Всего в Ленобласти насчитывается 86 действующих карьеров, 36 из которых региональные власти официально признали "вредными" — их владельцы строят незаконные съезды, не получая необходимых разрешений от "Ленавтодора". Вместо организованного примыкания водоотводные канавы просто заваливают песком и землей, что сказывается на состоянии ближайших участков дороги, в частности на обочинах. В ведомстве отмечают, что районные ДРСУ регулярно перекапывают такие съезды, но это не всегда помогает.
Поэтому к началу апреля рядом с такими карьерами дорожники установят знаки ограничения предельной нагрузки на ось в 5 т, а информацию о местах весовых ограничений передадут в ГИБДД для организации дежурства экипажей по маршрутам выезда большегрузов из карьеров.
"Мера продиктована необходимостью сохранить покрытие региональных дорог: после зимы основание трасс насыщено водой, очень пластично, и постоянные чрезмерные весовые нагрузки негативно сказываются на состоянии грунтового покрытия и асфальта. Учитывая, что грузоперевозчики зачастую пренебрегают допустимыми весовыми нагрузками, объезжая федеральные трассы и систему "Платон", региональные трассы Ленобласти несут повышенную нагрузку и разрушаются", — отмечают в пресс–службе дорожного комитета Ленобласти.
По данным ведомства, среди владельцев "вредных" карьеров есть такая крупная компания, как АО "ЛСР–Базовые материалы Северо–Запад". Место разработки находится рядом с дорогой Павлово — Любань — Луга в Тосненском районе. Однако в пресс–службе "Группы ЛСР" "ДП" сообщили, что указанный карьер компании не принадлежит.
В число проблемных попал карьер "Веснино–1" в Приозерском районе, владельцы которого неоднократно менялись, и никто не обустраивал законные съезды. Сейчас разработкой занимается ООО "ПМГ–Строй", связаться с которым "ДП" не удалось. В последний раз обращение об устройстве примыкания к чиновникам поступило в сентябре 2019 года, однако требования "Ленавтодора" не были выполнены, поэтому в феврале 2020 года оба съезда в карьер были ликвидированы. К слову, в прошлом году компания "ПМГ–Строй" задолжала бюджету Ленобласти 1,3 млн рублей за аренду 20 га леса на месторождении "Веснино–1". Расплатились коммерсанты только после представления прокуратуры. Годом ранее комитет по природным ресурсам региона приостановил действие лицензии по "Веснино–1".
В Выборгском районе Ленобласти проблемы есть, например, с карьером "Озерный", недропользователем которого является ООО "Лизинг–Оптима". В компании изданию сообщили, что работы по согласованию точки примыкания к дороге находятся в процессе: с ГКУ "Ленавтодор" подписано соглашение о взаимодействии при использовании автомобильных дорог, получены технические условия на примыкание, выполнены необходимые изыскания.
"В настоящий момент рассмотрены несколько коммерческих предложений от проектных организаций, имеющих соответствующие разрешения на выполнение данного вида работ. Конфликтной ситуации с "Ленавтодором" не возникало, "Лизинг–Оптима" находится с ведомством в постоянном контакте для скорейшего завершения данных работ", — прокомментировали "ДП" в компании "Лизинг–Оптима", отметив, что опасений по поводу дежурства ГИБДД рядом с их карьером у них нет.
Бояться тут должны непосредственно грузоперевозчики, ведь именно они могут стать "кормушкой" для ГИБДД. Однако, по мнению президента ассоциации "Грузавтотранс" Владимира Матягина, власти просто потратят деньги на дорожные знаки, поймают и накажут кого–нибудь для галочки, но все останется как прежде. К тому же до сих пор актуальна тема с крышеванием перевозчиков со стороны ГИБДД.
"Они пытаются бороться со следствием, а нужно понимать причины. Первая причина — в тендерах на строительство дорог заложены экономически необоснованные сметы на перевозку и поставку сыпучих материалов. Всем нужна работа, поэтому и владельцы карьеров, и перевозчики соглашаются работать по этим ценам и нарушают законодательство, чтобы что–то заработать. Еще один аргумент незаинтересованности дорожных ведомств в наведении порядка — штрафы за перегруз. Если завтра перевозчик станет законопослушным, то дорожные фонды не будут пополняться, а исполнительной власти не на кого будет свалить свои огрехи", — считает Матягин, полагая, что инициатива чиновников исходит из предписания СК РФ о наведении порядка в этом вопросе, которое "ушло" в Ленобласть после многочисленных обращений "Грузавтотранса".
По мнению Матягина, необходимо внести поправки в законодательство. В лицензионном соглашении должно быть указано, что держатель лицензии обязан обеспечить выпуск транспорта на дороги общего пользования с соблюдением законодательства РФ в части весогабаритного контроля. Это подразумевает и установку весов по общей массе и по нагрузке по осям. Сейчас никто это делать не обязан.