Бывшего топ–менеджера авиакомпании "Трансаэро" Александра Бурдина привлекают к субсидиарной ответственности в рамках банкротного процесса перевозчика. Пока размер взысканий не определен.
Александр Бурдин в 2015–2017 годах был гендиректором и председателем правления авиакомпании, в 2017 году по инициативе Сбербанка признанной банкротом. Из заявления конкурсного управляющего в арбитражный суд следует, что решения топ–менеджера существенно ухудшили финансовое положение "Трансаэро". Всего на данный момент обжаловано (или рассматривается в арбитраже), согласно документам, около 30 санкционированных Бурдиным сделок.
Как следует из заявления конкурсного управляющего, два Boeing, проданных за $650 тыс. (на момент заключения сделок купли–продажи сумма составила 42,255 млн рублей), стоили больше — 186,671 млн рублей.
Обе сделки Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал недействительными. Также в перечне оспариваемых сделок фигурируют два двигателя, проданные в общей сложности за $395 тыс., но их фактическая стоимость, по оценке конкурсного управляющего, — $10,33 млн.
Сомнения в экономической целесообразности вызвал у него и договор на оказание услуг складского хранения на 516,6 млн рублей. В этом случае, как считает конкурсный управляющий, "Трансаэро" получило их по завышенной цене, а оплата была произведена в приоритетном перед другими кредиторами порядке.
Еще одна сделка, уже признанная арбитражем недействительной, — это продажа 113 единиц автотранспорта за 47 млн рублей (рыночная стоимость имущества, как следует из заявления конкурсного управляющего, в 2 раза больше).
При этом Бурдин в 2015 году, согласно годовому отчету АК "Трансаэро", был рекомендован на должность генерального директора рядом банков — кредиторов перевозчика именно как специалист по антикризисному управлению. Как пояснила Елена Рыбальченко, юрист корпоративной практики "Пепеляев групп" в Санкт–Петербурге, ни один банк не заинтересован в том, чтобы финансовое положение заемщика ухудшилось, поэтому существовала практика, при которой банки, входящие в топ–10, давали рекомендации органам управления своих заемщиков.
"Трансаэро" работало на рынке 24 года, в 2014–м оно входило в топ–30 мировых перевозчиков по пассажирообороту. В 2015 году компания не смогла обслуживать долги, объем которых с учетом лизинговых обязательств оценивался в 250 млрд рублей. К этому моменту у нее были допуски на выполнение рейсов по 141 маршруту, флот "Трансаэро" насчитывал 106 воздушных судов. Число сотрудников превышало 11 тысяч человек. Перевозчик остановил деятельность в октябре 2015 года.
Из данных конкурсного управляющего следует, что дебиторская задолженность АК "Трансаэро" составляет 52,98 млрд рублей, но документов, которые бы ее подтверждали, у него нет. Управляющий утверждает, что ответчик уклоняется от их передачи, чем затрудняет процесс удовлетворения требований кредиторов.
Пока размер взысканий с Александра Бурдина не определен. Он станет известен после расчета с кредиторами за счет активов из конкурсной массы — недостающая сумма будет взыскиваться с лиц, контролировавших должника.
Добавим, что Александр Бурдин заочно арестован судом, он фигурирует в уголовном деле о растрате: по версии следствия, его действия нанесли ущерб предприятию на 1,3 млрд рублей.
Как полагает Артем Берлин, старший юрист юридической фирмы Borenius Russia, шансы на привлечение экс–гендиректора АК "Трансаэро" достаточно велики: "Как следует из заявления управляющего, Бурдин подписал большое количество сделок с неравноценным встречным представлением, уклонился от передачи документов управляющему, к тому же скрылся за границей и обвиняется следственными органами в мошенничестве".
Добавим, что в рамках банкротного процесса авиаперевозчика заявлено крупнейшее в новейшей истории России привлечение к субсидиарной ответственности бенефициаров компании — семьи Плешаковых — почти на 250 млрд рублей. Их интересы представляет адвокатское бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", которое отказалось от комментариев. Пока рассмотрение этого спора приостановлено.