По подсчетам ретейлеров, объемы выручки и обороты магазинов вырастают в разы и превышают такие крупные годовые распродажи, как "черная пятница". При этом самым хлебным периодом для потребительского рынка остается все равно Новый год.
Опрошенные "ДП" игроки рынка отмечают, что пока популярность гендерных праздников остается прежней, однако в ближайшее время тренды могут измениться. Наибольшую выручку на 23 Февраля и 8 Марта все также получает традиционный набор ретейлеров — цветочные магазины и магазины бытовой техники, но при этом в списке есть и новички: так, в нынешние праздники увеличился оборот сервисов профессиональных услуг и аренды автомобилей.
23 Февраля vs 8 Марта
Аналитики сервиса "Яндекс.Касса" сравнили данные о платежах пользователей за 19–21 февраля, 4–6 марта, за обычные дни, а также за 22–24 февраля, 7–9 марта и за обычные выходные. Сейчас к сервису подключено свыше 120 тыс. онлайн-площадок и магазинов.
Выяснилось, что к празднованию Дня защитника Отечества в Петербурге больше всего оборот нарастили сервисы аренды автомобилей, площадки с профессиональными услугами и магазины бытовой техники. Так, оборот онлайн-сервисов автомобильного проката перед праздником увеличился на 55% по сравнению с обычными рабочими днями. Средний чек при этом немного сократился (-10%) и составил 4,4 тыс. рублей. Объем продаж на сайтах аренды автомобилей с 22 по 24 февраля в сравнении с обычными выходными днями вырос еще больше — в 2,5 раза. По сравнению со стандартными выходными увеличился также и праздничный средний чек (+66%), который составил 4,2 тыс. рублей.
Объем оборота сайтов профессиональных услуг, по подсчетам аналитиков, вырос в 3 раза. Однако средний платеж при этом сократился на 37% и составил до 1,5 тыс. рублей. В выходные оборот таких площадок вырос почти в 2 раза, средний чек — на 5% (до 1,2 тыс. рублей).
Магазины электроники в Петербурге нарастили оборот накануне Дня защитника Отечества на 4%. В праздничные дни оборот подскочил уже на целых 86%. При этом петербуржцы перед праздником оказались более прижимистыми: так, средний чек в преддверии 23 Февраля сократился на 9% (3,9 тыс. рублей). В праздничные выходные жители города скупились уже меньше: средний чек подрос на 52% (4,7 тыс.).
На главный женский праздник года при этом аренда автомобилей и бытовая техника также пользовались высокой популярностью. Помимо них выручку традиционно увеличили цветочные магазины.
Оборот цветочных интернет-магазинов, по данным аналитиков, вырос в 2,8 раза перед 8 Марта и в 4,3 раза в выходные 7–9 марта. При этом средний чек за букеты увеличился несильно — на 6% перед праздником (до 3 тыс. рублей) и на 1% в длинные выходные марта (до 2,7 тыс. рублей).
На Международный женский день повезло онлайн-сервисам проката авто, которые нарастили оборот на 71% накануне праздника и в 3 раза во время праздничных выходных. Средний платеж в преддверии 8 Марта вырос на 33%, а в период с 7 по 9 марта он увеличился в 2 раза.
К 8 Марта петербуржцы активно покупали бытовую технику, причем больше именно в праздники, а не заранее. Оборот интернет-магазинов таких товаров уменьшился на 31% 6 марта, но увеличился на 64% с 7 по 9 марта. Средний платеж упал на 13% (1,8 тыс. рублей), а во время праздничных выходных вырос в 2 раза (2,5 тыс.).
Общая картина оборотов ретейлеров в Петербурге на гендерные праздники несколько отличается от статистики "Яндекс.Кассы" по всей России: "Если смотреть по всей России, то в гендерные праздники сильнее всего оборот вырос у ресторанов. 23 Февраля большой рост этого показателя был также у магазинов спорттоваров и игровых онлайн-сервисов, 8 Марта — у интернет-магазинов цветов, ювелирных украшений и бытовой техники", — прокомментировали представители сервиса.
Все еще прибыльно
Опрошенные "ДП" игроки рынка отметили, что гендерные праздники все еще составляют крупную кассу для магазинов. Обороты некоторых ретейлеров при этом даже больше, чем в дни наиболее прибыльной и популярной у покупателей распродажи "черная пятница".
"Каждый год мы видим рост заказов перед гендерными праздниками, который длится несколько недель. Из-за этого оборот в это время выше, чем, например, в "черную пятницу", когда выручка растет быстро, но недолго. Больше денег интернет-ретейлерам приносит только Новый год, поэтому гендерные праздники остаются хорошим поводом для магазинов и производителей, чтобы увеличить продажи. Но нельзя исключать, что поведение покупателей в будущем может поменяться. Советую ретейлерам мониторить аналитику рынка и быстро подстраиваться под новые тренды", — отметил Илья Зинченко, руководитель сервиса для бизнеса "Яндекс.Маркет Аналитика".
Эксперты сервиса "Яндекс.Маркет Аналитика" изучили онлайн-заказы женщин и мужчин перед праздниками. Так, накануне 23 Февраля у онлайн-магазинов выросли продажи гаджетов для здоровья и красоты: спрос на электрические зубные щетки вырос в 2 раза, на мужские электробритвы, машинки для стрижки и триммеры — в 1,8 раза, на косметику для бороды и усов — в 1,6 раза.
Также чаще заказывали шуруповерты (в 1,7 раза), универсальные внешние аккумуляторы и видеорегистраторы (все — в 1,5 раза). Выросли траты на видеокамеры (в 2,5 раза), GPS-навигаторы и мужские электробритвы (в 2 раза). Средний чек на навигаторы по сравнению с прошлым годом вырос в 2 раза, и заказывать их тоже стали в 2 раза чаще. Остальные популярные категории пользуются примерно таким же спросом, как и в прошлом году.
На 8 Марта в онлайн-магазинах стали чаще заказывать технику для красоты и дома. Больше всего выросло число заказов фенов (более чем в 1,5 раза), блендеров, стиральных машин и ноутбуков. В категории "Продукты" пользователи в 2,5 раза чаще стали заказывать конфеты в коробках.
По сравнению с прошлым годом больше всего вырос средний чек на приборы по уходу за лицом (почти в 2 раза) и фены (в 1,7 раза). Отмечается, что по сравнению с прошлым годом перед праздником выросли онлайн-покупки косметики: почти в 4 раза стали популярнее блески и тинты для губ, более чем в 3 раза вырос спрос на румяна, корректоры и консилеры, контур для глаз и губ.
Андрей Черепанов, исполнительный директор сервиса доставки еды в офис и на мероприятия Catery, рассказал, что гендерные праздники все еще остаются хорошим подспорьем не только для магазинов, но и для индустрии кейтеринга: "Интерес к гендерным праздникам растет. По сравнению с 2019 годом средний чек в Москве существенно вырос и составляет чуть больше 15 тыс. рублей. В Петербурге он немного ниже, чем в Москве, — около 14 тыс. рублей, но эта цифра все равно больше, чем была в прошлом году. При этом мы замечаем, что спрос на обеспечение кейтерингом корпоративов в честь 8 Марта прямо перед праздником превышает предложение", — рассказал собеседник.