Сервисы дистанционного обучения не выдерживают увеличенных нагрузок. Частные фирмы предлагают государству помощь, но надежды на быстрые меры мало. Создание стабильной платформы с нуля оценивается в сотни миллионов рублей.
С первого дня после каникул родители жалуются в соцсетях на проблемы доступа к порталам "ЯКласс", "Фоксфорд", "Российская электронная школа" (РЭШ) и другим.
В Минпросвещения во вторник заявили, что работы по увеличению мощностей РЭШ и других ресурсов продолжатся. Также глава ведомства Сергей Кравцов заявил о запуске новой платформы "Онлайн–образование". В петербургском комитете по образованию не ответили на запрос.
В высшем образовании ситуация чуть лучше. В одном из петербургских вузов закупленная система дистанционного образования вышла из строя в первые дни, преподавателям рекомендовали работать со студентами через соцсети, сохраняя скриншоты "для отчета". Сейчас ситуация нормализовалась, но просят не отправлять большие файлы.
На работу внешних систем жаловались и в Университете промышленных технологий и дизайна, где на использование образовательных сервисов суммарно потратили 2,9 млн рублей. В Университете ИТМО "ДП" рассказали, что их системы работают в штатном режиме.
Образовательные площадки создавались как вспомогательный инструмент для очного обучения. Полноценного интерактива, как в классе или в аудитории, не предусматривалось, считает Андрей Свириденко, основатель и глава правления SPIRIT (разработчик отечественного сервера для видеоконференцсвязи VideoMost).
Руководитель направления инфраструктурных решений ГК "КОРУС Консалтинг" Вадим Кудрин считает, что из–за возросшей нагрузки элементы ИТ–инфраструктуры и сетей компаний требуют модернизации. Но с ходу оценивать затраты специалисты не берутся. В онлайн–школе Skyeng разработали собственную платформу Vimbox за $15 млн. Стоимость разработки MVP (минимально жизнеспособного продукта) для школьного онлайн–обучения составляет порядка 200 млн рублей, говорит гендиректор ИТ–компании Sibedge Александр Калинин.
Частные разработчики онлайн–программ надеются наладить диалог с государством, чтобы помочь решить проблему. В частности, основатели сервиса VideoMost заявили, что готовы бесплатно предоставить свой доступ к облачному сервису, а также сервер школам и вузам.
Но не все уверены, что государство пойдет навстречу. Так, управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский сетует, что правительство долгое время не прислушивалось к Edtech–сообществу. По словам эксперта, проблема состоит в неправильном подходе к созданию и внедрению цифровых платформ обучения и повышению квалификации учителей.
Еще одна сложность состоит в длительности апробации решения всеми контролирующими инстанциями, а также в адаптации пользователей к программам. Директор по развитию бизнеса на международных рынках ИТ–компании "Рексофт" Екатерина Забелинская отмечает, что процесс включения уже готового образовательного продукта в пул решений, рекомендованных европейскими школами, занимает не менее 14 месяцев.