Sold out. Бум шопинг-туризма повысил спрос петербуржцев на февральские поездки в Финляндию

Автор фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: Андрей Пронин, vostock-photo

Туристы из Петербурга начали чаще ездить на шопинг в Финляндию, но перестали разбрасываться деньгами за границей. Теперь они более внимательно и нацеленно выбирают каждый товар. "ДП" узнал, как петербуржцы перед февральским уик-эндом бронировали билеты на автобусы в финском направлении и что делают ретейлеры соседней страны, чтобы привлечь покупателей.

Автобусные перевозчики зафиксировали повышенный спрос петербуржцев на поездки в Финляндию во время длинных февральских выходных. Операторы говорят, что интерес к турам в соседние страны увеличился примерно на 15% по сравнению с прошлым годом, а отдельные компании заявляют почти о двукратном росте.
Статистика продаж потребительских товаров в юго-восточных регионах Финляндии показывает, что средний чек россиян падает, однако за счет повышения числа путешественников общая выручка растет. По прогнозам экспертов, нынешний год может стать лучшим для финских магазинов, ориентированных на российских клиентов, за предыдущие 6 лет. В максимальном выигрыше останутся те, кто подстроился под изменившуюся модель поведения туристов из РФ. Подробнее — в материале dp.ru.
По словам члена совета директоров "Совавто — Санкт-Петербург" Сергея Петросяна, спрос петербуржцев на поездки в Финляндию во время длинных февральских выходных вырос как минимум на 15% по сравнению с прошлым годом.
Самым популярным направлением традиционно остается тур в Лаппеенранту с утренним отправлением из Петербурга и без ночевки за границей. Высокий интерес также сохраняется к туру в Zsar Outlet Village. Его обычно выбирают те, кому нужно откатать визы. При этом траты на брендовые вещи в аутлет-деревне выше, чем при покупке продуктов питания в Лаппеенранте. Третье популярное направление — доставка к паромам Tallink & Silja Line и Viking Line. Расписание автобусов составлено так, что путешественников доставляют к причалам за 2 часа до отправления паромов.
Повышенный спрос на праздниках по-прежнему наблюдается на маршруты в финские аэропорты. Несмотря на предоставленную Пулково седьмую степень свободы, петербургский аэропорт пока уступает по цене билетов, выбору маршрутов и количеству бюджетных перевозчиков. Летать на лоукостерах все еще выгодно из соседней страны. Замыкает топ-5 наиболее востребованных направлений Иматра, куда чаще всего едут желающие отдохнуть в спа-отелях.
"Мы ежегодно отмечаем рост спроса во время длинных выходных. Этот год не стал исключением. На майских праздниках ожидаем новую волну спроса и увеличения числа путешественников, которым необходимо место для велосипеда. Кроме того, на каникулах традиционно вырастает число клиентов с детьми", — подчеркнул Сергей Петросян.
По данным Lux Express, на праздничные дни (23 Февраля и 8 Марта) число туристов из Петербурга в Прибалтику и Финляндию увеличится на 75% по сравнению с теми же датами 2019-го. Причем самый высокий рост отмечен на рейсах в города Финляндии — сразу 86%. На 81% выросло число российских туристов в направлении Эстонии и на 43% — Латвии.
Среди отдельных городов Прибалтики и Финляндии наибольший интерес по сравнению с прошлым годом путешественники из Петербурга проявили к финскому городу Котка. Число пассажиров, решивших провести здесь выходные, выросло в 2,5 раза. Хельсинки стал вторым в рейтинге городов с самым большим ростом. В столицу Финляндии на праздничные дни в феврале и марте поедет из Петербурга в 2,2 раза больше пассажиров, чем годом ранее. На третьем месте Таллин — число туристов в этот город увеличится в 2 раза.
"По сравнению с прошлым годом сейчас будет на один выходной день больше, но даже если бы его не было, то, по нашей оценке, рост числа пассажиров на праздники мог составить более 30%. Стоит отметить высокий интерес к тем городам, которые обычно не находятся в числе самых популярных у российских туристов по сравнению с традиционными направлениями. Например, это Котка или города Восточной Эстонии", — говорит генеральный директор АО "Евролайнс", российского представительства Lux Express Group, Райт Реммель.

Новая стратегия поведения

Как сообщает Yle, шопинг-туризм из России в Финляндию снова идет на подъем. В приграничных округах продажи растут с января. По оценкам местных участников рынка ретейла, ожидается, что 2020 год станет лучшим за предыдущие 6 лет.
"Мы зафиксировали лучшие январские показатели продаж с 2014 года", — рассказал Мохамад Дарвич, управляющий директор Atma Trade oy, которой принадлежит Laplandia market.
В компании Planet Payment Finland считают, что максимальную выгоду от растущего шопинг-туризма из России извлекут магазины, способные изменить ассортимент и подстроиться под новую модель поведения российских покупателей. Если раньше туристы готовы были массово платить за дорогие брендовые вещи, то сейчас преимущество отдается недорогим и легким товарам.
По прогнозам экспертов, продажи российским туристам достигнут 600 млн евро в нынешнем году, если курс рубля не будет падать. Согласно возвратам по чекам tax free, средняя сумма покупок в расчете на одного человека не выросла, однако общая выручка увеличивается из-за большего количества пересечений границы. Так, в январе на пограничном пункте Юго-Восточной Финляндии было зафиксировано 685 тыс. пересечений, что на 20 % больше, чем годом ранее.

Культурный шопинг

Представительства Финляндии в РФ выдали за прошлый год 790 тыс. шенгенских виз, на 18% больше, чем в 2018-м. В Петербурге были выданы 83% от всего объема оформленных в России виз. Количество выданных в Петербурге виз выросло на 19%.
Кроме того, количество пассажиров в поездах "Аллегро", курсирующих 4 раза в сутки из Петербурга в Хельсинки, достигло в прошлом году рекордных объемов. Железной дорогой воспользовались в 2019-м более полумиллиона пассажиров, что на 15% больше, чем в 2018-м.
"Подавляющее большинство российских туристов приезжает именно из региона Санкт-Петербурга, откуда в Финляндию на машине или поезде можно добраться за пару часов. Результаты опроса, проведенного по нашему поручению, показывают, что 95% жителей Санкт-Петербурга положительно относятся к Финляндии. Люди ценят чистую природу и качественные продукты. Кроме того, сегодня туристы лучше знают Финляндию и совершают поездки и в города, которые находятся не на самом близком расстоянии от границы", — объясняет последние тенденции генеральный консул Финляндии в Петербурге Анне Ламмила.
Посол Финляндии в Москве Микко Хаутала полагает, что на рост количества выданных виз в первую очередь повлияло укрепление курса рубля и расширение предлагаемых Финляндией туристических услуг.
"В прошлом году туристов привлекали в Финляндию также новые достопримечательности, такие как, например, музей современного искусства "Амос Рекс" и библиотека "Ооди", которая была выбрана лучшей библиотекой мира. Кроме того, Финляндия фигурировала в заголовках СМИ в России, поскольку в прошлом году ООН второй раз подряд назвала Финляндию самой счастливой страной мира", — подчеркивает Хаутала.
Дипломат уверен, что завершение строительства новой скоростной автомобильной дороги М-11 между Москвой и Петербургом будет способствовать росту количества туристов из Москвы. Благодаря наличию новой автомагистрали московский автотурист успеет за 1 день доехать до Финляндии из Москвы.
Дополнительной причиной увеличения турпотока в Финляндию станет и упрощение выдачи пятилетней визы. В начале февраля, когда вступили в силу изменения Визового кодекса, в генконсульстве Суоми сразу же столкнулись с резким повышением спроса на финский "шенген".