Вкладчики слезают с депозита. Куда перетекут обложенные налогом деньги вкладчиков

Автор фото: Ермохин Сергей

Известие о введении налога с процентов по вкладам привело к оттоку средств из банков. Часть этих денег достанется фондовому рынку.

Закон о налогообложении процентов по крупным вкладам был принят Госдумой РФ в конце марта. Несколькими днями ранее новостью о новом налоге на доходы по вкладам и облигациям огорошил россиян президент РФ Владимир Путин. Это было одно из его предложений по борьбе с экономическим кризисом, возникшим из–за эпидемии коронавируса. Сейчас в России налог с дохода от депозитов нужно уплачивать только в том случае, если ставка превышает ключевую более чем на 5% годовых.

Путаница

Что именно имел в виду президент, стало понятно не сразу. Поначалу даже были версии, что облагаться будет процентный доход в сумме больше 1 млн рублей. Для этого объем вкладов и инвестиций должен превышать 20 млн рублей — тогда при текущих ставках около 5% годовых процентный доход превысит 1 млн рублей. Однако этот вариант быстро утратил доверие как неправдоподобный.
Основные споры переместились в область "налог с каждого вложения размером больше 1 млн или с суммы вложений общим объемом больше 1 млн". Из поручения президента, опубликованного на сайте Кремля, вроде бы следовало, что верен первый вариант. Однако возникали сомнения: что помешает вкладчикам разбить свои сбережения на много частей? В конце концов в стране более 400 банков. И если даже их число уменьшится вчетверо, все равно 100 млн рублей можно будет пристроить в безналоговые депозиты.
Однако законопроект все расставил по местам: из него следует, что налогом обложат все вклады одного лица, если на них в сумме больше 1 млн рублей. Зато появилась неожиданная поблажка. Предлагается брать налог только с разницы между суммой процентных доходов налогоплательщика и суммой, рассчитанной как произведение 1 млн рублей и ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на первое число налогового периода. То есть, по сути, доход с первого миллиона на вкладах исключается из налогооблагаемой базы, так как ставки по вкладам в большинстве случаев меньше ключевой. Так, во второй декаде марта 2020 года средняя максимальная ставка по вкладам в рублях у топ–10 банков по объемам депозитов физлиц была равна 5,15% годовых (см. график), а ключевая — 6%.
Кроме того, в общей сумме вкладов для подсчета налогооблагаемой базы не будут учитываться счета со ставкой меньше 1% годовых (текущие, зарплатные) и счета эскроу.

Не пугайте страусов — пол бетонный

Первая реакция вкладчиков на сочетание слов "налог" и "депозиты" в выпусках новостей была нервной: часть народа совершила набег на банки и забрала деньги с депозитов. "В среду и четверг на прошлой неделе мы фиксировали большое количество обращений клиентов, которые хотели выяснить технические подробности расчета и удержания подоходного налога с вкладов, — рассказал “ДП” Иван Макаров, пресс–секретарь банка “Открытие” по СЗФО. — Кроме того, на прошлой неделе некоторые вкладчики действительно досрочно изымали свои средства с вкладов. Но в целом отток средств был незначительным. Безусловно, некоторый отток вкладов в апреле–мае произойдет — но не из–за налогообложения, а в силу необходимости использовать деньги, отложенные на случай кризисной ситуации".
"В настоящий момент мы не отмечаем значительных изменений в поведении клиентов", — сообщили в пресс–службе Северо–Западного Сбербанка.
"Банк ПСКБ оттока вкладов не наблюдает, так как у нас преобладают вклады предпринимателей, а они, по возможности, наращивают резервы", — сообщил Владимир Прибыткин, председатель совета директоров ПСКБ.
Многие банки вовсе отказались комментировать тему оттока денег вкладчиков. Некоторые из них прислали "ДП" дежурные разъяснения о том, что налог будет введен только с 2021 года, платить его надо будет в 2022–м, так что в текущем году закрывать депозиты из–за налога точно бессмысленно.

Конец льгот

Неприятным сюрпризом для владельцев сбережений стали и планы государства забрать у них часть дохода по облигациям. Причем это будет касаться купонных выплат не только по корпоративным бондам, но и по государственным и муниципальным тоже.
Инвесторы привыкли, что последние две категории свободны от налогообложения. А вот по корпоративным долговым бумагам льгота появилась недавно. Ее в конце 2015 года предложил ввести Владимир Путин в послании Федеральному собранию, пояснив цель так: "Чтобы инвесторам, гражданам, было выгодно вкладывать средства в развитие отечественного реального сектора".
Льгота заработала в 2017 году для облигаций, выпущенных с 1 января 2017–го по 31 декабря 2020 года и с купонным доходом не более ключевой ставки плюс 5% годовых. Но скоро она будет отменена — видимо, тема поддержки реального сектора сбережениями граждан перестала быть актуальной для государства.
Впрочем, позитивным фактом для эмитентов корпоративных бондов можно считать то, что теперь с точки зрения налоговых поблажек для инвесторов они будут в равных условиях с банками и с государственными заемщиками.

Куда вкладчику податься

Если кто и выиграет от налоговых нововведений, кроме государства, то это будут рынки акций и недвижимости.
Получив порцию холодного душа в виде отмены льгот по облигациям и вкладам, инвесторы могут обратить взоры в сторону потенциально более доходных активов. Аргументом в пользу отказа от долговых инструментов могут стать опасения высокой инфляции, причем не только рублевой, но и долларовой. Предпосылками для этого являются беспрецедентные меры стимулирования экономик, предпринимаемые сейчас мировыми центробанками и правительствами. До сих пор подобные меры не приводили к ускорению инфляции, но теперь речь идет о вливаниях объемами в триллионы долларов.
На вкладах размером более 1 млн рублей, по данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ) на 1 марта 2020 года, находилось почти 18 трлн рублей. Хотя число таких счетов всего около 1% (5,9 млн из 594 млн), общий объем средств в России на счетах физлиц, включая ИП, составлял в начале марта 31,47 трлн рублей.
"Отток с депозитов вряд ли будет существенным, так как принципиальной альтернативы им нет, — рассуждает Сергей Суверов, старший аналитик “БКС Премьер”. — Доходы от облигаций также облагаются налогом, а акции для консервативных инвесторов в депозиты являются слишком рискованным инструментом, особенно на фоне их падения в 2020 году. Но, возможно, активизируются покупки недвижимости. Также, как мы видим на примере США и других стран, возможно, вырастет спрос на золото, особенно на фона роста инфляционных ожиданий в мире после бездонных монетарных и фискальных стимулов".