Скачки курса валют сказываются на всех предпринимателях, но малый и средний бизнес более чувствителен к таким переменам.
Коронавирус уже нанес урон петербургскому бизнесу. В частности, сильно пострадала туристическая отрасль. Убытки от отмены ПМЭФ рестораторы и отельеры оценили в 3 млрд рублей. В то же время никуда не делся фактор снижающейся покупательной способности россиян, скромность доходов людей по–прежнему бьет по выручке компаний.
Черный понедельник 9 марта, когда произошел обвал курса рубля, поверг бизнес–сообщество Петербурга в шок. Тогда курс рубля к доллару упал сразу более чем на 10%. По сравнению с началом марта сейчас рубль стоит на 11% дешевле по отношению к доллару и на 12% — к евро. Предприниматели говорят, что ощущают влияние ситуации на валютном рынке на собственный бизнес. Некоторые участники рынка уже задумались о закрытии фирмы.
Что делать?
Представители местного бизнес–сообщества поделились с "ДП" секретами выживания в ситуации турбулентности.
Тяжелые времена уже наступили для компаний легкой промышленности — дорожает фурнитура. В продуктовом ретейле поставщики даже отечественной продукции заявляют о повышении цен, у фермеров взлетела стоимость кормов и препаратов для животных.
Владелец компании "Ритини" Янина Умнова говорит, что кризис уже повлиял на ее бизнес. "Все находятся на глобальном рынке и зависят друг от друга. Мы, например, закупаем импортные ткани и зависим от курса рубля. Плюс ко всему прочему, под влиянием панических новостей люди стали реже ходить в непродуктовые магазины. Но стоимость аренды в связи с коронавирусом и биржевыми скачками валюты никто снижать не собирается. В итоге существовать на рынке уже почти нереально", — говорит Умнова. Она уверена, что предприниматели, не имеющие финансовой подушки безопасности, рискуют прогореть и потерять свое дело.
В сложившейся ситуации мог бы помочь опыт кризиса 2014 года. Как говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, тогда многие компании пересмотрели свои стратегии и оптимизировали затраты. Выяснилось, что можно работать при меньших ресурсах и с большей долей экономии, но при этом и с большей отдачей.
Однако часто у многих предпринимателей такого опыта нет. Ведь средний срок жизни предприятия малого бизнеса не такой большой — от 3 лет. А для отдельных отраслей и того меньше.
Основатель компании по производству аксессуаров из кожи "Верфь" Вячеслав Канарейкин отмечает, что из–за частой цикличности тяжелых экономических ситуаций, которые были в 2008–м, потом в 2014–м, а теперь в 2020 году, создается ощущение перманентного кризиса. "Но тот, кто останется на рынке, будет прочно стоять на ногах", — говорит предприниматель.
Это Спарта!
Слово "кризис" в китайском языке обозначается иероглифами "опасность" и "возможность". Некоторые бесстрашные предприниматели даже говорят, что скачки курсов валют очищают рынок от слабых игроков, чем–то напоминая жесткое спартанское воспитание.
Создатель клуба венчурных инвесторов iTLEADERS Егор Клопенко говорит, что кризис — это бизнес–тренер, который заставляет оптимизировать дело и улучшать его, отказываться от лишнего и находить новые источники дохода.
"Сейчас получили в свое распоряжение лучшего в мире наставника. Во сколько он нам обойдется — это другой вопрос. В целом малому и среднему бизнесу в России остается только одно — держаться, оптимизировать расходы, экономить и искать новые пути для развития", — считает эксперт.
Но воспользоваться новыми возможностями смогут лишь немногие предприниматели. "Освободятся многие ниши для бизнеса, активы станут дешевле, нужно просто ждать момента, чтобы этим воспользоваться", — заключает Клопенко.
Директор компании Restik Олег Сужаев говорит, что от кризиса невозможно защититься, но и бояться его не нужно, поскольку он предоставляет возможность выйти на рынок новым игрокам, заставляет искать новые точки роста, которые не всегда можно выявить, работая исключительно в комфортных условиях.
"К кризису можно подготовиться: малому и среднему бизнесу стоит научиться оптимизировать затраты. Хорошо, конечно, когда вы умеете делать это всегда, но в кризис это особенно актуально. Для тех, кто не считает деньги, самое время начать это делать. Способов есть великое множество, можно, например, использовать системы автоматизации", — говорит Сужаев.
Вячеслав Канарейкин отмечает, что есть несколько вариантов защиты. Первый — лучше считать расходы и, следовательно, лучше понимать себестоимость товара. Второй — открывать новые каналы сбыта. "Как правило, малый бизнес использует один или два канала продаж. Проанализировав отправки в Москву и накопленный опыт работы офлайн–магазина в Петербурге, мы пришли к выводу, что имеет смысл открыть вторую торговую точку, но уже в столице. Мы считаем, что этот шаг позволит повысить общие продажи компании по региону", — рассказывает Канарейкин. В целом же он считает, что у российского малого и среднего бизнеса не так уж много вариантов защиты в кризисный момент, так как почти нет возможности для диверсификации своего дела.
Малых — в яму
Эксперты говорят, что универсальных решений самосохранения в экстренной экономической ситуации для малого бизнеса нет, здесь для каждой сферы нужен свой подход.
Главный инвестиционный стратег "БКС Брокер" Максим Шеин отмечает, что бизнесу, зависимому от экспорта или импорта, нужно застраховывать валютные риски. Если же проект сезонный, эксперт советует предпринимать шаги для ухода от привязки к конкретному времени года. Компаниям, спрос на продукцию которых эластичен (например, он резко падает даже при не слишком значительном росте цены), Шеин рекомендует переходить на долгосрочные контракты и повышать отдачу на вложенный капитал.
В целом он уверен, что на случай внешних шоков (девальвация, потеря лицензии, аварии и т. п.) бизнесу нужно всегда иметь хотя бы примерный план действий.
Артем Деев советует использовать такой инструмент, как хеджирование: закрепление стоимости товара в валюте на определенный срок. "Но при этом и часть средств необходимо держать в иностранной валюте, а не в рублях, чтобы очередная партия товара не стала гораздо дороже, чем планировалось", — замечает эксперт.
Среди мер защиты от колебаний курса он также выделяет возможность альтернативных поставок: кроме иностранного товара иметь в портфеле и отечественные варианты, по которым можно расплачиваться рублями.
Эксперт уверен, что перекладывание валютных рисков на покупателя через повышение цены в настоящее время опасно: покупательский спрос переживает, мягко говоря, не лучшие времена и может снизиться еще больше после очередного роста цен.
Поиск гармонии
Лучше всех дела идут у тех, кто зарабатывает на человеческом стрессе. "Как ни парадоксально, многие йога–направления были рождены и популяризированы в большинстве стран мира именно в разгар социальных и политических кризисов", — говорит идеолог сети Hot Yoga 36 Максим Хорохорин.
В целом он уверен, что защититься от кризиса любому предприятию малого и среднего бизнеса поможет лишь качество оказываемых им услуг, оптимизация расходов на корпоративные капризы и концентрация всего внимания на клиентах.