Такой оценкой, по словам источников "ДП" в Смольном, оперируют городские власти. Пока.
Сумма недополученных налогов из–за спада городской экономики составит порядка 105 млрд рублей. Такой прогноз чиновникам дала ФНС, утверждают источники. Еще около 10 млрд — средства, которые город не получит от использования своей недвижимости из–за предоставления льгот арендаторам и из–за кризиса на рынке.
Кроме того, из–за отказа от транспортной реформы в бюджет не попадут 5 млрд, которые предполагалось выручить от продажи билетов. (В рамках этой реформы город собирался платить перевозчикам за проделанную ими работу, но забирать себе плату за проезд.) Впрочем, одновременно, отказываясь от реформы, город экономит 11 млрд, которые должен был заплатить транспортным компаниям за подряды.
Меры по поддержке экономики, а также непосредственно борьбу с вирусом в Смольном оценивают в 25–30 млрд рублей, говорит источник. Итого суммарно недополученные доходы плюс дополнительные затраты составят 150 млрд рублей.
Впрочем, другой собеседник "ДП" в администрации говорит, что оценки недополученных средств пересмотрены. "Уже вслух называют сокращение доходов на 25% (170 млрд рублей. — Ред.), но может быть и больше", — сообщает он.
Есть где взять
Если не рассчитывать на федеральную помощь, то источников средств два: сокращение расходов и долги. Размещенные на неделе облигации на 24,9 млрд рублей — только первый шаг. Фактически это даже не антикризисная, а плановая мера. Бюджет города, принятый в конце прошлого года, когда в Ухане еще только начинали чихать, сверстан с дефицитом 52 млрд рублей. Формально покрывать его на 98,9% планировалось за счет заимствований, но по сути Смольный думал занимать около половины этой суммы, а остальное компенсировать либо остатками на счетах с прошлого года, либо за счет неполного исполнения бюджета в этом. Таким образом, настоящие вирусные долги еще впереди.
Верхний предел государственного долга на конец года — 107 млрд рублей. На 1 апреля, то есть до выпуска облигаций, долг города составлял 30,1 млрд рублей.
Плохо режется
Заимствования тем более актуальны, что, судя по всему, жесткий секвестр бюджета, который пытался провести вице–губернатор Евгений Елин, не состоится. Для этого нужна политическая воля, позволяющая сократить бюджет, не обращая внимания на вопли сокращаемых. Но вместо этого чиновники пересказывают истории, как тот или иной представитель отрасли, применяя административные таланты, отстаивал интересы своей сферы. Например, говорят, в этом преуспел худрук Михайловского театра Владимир Кехман, чье учреждение должно получить из казны в этом году, по информации "ДП", около 1 млрд рублей.
Существуют механизмы перераспределения денег и без корректировки бюджета. В начале апреля ЗакС в экстренном порядке принял подготовленные Смольным поправки в закон "О бюджетном процессе", расширяющие права чиновников по формированию и расходованию резервного фонда. Фактически в него могут быть перераспределены любые суммы с любой статьи бюджета. После чего 7 апреля Смольный забрал в этот фонд с транспортной реформы 9 млрд рублей из запланированных 11,2 млрд, тем самым похоронив ее. Однако для масштабного перекраивания бюджета такой чрезвычайный режим не подходит.
ЕР всех спасет
Тем временем падение цен на нефть не только само по себе наносит удар по городской экономике, но и снижает шансы на федеральную помощь.
"Потери будут по всем направлениям, и падение цен на нефть — это лишь одно из звеньев длинной цепи, — считает депутат ЗакСа от КПРФ Александр Рассудов. — Я думаю, по итогам года объем ВРП упадет на 20–25%. Это затронет в первую очередь сферу услуг, которая уже не работает. Объемы выпадающих доходов бюджета посчитать сложно, но понятно, что они будут существенными, ведь он наполняется в основном налогами на доходы физических лиц и на прибыль. На мой взгляд, необходимо сохранять занятость, потому что последующая безработица обойдется региональному бюджету дороже".
"Мы будем следить за развитием ситуации. Больше всего нас беспокоит строительная отрасль, так как это локомотив экономики. Если ситуация будет сильно негативно на нее влиять, то будем думать над расширением адресной инвестиционной программы, направлять дополнительные деньги в стройку, чтобы у компаний было больше возможностей участвовать в госзаказе. Будем пытаться заместить исчезающий частный спрос государственным спросом", — пообещал лидер фракции ЕР в ЗакСе Александр Тетердинко.