Как известно, слово «кризис» в китайском обозначается иероглифами «опасность» и «возможность». До коронавируса Covid–19 Петербург для жителей Поднебесной был родным: тут они тратили деньги, учились, строили бизнес. Количество туристов из Китая росло, гостиницы, рестораны азиатской кухни, luxury–бутики и турфирмы зарабатывали все больше. Ждет ли российскую экономику апокалипсис из–за карантина?
В прошлом году Россию посетили около 2 млн граждан КНР, как сообщил «ДП» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, они потратили в нашей стране более 72 млрд рублей.
«В среднем в России китайские туристы тратят около 6 млрд рублей ежемесячно. Если карантинные мероприятия в Поднебесной продлятся 2–3 месяца, потери только российского ретейла могут составить 11–17 млрд рублей», — говорит он.
Такой длительный карантин, как считает эксперт, может привести и к перебоям поставок, например, электроники и мобильной техники. Товарооборот между РФ и КНР за год может снизиться на 2–5 %, выручка авиаперевозчиков ожидаемо сократится на 5–10 %, потери российских туристических компаний на выездном туризме могут составить более 400 млн рублей.
В целом же снижение деловой активности, вызванное вспышкой китайского коронавируса, по мнению руководителя УК «Мультимекс» Андрея Пригульного, просто колоссально: «Объем товарооборота между нашими странами превышает $110 млрд, при этом Россия поставляет в Китай в основном нефть и лес — около 75% оборота, то есть речь идет примерно о 12% всего российского экспорта».
Первыми страдают крупные отели, так как туристы из Китая приезжают большими группами и предпочитают селиться в гостиницы с большим номерным фондом. А из–за общей паники это касается и малых объектов размещения.
«Безусловно, объекты размещения, традиционно ориентировавшиеся на китайский поток — как правило, это отели средней и бюджетной ценовой категории, — ощутили падение спроса», — говорит директор по маркетингу Domina Russia Наталия Белякова. Также она добавляет, что пока падение некритично, так как на I квартал года традиционно приходится не более 7% годового объема китайского турпотока в Петербург. Таким образом, если ситуация с вирусом будет купирована к апрелю–маю, потери бизнеса, связанного с приемом китайцев в Петербурге, будут умеренными, но если запрет захватит высокий сезон, то на годовых показателях это скажется негативно.
С тем, что пока влияние вируса на гостиничный бизнес некритично, соглашаются и другие эксперты. Они говорят, что после запрета на въезд для граждан КНР отменялись брони и деньги возвращались, но клиентов можно найти в других странах. Это особенно актуально после Чемпионата мира и в преддверии Чемпионата Европы по футболу. По данным Ассоциации переводчиков китайского языка, въездной поток граждан КНР в Петербург по итогам прошлого года составил примерно 700 тыс. человек — около 10 % от общего потока иностранных туристов в городе на Неве.
Представители туристического рынка сообщили «ДП», что компании, специализирующиеся именно на гостях из Поднебесной, в Петербурге простаивают без работы уже второй месяц. Январь–февраль — традиционно не самое востребованное время для путешествий у китайцев. Однако же турагентства лишились заказов, которых и так в начале года не много. Например, из–за отмены одной группы из 20 человек, желающих увидеть северное сияние в Мурманске, компании теряют около 400 тыс. рублей.
Паника вокруг коронавируса охватывает и другие сферы экономики города. Так, исполнительный директор Ассоциации малых гостиниц Санкт–Петербурга Татьяна Синькова отмечает, что выручка небольших отелей Петербурга пострадает в марте — в период школьных каникул. «Директора школ не отпускают детей, гостиницы уже упустили несколько заявок на проживание таких туристических групп. Люди боятся лететь в крупные города с детьми, просят вернуть предоплату», — добавляет она.
Самой популярной в городе локацией у китайцев до последнего времени оставался Васильевский остров. «Это даже плюс: в случае карантина его проще всего изолировать — просто развести мосты», — шутит один из экспертов.
Трафик урона
Убытки несут не только гостиницы и апарт–отели, но и рестораны Петербурга — особенно с китайской кухней. В ресторане «Москва–Пекин» рассказали, что сокращение количества туристов уже повлияло на его работу и показатели выручки. Управляющий заведением Михаил Шелепов отмечает, что по сравнению с этим же периодом годом ранее потери составляют около 20%, и даже местных жителей коронавирус распугал: в ресторане констатируют, что петербуржцы стали бояться азиатской кухни. «Хотелось бы думать, что ситуация изменится к лучшему, иначе потери могут быть очень большими», — добавляет Шелепов.
Розничная торговля рискует потерять в первую очередь в сегменте luxury. Как ранее писал «ДП», в 2019 году китайский турист оставлял в бутиках в среднем 80 тыс. рублей, женская и мужская одежда обходилась жителям Поднебесной в 80,5 тыс. рублей. Партнер Jensen Group директор торгового дома «Пассаж» Дмитрий Абрамов отмечает, что пока коронавирус на продажах и трафике в торговом центре не отразился, так как основной туристический сезон еще не начался. «Обычно туристические потоки начинаются в конце апреля — мае, тогда, наверное, можно будет произвести расчет количества туристов из Поднебесной и сравнить с прошлым годом», — говорит Абрамов.
В экономсегменте популярный интернет–магазин AliExpress, который, казалось бы, стал первой жертвой коронавируса, комментировать ситуацию «ДП» отказался. Однако потребители уже отметили, что заказы приходят с большим опозданием, причем продавцы ссылаются именно на карантин.
Андрей Пригульный отмечает, что на данном этапе вирус пока не повлиял на товарооборот между странами, и в частности с Петербургом: «31 января РЖД отменили грузовые перевозки, но тут же сняли запрет — товары из страны в страну пока что поступают свободно, хотя ретейлеры, торгующие бытовой техникой, чувствуют некоторое беспокойство».
В пресс–службе группы «М.Видео–Эльдорадо» потерь и новых трендов в изменении спроса и поведения потребителей не замечают. Все товары в компании закупаются исключительно на территории России, после того как они прошли официальные процедуры импорта. «В магазинах в настоящий момент запасов достаточно, чтобы обеспечить текущий спрос», — добавляют в пресс–службе.
В сегменте FMCG больше всего проблем возникает с поставками продуктов из Китая. В пресс–службе «ВкусВилла» уточнили, что сейчас вирус сказывается на поставке некоторых фруктов. Ретейлер отмечает, что в целом в их линейке товаров из КНР немного, речь идет в основном о нон–фуд продуктах. В X5 Retail Group доля прямого импорта из Китая невелика — менее 1%. «Это главным образом не продовольственные товары, а также имбирь и чеснок. Мы ищем возможность поставок из других стран, чтобы заменить товары из КНР аналогичными по качеству и ценам», — добавляют в компании.
В пресс–службе Мelon Fashion Group отмечают, что пока компания оценивает ситуацию как штатную, о значительных сдвигах в сроках пошива и доставки грузов пока информации не поступало: «Но это пока, поскольку никто не знает, как все будет развиваться, держим руку на пульсе».