11:3727 февраля 202011:37
1005просмотров
11:3727 февраля 2020
В России уже можно заплатить за кофе с помощью биометрии. Впрочем, массовым этот сервис станет не скоро.
В Москве сетевая кофейня CoffeeBean запустила платежи с использованием Единой биометрической системы, сервис предоставляет "Ростелеком" с банком "Русский стандарт". Пока оплатить чашку кофе с использованием этой технологии можно только в одной точке сети, однако к середине 2020 года биометрический эквайринг будет внедрен во всех ее кофейнях.
Для проведения платежей покупателю нужно зарегистрировать свой цифровой образ в Единой биометрической системе и привязать банковскую карту к своим данным в приложении "Биометрия", разработкой которого занимался "Ростелеком". Пока технология доступна только держателям карты "Мир", но в конце I квартала нынешнего года ею смогут воспользоваться и владельцы карт других платежных систем.
В Петербурге купить кофе с помощью Единой биометрической системы пока невозможно. Впрочем, сервисы, предоставляющие разные способы оплаты товара или услуги, в городе развиваются. "Азбука вкуса" с 2016 года использует систему, позволяющую оплатить покупку с помощью отпечатка пальцев. В этом году сеть начала тестировать оплату покупок "мимо кассы", то есть через мобильное приложение, в котором покупатель сам сканирует и оплачивает свои покупки. Некоторые кафе и сервисы доставки в январе нынешнего года стали предлагать возможность оставить чаевые с помощью банковской карты. Например, "Яндекс.Еда" предлагает это сделать непосредственно в приложении.
Как сообщили "ДП" в "Ростелекоме", биоэквайринг появится на берегах Невы уже в этом году. По словам директора и партнера компании "Интеллектуальный резерв" Павла Мясоедова, на внедрение технологии в крупных городах может уйти от 3 до 5 лет, а самыми быстрорастущими сегментами в ближайшие 7–10 лет станут технологии идентификации по рисунку ладони, голосу и радужной оболочке глаза.
Дорогая цифра
Как утверждают в "Ростелекоме", для проведения биометрической оплаты необходим специальный терминал, обеспечивающий криптографическую защиту каналов связи, а также преграду подделки биометрии. В компании также отмечают, что использование биометрии при оплате товаров и услуг не влечет за собой крупных трат. "Стоимость установки биометрического терминала не превышает затрат на установку обычного карточного POS–терминала. По аналогии с терминалами банков само устройство торгово–сервисное предприятие берет в аренду или приобретает", — заявляют в компании.
Мясоедов, правда, замечает, что стоимость некоторых аппаратов для биометрического распознавания может приближаться к нескольким сотням тысяч долларов.
Однако в России, по словам эксперта, для простого ретейла огромные траты на системы защиты не потребуются. Примеры внедрения этой технологии уже есть и в сетевой торговле, и в финансовом секторе. "Банки уже более года собирают данные клиентов для передачи в Единую биометрическую систему, среди клиентов есть и жители Петербурга", — сообщает Мясоедов.
Директор Русского биометрического общества, председатель комитета "Биометрия и биомониторинг" (Росстандарт) Данила Николаев отмечает, что одной из главнейших составляющих в сумме вложений во внедрение биометрических систем являются средства, которые заказчик должен потратить на подтверждение эксплуатационных характеристик системы. "Потребуется рассмотреть конкретные сценарии ее использования, придется сформировать тестовую группу для проведения испытаний", — отмечает Николаев.
Однако для крупного бизнеса эти затраты оправданны. Эксперты говорят, что системы, проводящие платежи с помощью биометрических данных, позволяют работать с клиентами гораздо оперативнее. В "Ростелекоме" отмечают, что технология упрощает процесс проведения платежа и позволяет торговым площадкам делать своим клиентам лучшие предложения, используя данные об их предпочтениях и покупках.
"Такой анализ покупателей, в свою очередь, может стать серьезным конкурентным преимуществом для компании". Впрочем, анализировать покупательские предпочтения можно на основе данных по оплате обычными банковскими картами и использованию программ лояльности.
В Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов "АЭД" рассказали "ДП", что теоретически такое нововведение должно снизить издержки потребителей — им не нужно будет носить с собой специальный платежный инструмент, расчет на кассе будет производиться быстрее.
"На практике, к сожалению, пока по–другому. Если бы все было так просто, биоэквайринг встречался бы повсеместно", — считают эксперты ассоциации. Они также отмечают, что вложения в новацию не окупят себя, если компания (например, ретейлер) будет выигрывать условно одну секунду с каждой операции. Скорость оплаты покупок растет в течение нескольких последних десятилетий: сначала нужно было расписываться за каждый чек, потом вводить ПИН–код, теперь достаточно приложить телефон к терминалу. Сделать этот процесс еще быстрее не так просто.
Не брат ты мне
Не успели потребители понять, зачем им раскрывать банкам тайну зеркала своей души, как компании уже хотят внедрять следующую технологию.
"Ростелеком" уже ведет переговоры по использованию Единой биометрической системы с рядом самых разных компаний, среди которых крупные ретейлеры, сети автозаправок, фастфуд, транспортная отрасль, МФЦ, РЖД, нотариат и другие.
Также в компании рассказали "ДП", что рассматривается возможность запуска оплаты покупок с помощью биометрии в розничных сетях, где банком–эквайером выступит уже "Ак Барс".
Российские компании готовы устанавливать в офисах, магазинах и точках общепита системы распознавания лиц, голоса, подписи, радужки глаза, отпечатка пальца или геометрии ладони, однако убедить клиентов, что эти технологии безопасны, им еще предстоит.
"Россияне пока не понимают, зачем им нужно расплачиваться не карточками или традиционными наличными, а отпечатками пальцев", — замечает Павел Мясоедов.
Да и крупные скандалы, связанные с утечкой персональных данных, мешают внедрению современных способов оплаты.
В 2019 году специалисты компании Comparitech составили рейтинг стран с точки зрения использования и защиты персональных данных, в том числе и биометрических. Больше всего баллов набрали Китай, Пакистан, Малайзия, США и Индия (от 24 до 19), у России — 16 баллов.
Утечки персональных данных клиентов банков происходят в России довольно часто, причем в широкий доступ попадают не только адреса и паспортные данные, но и информация о денежных суммах.
"Если сменить документы и счет можно, хотя это и займет время, то "заблокировать" свой отпечаток пальца или голос будет проблематично. Пока клиенты не уверены, что их личная информация под надежной защитой, говорить о широком распространении биометрии рано", — заключает Мясоедов.
“
Биометрические данные стали собираться централизованно — это большой плюс. Раньше отдельные банки собирали биометрию для самих себя и могли распознавать лица только собственных клиентов, сейчас в этом плане мы продвинулись — банки могут "считывать" и чужих. Другое дело, что наполнение единой биометрической базы идет медленно. С одной стороны, влияет недоверие граждан. С другой — человек должен сам прийти в банк, сам попросить собрать свои данные — это дополнительные усилия со стороны клиента. В перспективе это абсолютно точно наше будущее, но пока не совсем понятно, как скоро оно наступит. Также нужно посчитать, сколько это все–таки будет стоить на практике. Если вы открываете счет по своему цифровому образу через Единую биометрическую систему — для вашего банка проверка данных в ЕБС будет стоить 200 рублей. Очевидно, что платить такую комиссию за каждую чашку кофе экономически нецелесообразно. Каким будет тариф в дальнейшем — принципиальный вопрос для развития биоэквайринга.
Павел Шуст
исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов "АЭД"
“
Главный тренд сейчас — это лень. Если введение новшества способно облегчить жизнь, то оно, скорее всего, станет популярным. Система "ЕБС" безопасна, как сообщают разработчики, ошибки исключены. Единственный минус системы оплаты при помощи ЕБС — зимой покупателю придется снять шарф и шапку, а летом — очки. Иначе система не идентифицирует клиента. Нас это вполне устраивает, мы торгуем меховыми изделиями, покупатель только после совершения покупки становится обладателем шапок и шарфов, так что при идентификации проблем не возникнет.Кейс с CoffeeBean, например, сам по себе очень интересный. Теоретически, если систему объединить с CRM–модулем кофейни, продавцам можно не интересоваться у постоянных покупателей, что им предложить. Зашел — глянул — взбодрился. Важно, что сумма вложений для многих ретейлеров — ноль рублей. На сегодняшний момент система требует наличия камеры в торговых точках, что уже есть у большинства игроков ретейла. Для дополнительной идентификации нужен либо считыватель отпечатков пальцев, либо подтверждение с помощью кода в sms. Бизнес будет подключаться к Единой биометрической системе самыми стремительными темпами. Думаю, что это очевидно. В наш век, когда технологии развиваются бешеными темпами и мы получаем возможность совершать многократно больше дел, отказываются от этого только те, кто не считает свои деньги. Мы — считаем.
Михаил Пономарев
коммерческий директор Gutseriev & Maximova