В бизнес–сообществе Петербурга и без валютных скачков и коронавирусов немало поводов для паники. И на их фоне показательно и печально смотрится разгорающееся вокруг "Оптоклуба Ряды" коллективное недовольство поставщиков. Ретейлер задолжал многим, пока вместо денег — "завтраки", и если часть контрагентов ждут в надежде получить свое, другие уже отправились в суд. Перспективы могут быть плачевны.
Аналитики опасаются, что "Оптоклуб Ряды", сооснователем которого является Дмитрий Костыгин, пойдет по пути его же "Юлмарта" (и не его "Интерторга") и покинет рынок. Примечательно, что конкурсное производство в отношении "Юлмарта" в свое время инициировал временный управляющий НАО "Юлмарт" Денис Тихмянов. Тогда его поддержали два кредитора — ПАО "Сбербанк России" и ООО "БигБокс" — юридическое лицо сети "Оптоклуб Ряды".
Претензии поставщиков в адрес "Оптоклуба Ряды" за последний год идут валом. С начала 2019–го и до сегодняшнего дня к компании подано почти 20 исков о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам поставки. Суммы заявленных требований — от 400 тыс. до 14 млн рублей. Некоторые поставщики "Оптоклуба Ряды" рассказали "ДП" о наличии задолженностей, пока обращаться в суд они не планируют.
Управляющий партнер Legal To Business Светлана Гузь полагает, что спровоцировать иски могли и связь "Рядов" с "Юлмартом", и ситуация вокруг ТД "Интерторг". Лояльности контрагентов не способствуют общая экономическая ситуация и снижение покупательского спроса. "Поставщики опасаются наращивания задолженности ретейлеров, что вполне объяснимо", — говорит она.
Как рассказал на условиях анонимности один из поставщиков, в компании их просят подождать еще около 2 месяцев — при задержке оплаты уже 90 дней. К правоохранителям собеседник "ДП" пока не обращался.
Поставщики отмечают, что работу они прекратить не могут, так как в условиях сотрудничества четко прописаны жесткие требования, за нарушение которых предусмотрены штрафы. К слову, суровые условия для поставщиков часто встречаются в договорах. Некоторые говорят, что пока они вынуждены сократить по ставки на 40–50 %.
"Долги в рамках разумного у "Рядов" были всегда. Они могли задержать оплату на неделю, на две, пока ты не начнешь им напоминать, не платили. Сейчас же они, по всей видимости, серьезно наращивают долговую нагрузку: по некоторым по ставкам — на несколько месяцев", — делится своим мнением один из поставщиков сети. Он также отмечает, что и его компания несет убытки, но, видимо, не такие серьезные, как ряд других партнеров ретейлера, для которых "Ряды" — один из основных покупателей.
Генеральный директор торговой сети Елена Стрельцова отмечает, что отсрочка по оплате товара — это нормальная практика и долги поставщикам есть у всех компаний.
"Что касается начала года, то это сезонная история. Выручка от продаж за январь примерно в два раза меньше, чем выручка за декабрь, а в оплату падают декабрьские (увеличенные) по ставки. У многих компаний в начале года кассовые разрывы — мы не исключение", — говорит она. Впрочем, тут же и обнадеживает контрагентов: «Долги погасим в ближайшее время».
Эксперт по продвижению продукции в торговые сети Михаил Лачугин говорит, что на самом деле долги — нечастая практика для федеральных сетей, в качестве которых себя позиционируют "Ряды". "Есть большая разница между отсрочкой по оплате товара и долгом. Как правило, федеральные ретейлеры таких ситуаций не допускают, несмотря на то что у них тоже наблюдается падение продаж в январе–феврале, платят они день в день", — говорит он.
Нестоличные амбиции
Естественно, опрошенные "ДП" поставщики интересовались, почему компания задерживает оплату. Некоторым временные финансовые трудности объясняли наличием убыточной точки в Московской области.
На столичном рынке оптоклуб появился в 2018 году, инвестиции в запуск объекта в Мытищах, как говорится на официальном сайте компании, составили 1,8 млрд рублей. В том же году "ДП" писал, что компания планировала нарастить сеть до 22 магазинов в Петербурге и Москве. Однако, как говорят аналитики, до сих пор строительство новых точек не продвигается.
"Планы у них были наполеоновские — открыть более 20 магазинов, а сейчас, похоже, они остановились в развитии. Учитывая все проблемы с "Юлмартом" и собственниками, думаю, рано или поздно этот проект может закрыться", —констатирует Лачугин.
В целом Москва слезам петербургских ретейлеров не верит. Недавнее банкротство "Интерторга", как полагают эксперты, началось после неосторожных инвестиций на московском рынке.
Из центра на окраину
Сейчас сеть имеет три магазина в Петербурге и Ленобласти — на Шафировском проспекте, Пулковском и Мурманском шоссе, а также одну точку в подмосковных Мытищах. Генеральным директором компании ООО "БигБокс", равно как и ООО "Оптоклуб Ряды", является Елена Стрельцова. Как отмечают в компании, ООО "Оптоклуб Ряды" было зарегистрировано в 2014 году для регистрации товарного знака торговой сети. "В настоящее время по этому юридическому лицу операционная деятельность не ведется", — сообщает Стрельцова. Однако, судя по данным СПАРК, ООО "Оптоклуб Ряды" свою работу ведет, чистая прибыль в 2018 году у этого юрлица ушла в минус на 295 тыс. рублей, а активы составляли 8,1 млн рублей.
У основного юрлица ретейлера — ООО "БигБокс" — чистая прибыль тоже оказалась в минусе на 837 млн рублей в том же 2018 году.
Потребители и эксперты рынка заметили полупустые полки в точках компании — товар по многим позициям временами представлен в довольно скромном ассортименте. Лачугин говорит, что у сети могут быть проблемы с замороженными товарами, крупами и напитками.
"Если ажиотаж в связи с коронавирусом будет продолжаться, крупные поставщики сконцентрируют свои усилия на больших сетях — к такой категории «Ряды» отнести нельзя. В их четырех точках на данный момент обороты небольшие, крупным поставщикам нецелесообразно заводить в оптоклуб свою продукцию. Пока в целом непонятно, как компания будет выкручиваться", — комментирует Лачугин.
Также партнеры отмечают, что недавно офис "Рядов" переехал. Компания съехала из бизнес–центра у станции метро "Площадь Александра Невского" в Чернорецком переулке, 5, — теперь центральный офис располагается на Пулковском шоссе, 43. Передислокацию в компании объяснили тем, что клеркам лучше находиться в одном помещении с продажами. «Это позволяет более оперативно решать вопросы и сближает сотрудников. Экономия расходов — приятное дополнение», — говорит Стрельцова.
Экономия вне времени
Представители и аналитики рынка уже давно говорят о том, что формат гипермаркета себя изживает. Спрос ориентирован на магазины у дома или доставку товаров ежедневного потребления.
Директор по развитию группы компаний Renta Марина Пузанова считает, что подобные "Оптоклубу Ряды" торговые площади становятся time consuming для рядовых потребителей. "Чтобы выжить, они должны быть конкурентоспособными по цене. Человек потратит время и поедет туда только в том случае, если цены в гипермаркете будут на порядок ниже, чем в магазинах у дома или в сервисах доставки. Такие проекты должны переформатироваться и для оптовиков: разработать для них удобные сервисы, программы лояльности и прочее", — говорит эксперт.
В целом же, по ее словам, за последние несколько месяцев на рынке появился тренд к сокращению площади помещений и матрицы товаров продовольственных магазинов для уменьшения времени пребывания покупателя в магазине. "Яркий пример — супермаркеты сети "ВкусВилл", где можно быстро купить необходимый набор продуктов", — заключает она.
Так что многие эксперты настроены не слишком оптимистично. Однако Светлана Гузь говорит, что ожидать повторения ситуации с "Интерторгом" можно только в том случае, если суммы заявленных требований будут значительными и "Ряды" уйдут в глухую оборону, тогда как исходя из анализам судебных споров следует, что и суммы заявленных требований относительно небольшие, и "Ряды" стремятся рассчитаться даже по накопившимся долгам.
"По имеющимся в открытых источниках сведениям, по состоянию на 16 марта 2020 года заявлений о намерении инициировать процедуру банкротства не имеется, исполнительные производства в отношении торговой сети "Оптоклуб Ряды" также отсутствуют. Это дает основания утверждать о намерениях ретейлера сохранить свою репутацию и избежать неблагоприятного развития событий", — заключает Гузь.
В то же время эксперты отмечают, что доходы населения будут снижаться и дальше и покупательная способность, соответственно, расти не будет. Так что нынешний кризис может послужить дополнительным фактором роста для тех магазинов, которые предлагают более низкие цены по сравнению со средними по рынку, то есть популярность мелкооптовых магазинов, к которым относится и «Оптоклуб Ряды», возможно, увеличится. Если, конечно, проблемы с поставщиками удастся решить.
В контексте
Ретейл становится звездой СМИ и соцсетей. Все кругом обсуждают, кто, как и где закупается продовольствием, и торговые сети обеспечены отличной рекламой. Фотографии европейцев в огромных очередях за продуктами переполнили новостные ленты — чем тебе не "Очередь" Сорокина.
Коронавирус принес в страны Запада немного советского быта, разве что еда пока не по талонам. А миллениалы тем временем устроили истерию в СМИ. Причем паникуют все кому не лень, даже взрослые и вроде бы уважаемые люди.
Журналист "Эха Москвы" Сергей Асланян на своей странице в "Фейсбуке" написал о "битве ополоумевших людей" с переполненными тележками. Автор подробно описал свои впечатления от похода за хлебом в московский сетевой магазин. Придумал даже диалог с кассиршей, которая на отказ покупать гель для рук якобы шарахнулась от Сергея, как от зараженного. Зато под Москвой, по его словам, все спокойно: товары есть, покупателей нет. "Возможно, деревенские уже все умерли, а городские еще нет", — заключает журналист.
Доказательства у Асланяна железные — фотография турецкого продуктового магазина. Как журналисту пришла в голову такая шалость — неизвестно, но факт остается фактом: люди любят раздувать панику на пустом месте. Особенно этим грешат репортеры. Трафик — дело святое.
На днях в точке сети "Оптоклуб Ряды" на Шафировском проспекте мы тоже наблюдали немаленькие очереди. И пустые полки мы тоже видели.
Но все ретейлеры хором твердят, что это явление временное. Сети просто физически не были готовы к тому, что спрос вырастет. Со временем он устаканится. Во–первых, паника, которую уже успели раздуть, пройдет, и потребители успокоятся. Во–вторых, все уже закупились на год вперед, какой смысл опять идти в магазин и оставлять там треть зарплаты?
"Почта России" фиксирует рост продаж товарной категории "бакалея". В частности, большой популярностью пользуются чай, кофе, печенье, крупы, консервы, макароны и бытовая химия. В "Ленте" тоже говорят об увеличении спроса на товары с длительным сроком хранения, стиральный порошок, средства гигиены, но значения находятся в пределах нормы. Ретейлер успокаивает: "У нас достаточно запасов, чтобы обеспечивать магазины продукцией, мы увеличиваем их на случай повышенного спроса".
В общем, паниковать не нужно — с этим разобрались. Неясным остается только страсть к туалетной бумаге: ее покупают даже чаще гречки и консервов. Почему вдруг она стала главной ценностью человечества, пожалуй, остается загадкой истории.
“
Когда в 1999 году в России появились первые гипермаркеты, они решили сразу несколько проблем покупателей. Люди приезжали не только за продуктами: поход туда в первое время был интересным развлечением. Купить в одном месте еду на неделю и, например, синтезатор было хорошим поводом провести время с семьей. Типичный ассортимент гипермаркета мог доходить до 45 тыс. товарных позиций. Разнообразие привлекало, и, если человек искал определенную марку сыра, он ехал в крупный магазин.
Негативную роль сыграл 2014 год, когда из гипермаркетов исчезла часть ассортимента из–за продуктового эмбарго. Потребитель лишился возможности покупать сравнительно редкие сыры, йогурты и другие товары зарубежных производителей. С тех пор на полках гипермаркетов можно обнаружить те же товары, что и в небольших торговых точках. С развитием «Пятерочки», переоборудованием «Дикси», появлением «ВкусВиллов» у людей возник выбор в магазинах у дома.
Товары непродуктовых сегментов, которые слабо представлены у этих ретейлеров, граждане привыкли покупать онлайн с доставкой на дом. Таким образом, супермаркеты и интернет–магазины перетянули на себя часть аудитории гипермаркетов. Однако у этого формата есть запас прочности. Ежедневно их посещают в среднем 5 тыс. человек. В основном дело в цене — в гипермаркетах из–за больших объемов торговая наценка ниже, чем в мелких магазинах и супермаркетах.
Григорий Кунис
сооснователь сервиса iGooods
“
Не то чтобы формат гипермаркетов себя изжил. Просто после бурного роста на начальном этапе данный вариант ретейла столкнулся с определенными трудностями, не позволяющими поддерживать органический рост такими же темпами, как и ранее. А снижающиеся несколько лет подряд реальные располагаемые доходы населения только усугубили ситуацию. Да, некоторые ретейлеры вообще приняли решение отказаться от своих гипермаркетов и супермаркетов. Например, сеть «О’Кей» избавилась именно от супермаркетов, сосредоточившись на магазинах меньшего формата и гипермаркетах–дискаунтерах.
Алексей Коренев
Аналитик ГК "ФИНАМ"
“
Подобный формат трудно назвать в числе наиболее популярных, тем более что магазинов у «Рядов» пока немного. Я полагаю, что в ретейле в ближайшее время вряд ли будут запускаться новые оптовые проекты, если мы говорим о мелко оптовой торговле. Оптовые магазины для трейдеров, скорее всего, будут открываться по плану. В 2020 году макроэкономическая ситуация в России вряд ли будет располагать ретейлеров к активной экспансии. Какой–либо информации об открытии новых оптовых проектов в ретейле у меня нет.
Анна Синявская
партнер агентства M.A.Research, руководитель направления
«Ретейл»