Из-за того, что все заведения, включая бары и рестораны, закрыты, петербуржцы ринулись заказывать доставку алкоголя в интернете. Официально, на законодательном уровне, онлайн-ретейл не может продавать алкогольную продукцию дистанционно. Поэтому активизировался серый рынок, который распространяет товары через соцсети, ботов в мессенджерах и серые сайты.
Сейчас спрос в России на алкогольную продукцию вырос в разы, а наткнуться на серых продавцов в интернете можно путём нехитрого запроса в поисковике. Тем временем официальный онлайн-ретейл за время этого карантина мог бы заработать на доставке порядка 15 млрд рублей, а представители HoReCa, закрытые на карантин, — 2,6 млрд рублей.
Антисептик на розлив
По данным аналитической компании Nielsen, за последнюю неделю марта, совпавшую с самоизоляцией россиян, резко выросли продажи алкогольной продукции. Так, продажи водки увеличились на 31%, виски — на 47%, пива — на 25%, игристого вина — на 5%.
Эксперты агентства связали такой высокий спрос на алкоголь с несколькими факторами. Во-первых, в середине марта россияне просто решили закупиться впрок продуктами и товарами первой необходимости в больших объёмах, а к концу месяца начали докупать и алкоголь. Во-вторых, на повышении спроса сказалось закрытие баров и ресторанов.
К таким же выводам пришли аналитики Сбербанка, которые заметили, что клиенты банка в последнюю неделю марта начали активно покупать алкоголь. Так, в этот период россияне потратили в винных магазинах на 21,9% больше, чем на предыдущей неделе, и на 31,83% больше, чем в прошлом году.
Чуть позже спикер Совфеда Валентина Матвиенко на пленарном заседании палаты рассказала, что, по данным Ассоциации производителей алкоголя, в России возросли объёмы продажи водки. Сенатор объяснила это нехваткой дезинфицирующих средств, поэтому граждане используют спиртосодержащие товары для наружного применения.
Магнит и бутылка
При этом интерес к алкоголю вырос также и в онлайне. Так, по данным Google Trends, в поисковике количество запросов "доставка алкоголя" в период с 19 марта по 4 апреля выросло почти в 6 раз по сравнению с началом марта (период с 1 по 7 марта).
По данным сервиса "Яндекс Wordstat", в апреле в поисковике запрос "доставка алкоголя" искали более 163 тыс. раз, запрос "доставка алкоголя + на дом" — более 59 тыс. раз, "доставка алкоголя круглосуточно" — 23 тыс. раз, а "доставка алкоголя спб" — порядка 4,5 тыс. раз.
Напомним, что официально в России всё ещё запрещена дистанционная продажа алкоголя. Как объяснил dp.ru юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям компании "Качкин и партнёры" Андрей Алексейчук, к дистанционной продаже, согласно законодательству РФ, относится торговля, при которой покупатель приобретает товар, руководствуясь исключительно его описанием, предоставленным продавцом, и не может ознакомиться с товаром до продажи, а получение товара возможно только курьером либо по почте. То есть доставку алкоголя на дом законно заказать в России нельзя.
Павел Мясоедов, директор и партнёр компании "Интеллектуальный резерв", рассказал dp.ru, что на фоне карантина в интернете активизировались различного рода серые продавцы спиртного: "Официально в нашей стране онлайн-торговля алкоголем любой крепости запрещена с 2007 года. Но из-за несовершенства законодательства в России действуют тысячи разных ресурсов, предлагающих алкоголь. Это касается в основном крепких напитков или самодельно произведённого алкоголя. При этом более 70% предлагаемой продукции — это суррогат, дешёвый заменитель известных марок. Сейчас, когда в стране в большинстве регионов введён режим самоизоляции и люди стараются меньше выходить из дома, число таких предложений выросло в разы", — отметил собеседник.
Ранее dp.ru уже писал о схемах незаконной продажи алкоголя через интернет. При этом тогда корреспонденты обнаружили, что многие сайты с таким предложением своевременно блокируются, поэтому серый рынок спиртного сконцентрировался на распространении через социальные сети и мессенджеры. Эту тенденцию dp.ru тогда подтвердили эксперты компании по борьбе с киберпреступлениями Group IB.
На момент выхода публикации корреспондентом dp.ru с помощью обычного запроса в поисковике было найдено около десятка сайтов в свободном доступе, обещающих доставку алкоголя на дом. Ещё несколько ресурсов оказалось представлено на "Google картах". Заказ алкоголя там производится с помощью звонка. При этом у многих таких сервисов уже есть отзывы пользователей.
"Сделала заказ, привезли всё очень быстро, даже раньше времени. Очень вежливый курьер. Очень довольна. Всем советую", — написала одна из клиенток сервиса.
"Ночью приехали друзья, возникла сложность с "разогревом". Заказали здесь и не пожалели, всё быстро, и алкоголь качественный", — пишет ещё один пользователь.
Магнит, в подарок которому полагается алкоголь
В порядке эксперимента после 22 часов, когда распространять алкоголь в Петербурге не имеют права даже офлайн-ретейлеры, корреспондент dp.ru позвонил в один из таких сервисов, представившись клиентом. Оператор сервиса объяснил, что они могут продать и доставить алкоголь ночью. Плата за спиртное производится курьеру наличными или переводом через онлайн-банкинг.
На вопрос корреспондента о том, не возникнет ли с такой покупкой проблем, оператор ответил, что официально клиент приобретает сувенирный магнит на холодильник, а алкоголь полагается в подарок за такую покупку.
Белый рынок теряет прибыль
Group IB оценила оборот теневого рынка продажи алкоголя в интернете в 2019 году в 2,5 млрд рублей. Это почти на 400 млн рублей больше, чем годом ранее. В общей сложности компания обнаружила порядка 2,5 тыс. сайтов, аккаунтов и групп в соцсетях, торгующих спиртным в обход российского законодательства.
При этом эксперты и ретейлеры отмечают, что легальное разрешение дистанционной продажи алкоголя решило бы многие проблемы. Со стороны аудитории есть высокий запрос именно на доставку алкогольной продукции на дом, а зарабатывают на ней пока только мошенники и нелегалы.
"Через канал продаж HoReCa (рестораны, бары, кафе) в России продаётся всего около 3% спиртного от всего объёма оборота. При этом в зарубежных странах средний показатель продаж алкоголя в интернете составляет 8% — столько потребителей заказывают алкоголь через онлайн-магазины. За весь 2019 год в России было продано 211,5 млн дал алкоголя. Если бы был принят закон, разрешающий продажу алкоголя через интернет, то сегмент HoReCa (рестораны, бары, кафе) за нынешний месяц простоя мог бы продать 525 тыс. дал спиртного (это 5,25 млн л). При средней цене бутылки (1 л) 500 рублей сумма составила бы 2,6 млрд рублей", — рассказал Дмитрий Гелемурзин, исполнительный директор Goldman Group.
По оценке Гелемурзина, онлайн-ретейл в России за месяц карантина мог бы продать спиртного на сумму от 8 млрд до 15 млрд рублей.
"На данный момент дистанционная продажа алкоголя в розницу не производителем продукции запрещена законом. Мы видим потребность среди своих клиентов в покупке такой продукции онлайн: порой нам поступают вопросы, почему сервис не доставляет шампанское или пиво. Особенно это актуально перед праздниками: алкоголь — тяжёлая продукция и покупателям было бы удобно заказать одновременно полный набор для праздничного стола. Когда доставка алкоголя станет легальной, мы включим его в наш электронный каталог", — рассказал dp.ru управляющий и сооснователь петербургского сервиса доставки продуктов iGooodsГригорий Кунис.
Для российских законодателей продажа алкоголя — давно наболевшая тема, которая напомнила о себе и на карантине. С конца марта некоторые регионы решили ввести ограничения на торговлю алкоголем, после того как президент объявил неделю выходных, которые потом продлил до конца апреля. Например, власти Забайкальского края полностью запретили продажи, в Кемеровской области закрыли алкомаркеты. Некоторые регионы ввели частичные ограничения, сократив время, когда можно торговать алкоголем. Так поступили, например, Пермский край, Башкирия, Карелия.
Григорий Кунис отмечает, что если взглянуть на практику дистанционной продажи алкогольной продукции за рубежом, то можно заметить, что на самом деле спиртное в общем объёме потребительской корзины занимает совсем небольшую долю. Поэтому и утверждать, что и в России в случае онлайн-торговли люди бы начали злоупотреблять алкоголем, тоже нельзя.
"Как показывает практика работы сервисов доставки продуктов в других странах, где продажа алкоголя разрешена, доля такой продукции в корзине небольшая — 5–7%. На Украине, например, 4,5%, в некоторых штатах США — порядка 5%. Только в некоторых странах, например Великобритании и Китае, доля чуть более 10%. Возможно, это связано с тем, что люди предпочитают покупать алкоголь не в гипермаркетах, а в специализированных магазинах. В условиях самоизоляции доставка алкоголя могла бы стать востребована, но прогнозировать, какую долю она займёт, трудно", — считает эксперт.
Напомним, что в конце этого марта Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась с предложением к Минпромторгу на первых порах разрешить торговать алкоголем онлайн хотя бы производителям и оптовикам. АКИТ предлагает через 6 месяцев завершить этот первый этап и перейти ко второму, на котором разрешить осуществлять дистанционную торговлю всем компаниям, имеющим розничную лицензию на реализацию алкоголя.