Практика показала, что "чёрный апрель" отнюдь не для всех стал чёрным. Для одних сегментов бизнеса этот месяц стал отправной точкой для рекордных положительных показателей по прибыльности, для кого-то началом настоящей катастрофы, а для других и вовсе почти ничего не поменялось.
Ожидаемо, больше всего пострадал петербургский сегмент HoReCa, для которого весна всегда была началом туристического сезона, а апрель — месяцем, в котором как первые ласточки появлялись первые посетители. Кроме того, более активно по традиции весной начинали себя вести и петербургские клиенты, но в этот раз положение очернил карантин, который заставил всех сидеть дома.
Относительную устойчивость испытывает рынок строительства и недвижимости, что не удивительно, ведь этот сегмент всегда считался стабильным активом. Но такое положение тоже есть не везде: в стрит-ретейле и гостиничном секторе падение уже началось.
У петербургского потребительского рынка все сложилось более-менее удачно, особенно это касается тех игроков, которые научились работать в онлайне. Однозначными победителями апреля стали представители электронной коммерции и фудтеха, продажи у которых выросли на сотни и тысячи процентов на некоторые категории товаров. Многие считают, что нынешний карантин ознаменовал собой начало новой эры — потребительские привычки покупателей отныне никогда не будут прежними, также как и коренным образом поменяется образ жизни многих людей на планете после пандемии коронавируса.
Вся подноготная
С конца марта и весь апрель по распоряжению региональных властей было решено закрыть все общественные места — парки, скверы, торговые центры, а также точки общепита, не распространяющие товары первой необходимости магазины, салоны с различными услугами (парикмахерские, маникюрные салоны, салоны красоты, спа и т.п.). По распоряжению президента России Владимира Путина были введены выходные дни с сохранением заработной платы работникам. Такое решение сразу же ударило по малому и среднему бизнесу, в особенности по представителям общепита и рынка услуг.
Довольно показательным и громким в городе стал случай ресторатора, совладельца группы SkyRest ("Бутерbrodbsky bar", "МыЖеНаТы") Александра Затуливетрова. Он объявил, что намерен открыть свои заведения 15 апреля, несмотря на запреты властей, если в государстве официально не объявят ЧС.
"Вчера я подсчитал расходы за март. В одном ресторане — восемьсот семьдесят тысяч, во втором — миллион триста сорок тысяч. Итого более двух миллионов рублей. Даже полученного месяц назад кредита не хватит, чтобы покрыть все расходы", — написал он на своей странице в Facebook.
По словам бизнесмена, последней каплей для него стало извещение из банка о штрафе за неуплату кредита, которое заставило написать его гневный пост в соцсети. Уже ближе к дате протестного открытия, Александр в новом посте на Facebook рассказал, что кто-то прислал ему анонимное пожертвование в 200 тыс. рублей. Ровно та же сумма требовалась бизнесмену, чтобы погасить штраф в банке. Поэтому бизнесмен не стал открывать свои заведения.
Как рассказал Александр Затуливетров dp.ru, прошедший месяц очень многому его научил.
"Чёрный апрель" ещё раз показал мне всю подноготную системы взаимоотношений "бизнес-власть". Если кто-то раньше сомневался в том, что вести бизнес "в серую" или даже "в черную" лучше, то теперь таких практически не останется. Победили те, кто не платил никаких налогов, не брал на работу персонал и вообще плевал на государство и власть. Потому что в ответном плевке со стороны власти они не увидели ничего необычного. Баш на баш. А все остальные тупо ждали помощи, вспоминая, сколько налогов они отправляли всё это время. Следующим откровением стало то, что вся наша ресторанная тусовка оказалась кучкой завистливых, жадных и трусливых торгашей, "смело" подписывающих революционные декларации под одеялом. Именно поэтому у нас никогда не будет ни профсоюзов, ни каких-либо объединений. И раздавит нас власть по одиночке, как тараканов. И будет права", — эмоционально высказался ресторатор.
Представители малого и среднего бизнеса, с которыми в течение этого апреля общался dp.ru, жаловались, что всей той помощи, которую обещало государство, им не хватит.
Напомним, что Владимир Путин поручил выделить малому и среднему бизнесу, пострадавшему от пандемии коронавируса, безвозмездные средства в размере одного МРОТ на человека (12,1 тыс. рублей), а также сделать отсрочку по всем страховым выплатам кроме НДС, снизить ставку страховых взносов с 30% до 15%, если размер оплаты труда в компании выше МРОТ. Кроме того, президент поручил ввести беспроцентные льготные кредиты на выплату зарплат.
Среди прочего представители МСБ говорили, что получить зарплатные кредиты почти невозможно. Так, владелец нескольких кофеен в городе Николай Готко рассказал dp.ru, что подобные кредиты можно получить всего в трех государственных банках. Помимо этого для получения кредита предприятие должно быть зарплатным клиентом банка, у которого берёт кредит, а также входить в официальный список пострадавших отраслей. Также у банков есть довольно высокие требования к компаниям, которые собираются взять такой заём. Например, согласно требованиям Сбербанка, количество работников предприятия не должно превышать 100 человек, а годовой оборот — составлять не менее 800 млн рублей. При этом размер кредита не будет превышать одного МРОТ на каждого сотрудника предприятия.
Павел Сигал, первый вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", оценил убытки петербургского общепита только от одной недели простоя в 1,5-2,5 млрд рублей. При этом в своих подсчетах эксперт учитывал в основном крупные и сетевые заведения. Убытки вместе со всеми небольшими петербургскими точками общепита оценить почти невозможно.
Многие игроки рынка, с которыми побеседовал dp.ru, рассказали,что полностью закрыться им пришлось только в первую выходную неделю апреля, когда не было понятно, может ли общепит работать навынос. В итоге через пару недель на карантине многие заведения начали вновь открывать свои точки продаж, продавая еду и напитки с собой. На полу в заведениях появились разметки в 1,5 метра для покупателей, чтобы они соблюдали дистанцию, бариста и работникам заведений раздали маски и перчатки.
Сейчас в таком режиме работают сети "Буше", "Цех 85", "Теремок", булочные Ф. Вольчека, фастфуд-сети (McDonalds, KFC, "Бургер Кинг"), а также мелкие точки продаж кофе с собой (Cofix). При этом крупные несетевые рестораны в большинстве своем решили сосредоточиться на доставке и работе в формате dark kitchen. Такое решение в отношение нескольких своих заведений, например, было принято в Ginza Project.
Офисы и склады на плаву
Девелоперы, с которыми побеседовал dp.ru, отмечают, что самыми стабильными сегментами во время кризиса оказались офисная и складская недвижимости, а также строительство. Но некоторые сегменты недвижимости в ближайшем будущем будут ожидать значительные трансформации.
"Одни из них — ретейл (торговые и развлекательные центры, значительная доля стрит-ретейла) и гостиничная индустрия приняли основной удар. И восстановление будет длительным, с учетом ожидаемого падения доходов населения и туристических потоков", — пояснил Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Петербурге.
На этом фоне другие два сегмента коммерческой недвижимости — офисный и складской — выглядят относительно благополучно. Офисы хоть и пустуют, но собственники пока практически не предоставляют скидок, ссылаясь на договоры и опираясь на низкий уровень вакантных площадей, отметил эксперт.
Речь идет об офисах класса А и B. В сегментах классом ниже падение, по словам Андрея Косарева, уже заметно ощутимо, потому что там основными арендаторами выступают преимущественно представители малого бизнеса, которым в минувшем апреле пришлось нелегко. У многих из них отсутствовала подушка безопасности, из-за чего пришлось уже в апреле расторгать договоры аренды и освобождать помещения.
"Похожая ситуация и в складском сегменте, но склады преимущественно продолжают работать, хоть некоторые и с меньшей интенсивностью или загрузкой. Важнейшими факторами, которые повлияют на стабильность этих двух сегментов, окажутся глубина и продолжительность предстоящего экономического спада. Есть определенная уверенность, что период самоизоляции офисы и склады должны пережить без значительных потерь, но в сценарии продолжительного экономического спада удержать заполняемость офисов и складов на прежних уровнях, как и ставки аренды, просто не удастся", — добавил эксперт.
Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management, отметила, что несмотря на карантин и кризис строительство в городе почти нигде не остановилось, поэтому данный сегмент почти не пострадал. Абсолютно противоположная ситуация сложилась с отелями и гостиницами Петербурга.
По данным Becar, на начало апреля было закрыто или частично законсервировано 20 отелей в 3-5 звезд на 1597 номеров, что составляет 6% от номерного фонда трех- и пятизвездочных отелей Петербурга. В течение апреля это число увеличилось. Пока итоговых значений нет, но средняя загрузка по городу ожидается на уровне 10%. Это антирекорд для рынка Петербурга.
Она также отметила, что стабильнее всех себя чувствует логистический и складской сегменты недвижимости. Арендаторы наименее мобильны, собственники менее склонны к ценовым переговорам. Обсуждения скидки на уровне 15% в качестве арендной платы проходят крайне сложно.
"В офисном и торговом сегментах весь апрель идут отчаянные переговоры по снижению ставок, предоставлению каникул и прочих сценариев. Особенно патовая ситуация сейчас в торговле. Некоторые эксперты говорят, что порядка 30% арендаторов не вернутся в ТЦ, если карантин продлится до конца мая", — добавила эксперт.
Интересная ситуация обстоит с инвестициями в петербургскую недвижимость. Так, по словам Ольги Шарыгиной, объем вложений в земельные участки вырос на 37% по сравнению с первым кварталом 2019 года, а вот инвестиции в объекты недвижимости упали на 74,5%. Общий объем инвестиций сократился на 33% по сравнению с 1 кв. 2019 и на 87% по сравнению с 4 кв. 2019. Общий объем инвестиций составил 5 692,7 млн рублей за 1 квартал 2020.
"В апреле шли незначительные переговоры, но к удивлению многих экспертов каких-либо результатов пока нет. Думаю, что этот период скоро пройдет, так как на рынок уже начали выходить кризисные предложения от собственников, которым очень нужны деньги. Следом пойдут залоговые активы. В результате мы увидим рост инвестиций за счет "эффекта дна рынка" — возможности для других инвесторов купить актив по очень невысокой цене и, как следствие, с высокой доходностью", — добавила эксперт.
Рекордные показатели
Лучше всего этим апрелем себя чувствовали представители электронной коммерции и фудтеха. Значительный рост онлайн-транзакций по сравнению с традиционными офлайн-покупками отмечали и в российских банках. На карантине петербуржцам пришлось значительно изменить модель потребления. Не имея возможности выйти из дома, многие начали заказывать доставку на дом различных товаров — от предметов первой необходимости и еды до товаров для досуга и развлечений.
В петербургском сервисе доставки продуктов "Самокат" dp.ru рассказали, что по итогам апреля количество заказов в городе увеличилось на 70%. За первую нерабочую неделю месяца количество заказов в сервисе в общем объеме увеличилось на 40%. Постепенно этот взрывной рост стабилизировался. Всего в апреле курьеры компании доставили более 1 млн заказов по Петербургу и Москве.
"Нам пришлось сильно ускориться. По итогам марта мы открыли 20 новых дарксторов в двух городах, а уже в апреле мы ускорили этот процесс, дополнив открытие новых точек партнерством с каршерингом. Так, всего за одну неделю мы добавили 28 новых районов доставки в Москве и сейчас планируем применять этот опыт в Петербурге. Этот месяц позволил нам не только усилить позиции сервиса в двух городах, но и укрепить нашу внутреннюю инфраструктуру, совершенствовать систему преодоления пиковых нагрузок", — рассказали dp.ru в "Самокате".
В Delivery Club рассказали, что не стали бы оценивать апрель как некий радужный период для рынка доставки, потому что карантин принес множество испытаний и для сервисов. Пришлось продумывать максимально безопасную логистику и для курьеров, и для клиента, предусматривать меры дезинфекции и полностью отказаться от наличной оплаты.
"В самом начале режима изоляции мы столкнулись с кратным увеличением количества заявок на подключение от ресторанов. С середины марта на платформе появилось свыше 2,5 тыс. новых ресторанов. Чтобы справиться с этим наплывом, мы разработали ускоренную систему подключения. В некоторые дни количество заявок от новых ресторанов в четыре-пять раз превышало докризисные показатели. Увеличение количества ресторанов положительно повлияло на пользователей: чем больше выбор, тем интереснее чаще заказывать еду. По итогам недели (6-12 апреля) мы впервые выполнили свыше 1 млн заказов", — добавили в пресс-службе Delivery.
В компании также отметили, что пандемия повлияла на модель ведения бизнеса не только в России, но и во всем мире. Для большинства ресторанов, кроме тех, которые изначально работали в режиме dark kitchen, доставка обычно была дополнением к основным продажам, теперь же она стала основой их бизнеса, без которой им не выжить.
"Коронавирус кардинально изменил роль сервисов доставки как для клиентов, так и для ресторанов. Для первых доставка раньше была способом сэкономить время, то сейчас курьеры помогают нам соблюдать режим домашней изоляции. Во всем мире сервисы доставки считаются наиболее эффективным способом сократить социальные контакты", — отметили в компании.
Для "Яндекса" режим самоизоляции совпал с давно запланированной бизнес-трансформацей — превращением приложения "Яндекс.Такси" в суперапп, в котором помимо услуг такси стали доступны услуги доставки готовой еды и продуктов. В результате компания смогла довольно удачно обыграть нужды самоизолировавшихся клиентов. Например, продукты начали доставлять в том числе таксисты серсвиса, таким образом компания смогла покрыть ранее недоступные зоны доставки.
Как рассказали dp.ru в пресс-службе "Яндекс.Такси", из-за подключения автокурьеров количество клиентов сервиса "Яндекс.Лавка" выросло до 3 млн петербуржцев вместо 1,7 млн.
"С началом пандемии в сервисах "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Лавка" произошел целый ряд изменений. Мы столкнулись с резким увеличением спроса и его перераспределением в спальные районы, большим притоком новых ресторанов-партнеров и необходимостью соблюдать строгие правила безопасности. Это потребовало от нас пересмотра целого ряда процессов. В первую очередь, резкое увеличение спроса затронуло доставку продуктов. В сервисе "Яндекс.Лавка" в Петербурге он вырос на десятки процентов, а в отдельных точках — в разы", — рассказали в компании.
Спрос на доставку блюд из ресторанов тоже вырос. В обычный будний день в "Яндекс.Еде" заказов поступает зачастую больше, чем в праздники. Рестораны в условиях пандемии массово переключаются на доставку. Если в конце декабря на платформе было 14 тысяч ресторанов, то сейчас их уже более 20 тысяч. Сервис также начал подключать продовольственные магазины — первым из них стала "Азбука вкуса".
При этом продажи росли не только в продовольственном сегменте. Так, во время самоизоляции петербуржцы стали чаще заказывать товары из маркетплейсов и интернет-магазинов.
"Россияне в целом сейчас стали покупать в интернете гораздо чаще, а некоторые товары и вовсе доступны только онлайн. В первом квартале 2020 года жители Петербурга сделали почти в 6,5 раза больше заказов на маркетплейсе "Беру", чем год назад, а в марте-апреле количество оформленных заказов держится на стабильно высоком уровне", — уточнили dp.ru в пресс-службе "Яндекс.Маркета".
Также в компании подчеркнули, что активнее начали себя вести не только рядовые покупатели, но и представители бизнеса, которые решили выйти в онлайн.