О новых мерах по поддержке бизнеса
Внезапная неделя оплачиваемых выходных поставила перед малым и средним бизнесом много вопросов. Хотя все и понимают прекрасно необходимость профилактических мер в условиях эпидемии. В своем обращении президент анонсировал целый комплекс шагов, направленных на поддержку бизнеса в кризисных условиях. "ДП" попросил экспертов дать рекомендации, как наиболее эффективно ими воспользоваться.
Кредитные каникулы
Меньше всего ясности пока что с кредитными каникулами. Предположительно они будут продолжаться 6 месяцев. Не факт, что такой срок станет для кого–то реальным облегчением нагрузки.
"После окончания кредитных каникул заемщикам все равно придется отдавать долги, и не факт, что их материальное положение восстановится после кризиса. Тем более грядет рост цен и рост обязательных затрат. Возможно, данные меры следует дополнить субсидированием процентной ставки", — считает генеральный директор "Юридического бюро № 1" Юлия Комбарова.
Председатель совета Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков считает, что сами по себе кредитные каникулы никого не спасут, если не будут подкреплены решениями на региональном уровне.
"Если приостановка деятельности продлится больше 2–3 недель, то половина организаций не сможет вернуться к работе вообще, — пессимистично прогнозирует он. — Надеемся, что часть регулярных платежей будет списана. Например, за коммунальные услуги на время приостановки. Кроме того, необходима достаточно серьезная отсрочка по иным выплатам. Где–то на полгода после того, как кризис будет пройден, чтобы человек мог запустить бизнес, начать получать деньги и тогда уже постепенно выплачивать отсроченные обязательства. Сразу после конца кризиса это будет невозможно сделать".
Еще одной необходимой мерой Владимир Меньшиков считает заблаговременное пролонгирование всех договоров аренды земли и помещений на 3–5 лет. "Это даст психологическую уверенность людям в том, чтобы развивать свой бизнес", — поясняет он.
Налоговая отсрочка
Обещанная отсрочка уплаты всех налогов (кроме НДС) и социальных сборов тоже вызывает множество вопросов.
"Мы пока не очень понимаем механизм снижения соцвзносов, к тому же эта реформа проходит накануне закрытия первого квартала. Поэтому бухгалтерам непонятно, как сейчас сдавать отчетность — по старым правилам или по неизвестным новым", — отмечает Юлия Комбарова.
"Наиболее полезными для бизнеса мерами могут стать налоговые каникулы, о которых говорил президент. Для того чтобы предлагаемые меры эффективно сработали, соответствующие законопроекты нужно успеть принять в течение следующих 2 недель. При этом снижение соцвзносов не столько облегчает жизнь бизнесу, сколько стимулирует к выплате белых зарплат", — считает старший юрист Maxima Legal Сергей Бакешин.
"Всем, чем можно, конечно, нужно пользоваться. Но гораздо важнее перенастроить собственные процессы. Просто потому, что характер текущей ситуации не является институциональным вопросом, который может быть скорректирован льготами. Меняется само общественное поведение, цепочки поставок, инфраструктура. Надо готовиться к тому, что негативная для малого бизнеса ситуация продлится достаточно долго. Лучше всего иметь резервы на 1–2 года последующего восстановления. Нужно перевести максимальное количество процессов в онлайн, чтобы не зависеть от офисных площадей, но иметь возможность вести деятельность дистанционно. "Мне кажется, малым компаниям это сделать проще, чем многим гигантам, потому что бизнес зачастую построен на личных отношениях: как сотрудники, так и клиенты на короткой дистанции, и с ними можно продолжить взаимодействие", — резюмирует директор фонда "Центр стратегических разработок Северо–Запад" Марина Липецкая.
Мораторий на банкротство
Одной из самых проработанных мер можно считать мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Она готовилась заблаговременно — свой вариант соответствующего закона министерство экономического развития опубликовало еще 20 марта. А 26 марта в Госдуму внесли законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", где механизм моратория описан в итоговой редакции.
"Мораторий на банкротство будет одновременно и мораторием на исполнительные действия, причем не сказано, что только по денежным взысканиям, — комментирует текст Сергей Бакешин. — Приостанавливается начисление неустоек и иных финансовых санкций. А если в отношении компании в течение 3 месяцев после окончания моратория будет возбуждено дело о банкротстве, то все сделки, совершенные в период действия моратория, на суммы свыше 1% стоимости активов должника будут признаны ничтожными, то есть недействительными независимо от признания их таковыми судом".
На взгляд юриста, предлагаемый механизм способен оказаться своеобразной миной замедленного действия, подведенной под экономику. Теоретически должник может сам подать заявление о своем банкротстве в период действия моратория. А потом ходатайствовать об утверждении мирового соглашения, предусматривающего отсрочку платежей до 3 лет, независимо от наличия или отсутствия решения кредиторов о заключении такого мирового соглашения. Так что кредиторам, желающим вернуть свои деньги, стоит внимательно проанализировать закон вместе со своими юристами.
"Арбитражный суд пока не проводит заседания, но по–прежнему принимает заявления онлайн и по почте. Рано или поздно начнет рассматривать дела, поэтому кто раньше подал, тот раньше решит свои проблемы. К тому же у суда есть техническая возможность проводить заседания в режиме видеотрансляции", — дополняет Юлия Комбарова.
Займы на зарплаты
На следующий день после телеобращения глава государства встретился с представителями бизнес–сообщества. На этой встрече была анонсирована еще одна мера поддержки: совместный проект правительства, ВТБ и Сбербанка предполагает выдачу малому бизнесу кредитов для выплаты зарплат сотрудникам на условиях субсидирования ставки. Причем, по словам первого вице–премьера Андрея Белоусова, в особо критичных случаях ставка может составлять 0%.
"Неизвестно, какие требования будут предъявляться к получателям этих кредитов и чем нужно будет доказывать соответствие этим требованиям. Логичнее и понятнее звучит предложение Олега Дерипаски — снизить ключевую ставку, сделать все кредиты доступнее и насытить экономику деньгами", — считает Сергей Бакешин.
По мнению Владимира Меньшикова, ключевое значение для оценки эффективности такой меры имеет время: "Никто сейчас не знает, сколько продлится кризисная ситуация. Если несколько недель — одно дело, если месяцы — совсем другое. Возьмет предприниматель в долг эти деньги. И к чему он придет через месяц–два? Люди разбегутся, цепочки производства и поставок разрушатся. И как он будет отдавать кредит? Даже беспроцентный".