тратят около 6 млрд рублей ежемесячно. Если карантинные мероприятия в Поднебесной продлятся 2–3 месяца, потери только российского ретейла могут составить 11–17 млрд рублей», — говорит он.
Такой длительный карантин, как считает эксперт, может привести и к перебоям поставок, например, электроники и мобильной техники. Товарооборот между РФ и КНР за год может снизиться на 2–5 %, выручка авиаперевозчиков ожидаемо сократится на 5–10 %, потери российских туристических компаний на выездном туризме могут составить более 400 млн рублей.
В целом же снижение деловой активности, вызванное вспышкой китайского коронавируса, по мнению руководителя УК «Мультимекс» Андрея Пригульного, просто колоссально: «Объем товарооборота между нашими странами превышает $110 млрд, при этом Россия поставляет в Китай в основном нефть и лес — около 75% оборота, то есть речь идет примерно о 12% всего российского экспорта».
Первыми страдают крупные отели, так как туристы из Китая приезжают большими группами и предпочитают селиться в гостиницы с большим номерным фондом. А из–за общей паники это касается и малых объектов размещения.
«Безусловно, объекты размещения, традиционно ориентировавшиеся на китайский поток — как правило, это отели средней и бюджетной ценовой категории, — ощутили падение спроса», — говорит директор по маркетингу Domina Russia Наталия Белякова. Также она добавляет, что пока падение некритично, так как на I квартал года традиционно приходится не более 7% годового объема китайского турпотока в Петербург. Таким образом, если ситуация с вирусом будет купирована к апрелю–маю, потери бизнеса, связанного с приемом китайцев в Петербурге, будут умеренными, но если запрет захватит высокий сезон, то на годовых показателях это скажется негативно.
С тем, что пока влияние вируса на гостиничный бизнес некритично, соглашаются и другие эксперты. Они говорят, что после запрета на въезд для граждан КНР отменялись брони и деньги возвращались, но клиентов можно найти в других странах. Это особенно актуально после Чемпионата мира и в преддверии Чемпионата Европы по футболу. По данным Ассоциации переводчиков китайского языка, въездной поток граждан КНР в Петербург по итогам прошлого года составил примерно 700 тыс. человек — около 10 % от общего потока иностранных туристов в городе на Неве.
Представители туристического рынка сообщили «ДП», что компании, специализирующиеся именно на гостях из Поднебесной, в Петербурге простаивают без работы уже второй месяц. Январь–февраль — традиционно не самое востребованное время для путешествий у китайцев. Однако же турагентства лишились заказов, которых и так в начале года не много. Например, из–за отмены одной группы из 20 человек, желающих увидеть северное сияние в Мурманске, компании теряют около 400 тыс. рублей.
Паника вокруг коронавируса охватывает и другие сферы экономики города. Так, исполнительный директор Ассоциации малых гостиниц Санкт–Петербурга Татьяна Синькова отмечает, что выручка небольших отелей Петербурга пострадает в марте — в период школьных каникул. «Директора школ не отпускают детей, гостиницы уже упустили несколько заявок на проживание таких туристических групп. Люди боятся лететь в крупные города с детьми, просят вернуть предоплату», — добавляет она.
Самой популярной в городе локацией у китайцев до последнего времени оставался Васильевский остров. «Это даже плюс: в случае карантина его проще всего изолировать — просто развести мосты», — шутит один из экспертов.

Трафик урона

Убытки несут не только гостиницы и апарт–отели, но и рестораны Петербурга — особенно с китайской кухней. В ресторане «Москва–Пекин» рассказали, что сокращение количества туристов уже повлияло на его работу и показатели выручки. Управляющий заведением Михаил Шелепов отмечает, что по сравнению с этим же периодом годом ранее потери составляют около 20%, и даже местных жителей коронавирус распугал: в ресторане констатируют, что петербуржцы стали бояться азиатской кухни. «Хотелось бы думать, что ситуация изменится к лучшему, иначе потери могут быть очень большими», — добавляет Шелепов.
Розничная торговля рискует потерять в первую очередь в сегменте luxury. Как ранее писал «ДП», в 2019 году китайский турист оставлял в бутиках в среднем 80 тыс. рублей, женская и мужская одежда обходилась жителям Поднебесной в 80,5 тыс. рублей. Партнер Jensen Group директор торгового дома «Пассаж» Дмитрий Абрамов отмечает, что пока коронавирус на продажах и трафике в торговом центре не отразился, так как основной туристический сезон еще не начался. «Обычно туристические потоки начинаются в конце апреля — мае, тогда, наверное, можно будет произвести расчет количества туристов из Поднебесной и сравнить с прошлым годом», — говорит Абрамов.
В экономсегменте популярный интернет–магазин AliExpress, который, казалось бы, стал первой жертвой коронавируса, комментировать ситуацию «ДП» отказался. Однако потребители уже отметили, что заказы приходят с большим опозданием, причем продавцы ссылаются именно на карантин.
Андрей Пригульный отмечает, что на данном этапе вирус пока не повлиял на товарооборот между странами, и в частности с Петербургом: «31 января РЖД отменили грузовые перевозки, но тут же сняли запрет — товары из страны в страну пока что поступают свободно, хотя ретейлеры, торгующие бытовой техникой, чувствуют некоторое беспокойство».
В пресс–службе группы «М.Видео–Эльдорадо» потерь и новых трендов в изменении спроса и поведения потребителей не замечают. Все товары в компании закупаются исключительно на территории России, после того как они прошли официальные процедуры импорта. «В магазинах в настоящий момент запасов достаточно, чтобы обеспечить текущий спрос», — добавляют в пресс–службе.
В сегменте FMCG больше всего проблем возникает с поставками продуктов из Китая. В пресс–службе «ВкусВилла» уточнили, что сейчас вирус сказывается на поставке некоторых фруктов. Ретейлер отмечает, что в целом в их линейке товаров из КНР немного, речь идет в основном о нон–фуд продуктах. В X5 Retail Group доля прямого импорта из Китая невелика — менее 1%. «Это главным образом не продовольственные товары, а также имбирь и чеснок. Мы ищем возможность поставок из других стран, чтобы заменить товары из КНР аналогичными по качеству и ценам», — добавляют в компании.
В пресс–службе Мelon Fashion Group отмечают, что пока компания оценивает ситуацию как штатную, о значительных сдвигах в сроках пошива и доставки грузов пока информации не поступало: «Но это пока, поскольку никто не знает, как все будет развиваться, держим руку на пульсе».

Недвижимые страхом

Сферу жилой недвижимости панические настроения в связи с эпидемией пока не затронули, говорят эксперты. «Сделки с иностран­ными гражданами по рынку немногочисленны и не могут влиять на статистику. Возможно, эпидемия могла лишь на время сдвинуть деловую программу, встречи и переговоры девелоперов с партнерами из Китая, которые сейчас ответственно соблю­дают общий режим карантина», — говорит Дмитрий Беляев, генеральный директор «КВС. Управление Недвижимостью».
«Среди наших клиентов довольно много китайцев по проектам бизнес–класса. Поскольку это нетиповая категория клиентов, то даже 3–5 % таких покупателей в общем объеме — это уже большая доля», — подтверждает Роман Строилов, директор по развитию, партнер маркетплейса недвижимости «М2Маркет».
Так же немногочисленны китайцы и на строительных площадках в роли подрядчиков. Эксперты отмечают, что одно время представители КНР активно продвигали свои услуги, но не смогли закрепиться на рынке, поскольку конкуренция слишком велика.
«На наших собственных и генподрядных проектах не заняты рабочие из Китая, мы не привлекали китайских субподрядчиков , не используем китайские материалы. Словом, на своей практике мы ничего не почувствовали — сроки, темпы и спрос неизменны», — подтверждает Сергей Мохнарь, директор департамента развития ГК «ПСК». Поэтому единственный проект, который оказался «подвержен вирусу», — это «Балтийская жемчужина», которая реализуется Шанхайской заграничной объединенной инвестиционной компанией. Официально в компании не стали комментировать ситуацию. Впрочем, неофициально рассказали, что все сотрудники, недавно побывавшие на родине, обязательно проходят двухнедельный карантин на дому.
Ситуация с коронавирусом в большей степени отразится на заведениях в центре Петербурга, которые напрямую зависят от турпотока. «Стрит–ретейл — важная составляющая экономики. Поэтому сегмент, естественно, почувствует на себе влияние болезни из Китая. В Петербурге эхо вируса уже отзывается резким сокращением числа китайских туристов, которые активно посещали кафе, рестораны, сувенирные лавки и другие заведения формата стрит– ретейл. Из–за вымывания китайского сегмента петербургские компании, бизнес которых связан с туристической отраслью, ожидают в 2020 году падения доходов до 30%», — подсчитала Марина Пузанова, директор по развитию группы компаний RENTA.
Директор департамента жилой недвижимости Colliers International Елизавета Конвей говорит, что в первую очередь реагирует на ситуацию вокруг да около вируса рынок аренды, причем как квартир, так и апартаментов. А рынок покупки очень узкий. «Поэтому влияние коронавируса мы не почувствуем: доля китайских сделок в масштабах петербургского рынка слишком маленькая», — отмечает эксперт.
Дарья Зайцева, Анна Серпер, Татьяна Елекоева, Светлана Афонина, Павел Никифоров
В первую очередь стоит отметить, что февраль и март — это низкий сезон, который характеризуется невысоким туристическим потоком в Санкт–Петербург. В настоящее время турпоток в город несущественно, но снизился. Поддержанию турпотока в северную столицу России способствует режим электронных виз, который начал действовать на территории Санкт–Петербурга и Ленинградской области с 1 октября 2019 года и доступен для оформления гражданам 53 государств. По состоянию на сегодняшний день гражданам иностранных государств выдано порядка 134 тысяч электронных виз, из их получателей въехало на территорию региона более 98 тысяч человек. Среди лидеров по количеству заявок на получение визы по–прежнему остаются граждане Эстонии, Франции, Латвии, Финляндии и Германии. отметим, что с 30 января 2020 года приостановлен прием новых туристических групп из Китайской Народной Республики и прекращена выдача электронных виз гражданам КНР в связи со вспышкой коронавирусной инфекции. Данные обстоятельства не отразились на общем состоянии турпотока в Петербург. на сайте сПб ГБУ «Городское туристско–информационное бюро» размещена памятка по профилактике коронавируса. Учреждение своевременно информирует гостей и жителей Северной столицы об угрозах, связанных с эпидемиологической ситуацией. важно, что в условиях эпидемии российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении (ухудшение условий путешествия и другое). Как следует из памятки, при расторжении такого договора до начала путешествия турист сможет вернуть деньги.
СПб ГБУ «Городское туристско– информационное бюро»
Мы продолжаем уделять приоритетное внимание безопасности и благополучию наших сотрудников в Китае. В полном соответствии с государственными директивами и с учетом ситуации с эпидемией и с нашими поставщиками мы готовимся возобновить производство в Китайской Народной Республике на заводах в Хуаду и в Даляне позже. Даты перезапуска для других заводов в Китае будут разные на разных предприятиях, и мы будем обновлять их график при необходимости. Что касается завода Nissan в Санкт–Петербурге, то он работает в штатном режиме. При этом ведется активная работа по исключению возможности влияния задержек поставки необходимых компонентов на наше производство.
Роман Скольский
представитель российского подразделения Nissan
Естественно, что сокращение числа туристов и деловых поездок из Китая будет негативно сказываться на России, поскольку у российской и китайской экономик достаточно обширные связи. но масштаб трагедии преувеличивать не стоит — лично я не ожидаю негативного эффекта в объеме более чем 0,2% ВВП. Что же касается Петербурга, то основной поток зарубежных туристов тут все–таки приходится по большей части на Европу и основной поток инвестиций также идет из европейских стран. так что экономика непосредственно самого города от всей этой ситуации с китайским коронавирусом пострадает не сильно.
Нарек Авакян
начальник отдела инвестиций "БКС Брокер"

В контексте

Массовая истерия по поводу коронавируса уже породила множество конспирологических теорий и заговоров. Но факт есть факт — в нашем быстром мире экономика стала крайне зависима от страхов.
Самая популярная финансово–конспирологическая теория — с помощью коронавируса, а точнее за счет падения на фондовом рынке, китайские власти выкупили часть акций технологических компаний, которые принадлежали зарубежным инвесторам. Как уверяют «информированные источники», за счет мягкого bay–back удалось вернуть 30 % проданного «народного достояния». Информация подается так, что китайцы провели «фактическую мягкую национализацию активов, не забыв сбить им цену. Уж что–то, а в торговле и своем интересе китайцы понимают лучше всех в мире».
Можно, конечно, делать вид, что кто– то всех обманул, но реальный ущерб от коронавируса пока еще только предстоит подсчитать. Сами китайские власти признают, что меры, введенные для предотвращения дальнейшего распространения инфекции, рушат производственные и снабженческие цепочки и затрудняют возможности компаний по возобновлению производства, получению сырья и сбыту продукции. По оценкам Capital Economics, ВВП Китая в I квартале 2020 года может упасть на 2,5 % по сравнению с предыдущим кварталом. Многие предприятия в стране не работают, из–за этого могут сорваться поставки товаров, в том числе за пределы Китая. Например, по данным Reuters, Hyundai Motors постепенно остановит производство в Южной Корее из–за проблем с поставками. При этом импорт в эту страну в первой декаде февраля упал на 50 % в годовом выражении, что стало самым большим падением со времен азиатского финансового кризиса 1997 года.
Apple заявила, что может не получить выручку, озвученную ранее в квартальном прогнозе, из–за снижения поставок iPhone по всему миру и падения спроса в Китае в результате вспышки коронавирусной инфекции. Более 60 авиакомпаний, в том числе British Airways, Delta и Lufthansa, отменили рейсы в Китай и оттуда, чтобы снизить вероятность распространения вируса. По оценке Oxford Economics, рост экономики во всем мире составит 2,3 % вместо ранее ожидавшихся 2,5 %. Moody’s Analytics считают, что из–за вируса мировая экономика в 2020 году вырастет на 2,5 % вместо ранее ожидавшихся 2,8 %. Полагаю, потери, которые понесет экономика, никаким bay–back отбить не удастся.
По данным на 18 февраля, число заболевших пневмонией, вызываемой коронавирусом Covid–19, составило 72,436 тыс. человек. Умерли 1868 человек.
Павел Никифоров