Приступить к расширению Токсовского шоссе, по которому в Петербург едут жители Мурино и Девяткино, власти Ленобласти не могут уже несколько лет.
Почти 2,5 года назад губернатор Александр Дрозденко распорядился подготовить проект реконструкции трассы Санкт–Петербург — Матокса, она же Токсовское шоссе, но пока нет даже проекта планировки территории (ППТ). Изначально сельская дорога, Токсовское шоссе давно исчерпало свою пропускную способность в связи с дикими темпами застройки прилегающих территорий высотками. Уже много лет шоссе славится своими пробками: кажется, всё стоит здесь 24/7. Ежедневная интенсивность достигает 40 тыс. автомобилей.
До шести полос
Частично исправить положение власти хотят реконструкцией 10–километрового участка шоссе, начиная от КАД и заканчивая за поселком Кузьмоловский. Вместо двух полос движения здесь предполагается преимущественно сделать четыре, а на отрезке от КАД до пересечения с Вокзальной ул. — шесть. Чтобы убрать левые повороты, предусмотрены разворотные петли на одном уровне, а на первых 4 км — интеллектуальная система управления светофорами.
Чтобы воплотить проект в жизнь, необходимо переустроить инженерные сети и коммуникации (водопровод, канализацию, сети связи, электрические и тепловые сети, магистральный газопровод), а также провести межевание и выкуп земельных участков общей площадью порядка 30,3 га. Местами придется сносить здания. Все это выяснилось в ходе разработки предпроектной документации для будущей реконструкции, контракт на которую стоимостью 14 млн рублей был заключен с ООО "КРТ Система" осенью 2017 года. Документация должна была быть готова к 30 ноября 2019 года, однако у подрядчика возникли трудности.
Запутались в сетях
"Есть определенные сложности, проблемы, в том числе и с сетями. Здесь много сетей, пересечек, балансодержателей. Но мы работаем, решаем проблемы", — прокомментировал "ДП" исполнительный директор "КРТ Системы" Роман Ломакин.
По данным издания, подрядчик не смог закончить работы в срок по причине того, что не получил технические условия (ТУ) на переустройство/защиту инженерных коммуникаций, попадающих в зону работ, у балансодержателей сетей. Среди них, например, филиал ПАО "Ленэнерго" "Санкт–Петербургские высоковольтные электрические сети", у которого здесь проходит ЛЭП 110 кВ, ПАО "Ростелеком", всеволожский филиал АО "Газпром газораспределение ЛО", ООО "Газпром трансгаз Санкт–Петербург", ООО "ЛенОблВод–Инвест" и АО "Теплосеть".
"Газпром трансгаз" и "Ленэнерго", в частности, не могут выдать ТУ без подписания соглашения о взаимоотношениях предприятий, коммуникации которых пересекаются.
Проектировщик в свою очередь без ТУ не может в полном объеме разработать ППТ и проект межевания, после чего согласовать документацию в областном комитете по градостроительной политике. Согласно сайту госзакупок, из 14 млн рублей заказчик работ, ГКУ "Ленавтодор", пока перечислил "КРТ Системе" лишь 4,7 млн рублей.
По словам Романа Ломакина, заказчик входит в положение подрядчика и не расторгает контракт. Однако без штрафов не оставляет: "Ленавтодор" начислил "КРТ Системе" неустоек почти на 500 тыс. рублей, сообщается на сайте госзакупок.
План "Лайт"
Озвучить хотя бы примерные сроки завершения работ исполнительный директор подрядной организации не смог. "Сейчас у нас в принципе форс–мажорные обстоятельства наступили, сложно что–то спрогнозировать", — прокомментировал Роман Ломакин.
У "Ленавтодора" прогноз пока более утешительный. Планируемый срок утверждения проекта планировки и межевания территории — II квартал 2020 года. В этом же году дорожники Ленобласти намерены сделать четырехполосным 1,5–километровый участок Токсовского шоссе (документация на него разрабатывалась отдельно).
"Этим летом мы проводим условно первый этап реконструкции шоссе — расширяем загруженные перекрестки с Оборонной, Вокзальной и Английской улицами. По сути, это 1,5 км реконструкции дороги. Ключевая идея — ускорение проезда через все три перекрестка. В этом нам помогут умные светофоры и “вафельная” разметка. В ближайшее время будет объявлен конкурс на определение подрядчика. Плюс к августу компания “Дорожный отряд” отремонтирует 20–километровый участок Токсовского шоссе, на это из бюджета выделено 164 млн рублей", — рассказал глава дорожного комитета Ленобласти Денис Седов.
Будет котел
О хотя бы частичном расширении Токсовского шоссе Александр Дрозденко говорил еще в конце 2017 года, призывая дорожников заняться теми участками, где не потребуется дополнительных согласований и не возникнет проблем с землей.
"Если мы не решим транспортные проблемы, а срок у нас 2 года, максимум 3, вся территория будет как кипящий котел", — заявлял тогда глава Ленобласти.
Выкуп земли для реконструкции Токсовского шоссе, по данным "ДП", может обойтись бюджету Ленобласти в 800 млн рублей. Стоимость же непосредственно строительных работ на 10–километровом участке ориентировочно оценивают в 7,6 млрд рублей. Для сравнения: затраты на строительство продолжения Пискаревского проспекта (обход Мурино справа) протяженностью 7,6 км составят 5,5–6 млрд рублей.
Есть мнение…
Важно понимать, что одной только реконструкцией Токсовского шоссе Мурино и Девяткино не спасти.
Есть мнение, что их уже ничем не спасти, однако некоторые все же возлагают надежды на новые обходы: слева (в створе Гражданского проспекта) и справа (продолжение Пискаревского проспекта). О первом пока можно забыть, жителям Западного Мурино в ближайшие годы стоит рассчитывать только на развязку с КАД и разворотное кольцо на Охтинской аллее. Здесь тоже всё уперлось в сети (см. "ДП" № 29 от 03.03.2020).
Продолжение же Пискаревского проспекта с выходом на Токсовское шоссе пока блокирует Минобороны из–за Ржевского артиллерийского полигона, который частично попадает под дорогу.
Сами же жители Мурино хотят в первую очередь решения локальных проблем и расширения существующих дорог, а не масштабных обходов.