"Петроэлектросбыт" нашёл способ продолжать зарабатывать на распространении рекламы после того, как 2 года назад реклама в счетах за ЖКУ была запрещена. Это уже второй пример в 2020 году, когда окологосударственная структура выходит на рекламный рынок.
В квитанции "Петроэлектросбыта" со счетами за март оказались вложены рекламные листовки. Получить их могли 1,4 млн петербуржцев — именно такому числу абонентов "Петроэлектросбыт" рассылает квитанции.
Выходных данных на рекламных листовках нет. Не раскрыл рекламного оператора и сам "Петроэлектросбыт". "Условия договоров, заключаемых АО "ПЭС" с контрагентами, отнесены к конфиденциальной информации, за исключением подлежащих раскрытию в соответствии с законодательством", — сообщили в пресс-службе компании.
Как выяснил dp.ru, рекламу в квитанции "Петроэлектросбыта" продают несколько компаний. В частности, это рекламные агентства "Люмьер Медиа" и "Рек-А". Они имеют разных учредителей, но один адрес регистрации и телефон. На странице "Люмьер Медиа" сообщается, что компания — эксклюзивный представитель "Петроэлектросбыта" по продаже рекламных возможностей в центрах приёма платежей. На одной из размещённых фотографий клиенту сбытовой компании вручает рекламную листовку операционист вместе с платёжными документами. В компаниях подтвердили факт сотрудничества с "Петроэлектросбытом", но подробностей не рассказали.
Цен на размещение рекламы обнаружить на их сайтах не удалось. Однако они есть на сайте рекламного агентства "Синяя птица". Цены зависят от количества листовок, которые заказывает рекламодатель. Если их меньше 10 тыс., то одна листовка стоит 4 рубля 50 копеек. При заказе от миллиона — 2 рубля. Таким образом, рекламщики могут зарабатывать на "Петроэлектросбыте" как минимум 33,6 млн рублей в год.
Счета за квартплату и различные коммунальные услуги пестрели рекламой ещё несколько лет назад. Но весной 2018 года был принят закон, запрещающий размещать рекламу, кроме социальной, на таких квитанциях. Однако спустя некоторое время в нём обнаружилась лазейка. Оказалось, что рекламу можно вкладывать в конверты со счетами. ФАС России специальным письмом подтвердила — это законно. Но в Петербурге редко присылают счета в конвертах. Зато в прошлом году часть квитанций стали запечатывать, чтобы скрыть персональные данные получателей. Так квитанции сами приобрели форму конвертов, и в них стало удобно вкладывать листовки.
"Петроэлектросбыт" стал в этом году уже второй окологосударственной структурой, заинтересовавшейся рекламными доходами. Ранее это сделало ГУП "Пассажиравтотранс". С февраля оно стал выдавать пассажирам автобусов билеты с рекламой. В отличие от коллег-энергетиков, транспортники провели открытый конкурс, условия и итоги которого опубликованы в открытом доступе.
Победитель конкурса ООО "Счастливый билет", согласно условиям контракта, самостоятельно печатает билеты и отдаёт их "Пассажиравтотрансу", доплачивая за каждый около 7 копеек. При этом для рекламодателя стоимость рекламы на одном билете составляет в среднем 1 рубль. Разница достаётся "Счастливому билету".
Логично предположить, что рекламным рынком могло бы заинтересоваться ГУП "ВЦКП", которое печатает квитанции по квартплате более чем для 1,5 млн петербуржцев. Они теперь тоже приходят в формате конвертов. "ГУП "ВЦКП "Жилищное хозяйство" не размещает и не планирует размещать рекламу на выпускаемом счёте на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг", — заявили dp.ru в организации, сославшись на закон 2018 года. Однако именно о вложениях в квитанции-конверты ничего не сказали.
Между тем известно, что другие расчётные центры города, принадлежащие частным лицам, практикуют распространение рекламы вместе со счетами. Как правило, это делается по согласованию с управляющей организацией, которая заказывает услуги этих расчётных центров.
Компании-монополисты тоже могут направлять жителям свои квитанции, если имеют с ними прямые договоры. Но в ГУП "ТЭК СПб", ГУП "Водоканал" и ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург" сообщили, что рекламу не распространяют и не собираются.
"Квитанция — это собственность гражданина, получателя жилищно-коммунальных услуг, он за неё платит. Это подтверждается судебными решениями, — комментирует генеральный директор СРО "Межрегионразвитие" Владислав Воронков. — Как правило, граждане не поручают использовать документ, за который они заплатили, в качестве рекламного носителя. Они могут обратиться в суды или в надзорный орган — Федеральную антимонопольную службу. Однако это можно легализовать через решение общего собрания собственников многоквартирного дома, если собственники примут решение, что они готовы получать рекламу. Тем самым можно снизить себестоимость изготовления квитанций или получить какие-то деньги на содержание общего имущества многоквартирного дома".