По прогнозам финансовых экспертов, рынок импортных автомобилей находится в наибольшей зоне риска из-за валютных колебаний и обвала цен на нефть. Игроки рынка склонны с ними согласиться. По разным оценкам, стоимость иномарок может повыситься на 3–5%, а в случае затяжного кризиса и на все 15%.
При этом автомобильный рынок в России и так уже давно переживает не самые лучшие времена. Импорт легковых автомобилей сейчас занимает небольшую долю, и она рискует уменьшиться еще больше. Кроме того, в зоне риска окажутся и поставки иностранных автозапчастей. Подробнее — в материале "ДП".
Негативные сценарии
По подсчетам аналитиков PwC, рынок легковых автомобилей в России в 2019 году показал снижение на уровне 2%, хотя экономика в первом полугодии была стабильной. Продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года и составили 775 тыс. штук.
Однако в денежном выражении рынок пережил рост, причем как в отечественной валюте, так и в долларах, что неудивительно, потому что именно в этот период стоимость американской валюты демонстрировала стабильность. Повышение рынка в денежном выражении, по мнению экспертов PwC, связано также с увеличением средней стоимости новых автомобилей.
И как раз в 2019 году также незначительно увеличилась доля импорта, которая достигла, по подсчетам PwC, 17%. Рост в количественном выражении составил 4%, а в денежном — все 20%. При этом стоимость иномарок повысилась всего на 3%.
По данным "Автостата" же, за прошлый год в Россию было ввезено 248,2 тыс. легковых автомобилей, это на 6% больше, чем годом ранее. Топ-5 стран, в которых были собраны эти автомобили, входят Япония (70 тыс. штук), Германия (43,1 тыс. штук), США (28,5 тыс. штук), Китай (19,4 тыс. штук), Словакия (13,6 тыс. штук).
В Петербург и Ленобласть основные поставки иномарок осуществляются через морские порты. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев в беседе с "ДП" рассказал, что при развитии самого негативного сценария на валютном и нефтяном рынках доставка грузов легковых автомобилей в Ленобласть может упасть на треть. Сила удара будет зависеть от того, как долго нефтяные котировки будут находиться ниже $40 за баррель.
Кроме того, в рискованном положении оказываются и поставляемые в Россию автозапчасти: "Несмотря на то что автомобили производят в России, некоторые комплектующие закупаются за границей. Так как расчет ведется за доллары, цена деталей возрастет, а с ней и стоимость автомобилей. Представители АвтоВАЗа уже заявили о пересмотре цен на машины, он может оказаться больше, чем в 2019 году, когда стоимость увеличивалась на 1–3% 3 раза за год. Автодилеры тоже не останутся в стороне и вскоре начнут менять ценники. Из-за ослабления рубля цены на новые автомобили отечественного производства к концу 2020 года могут вырасти на 7–8%, а на иномарки — до 15%", — рассказал он.
В начале года цены на автомобили уже успели вырасти, тогда производители сообщили, что причиной стало повышение утилизационного сбора. Но цены при этом выросли не только на иномарки, но и на автомобили отечественного производства. Например, Lada Granta, по данным аналитика, стала стоить дороже в среднем на 15 тыс. рублей, а Vesta — на 20–22 тыс. рублей.
"Сейчас цена может увеличиться на 50–80 тыс. Это приведет к значительному росту рынка автомобилей с пробегом и еще больше ударит по отрасли, которая будет испытывать еще и недостаток средств от падения продаж. В первую очередь россияне начнут отказываться от авто премиум-класса, так как несмотря на то, что в мире дешевеет нефть, в России цена на бензин снижаться не будет из-за особенностей законодательства", — заключил Деев.
Российский авторынок стагнирует с 2015 года, причина — в слабой экономической ситуации и низком уровне реальных располагаемых доходов населения, отмечает, в свою очередь, главный инвестиционный стратег "БКС Брокер" Максим Шеин. По его словам, в случае закрепления доллара выше 70 рублей на продолжительное время падение спроса может составить 10% и больше: "Продажи импортных авто сократятся с большой вероятностью, часть из-за подорожания, часть из-за ухода спроса в иномарки, собранные в России", — отметил собеседник.
Глазами автодилера
Автодилеры склонны согласиться с финансовыми экспертами. Они отмечают при этом, что пока ценник на авто остается на прежнем уровне, хотя в ближайшее время ситуация может измениться. Кроме того, некоторые поставщики могут вообще отказаться от продаж в Россию.
"Если вспомнить кризис 2014 года, то в результате него российский рынок покинули несколько моделей, которые достаточно уверенно себя чувствовали до этого. Например, сократился модельный ряд у Nissan, Honda, Suzuki, несмотря на локализацию некоторых моделей, ушел из России бренд Opel, а Chevrolet оставила только некоторые американские премиальные автомобили", — отмечает Михаил Чаплыгин, генеральный директор "Auto-Dealer-СПб".
Бизнесмен оценил рост цен на импортные иномарки в районе 3–5%. Все зависит от того, как стабилизируется курс, а также от того, будут ли остановлены и сокращены программы поддержки автопроизводителей — скидки, акции и пр.
"Повышение цен будет на иномарки всех ценовых сегментов. Если говорить про импортируемые автомобили, то их на авторынке не так много. Порядка 15%. В основном это премиум-сегмент. Также есть небольшой объем в среднем ценовом сегменте — Suzuki, Honda, Subaru", — добавил Михаил Чаплыгин.
Однако есть и иное мнение. Так, директор по развитию компании "РОЛЬФ" Владимир Мирошников отметил, что в структуре импорта преобладают модели премиум-класса, а аудитория таких автомобилей наименее чувствительна к повышению цен. Сейчас компания работает с 21 автомобильной маркой как массового, так и премиального сегмента. В обоих сегментах есть бренды, которые наращивают или, наоборот, теряют долю рынка. При этом в "РОЛЬФЕ" не ожидают значительного изменения спроса именно на премиальные машины.
"Пока скачок курса национальной валюты не столь велик, чтобы существенно изменить расстановку сил на автомобильном рынке", — добавил он.
Автодилеры, по его словам, получают прайс-листы на машины от автопроизводителей и импортеров — изменения цен не происходят одномоментно. Пока никто из партнеров-автопроизводителей "РОЛЬФА" не сообщал о повышении цен, все внимательно следят за развитием событий и за действиями конкурентов.
"У каждого из автопроизводителей в ценообразовании заложен определенный "запас прочности" на случай курсовых колебаний рубля, и благодаря ему автомобильные бренды могут сдержать повышение цен или сделать его незначительным. Тем не менее если курс рубля не вернется к исходным значениям, то новая волна подорожания на автомобильном рынке весьма вероятна", — рассказал собеседник.