Бизнес Коми после "чёрного апреля": когда начнут лечить экономику?

Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Республика Коми в апреле пережила не только эпидемию коронавируса, но и смену власти. В начале месяца Коми была самым инфицированным регионом страны после Москвы, а к 5 мая переместилась на 37-е место. Это ставят в заслугу временно исполняющему обязанности главы республики: профессиональный врач, доктор медицинских наук Владимир Уйба, сменивший на посту руководителя Коми Сергея Гапликова, назвал борьбу с эпидемией своей первоочередной задачей. Экономике республики он тоже пообещал лечение.

Как и во многих регионах России, в Коми тоже есть те, кто в кризис не потерял, а выиграл: например, ОАО "Сыктывкар Тиссью Груп" (бренд Veiro) побило все прошлогодние рекорды по выпуску туалетной бумаги. Это производство вошло в перечень системообразующих предприятий российской экономики. Всего от Коми их в перечне шесть: ещё два предприятия лесопромышленного комплекса ООО "Жешартский ЛПК" и АО "Монди СЛПК", предприятие лёгкой промышленности АО "Комитекс", а также АО "Воркутауголь" (входит в горнодобывающий дивизион ПАО "Северсталь") и АО "Комиавиатранс".

Не тот МРОТ

Из-за падения цен на углеводороды бюджет Коми недосчитается, по предварительным подсчётам, порядка 15,8 млрд рублей. В I квартале 2020 года дефицит уже вдвое превысил показатели прошлого года. Несмотря на сложную ситуацию с бюджетом, власти Коми решили помочь и тем, кто не подпадает под условия "президентских" субсидий в размере МРОТ (12 130 рублей) — это те, кто уволился до марта, работал по краткосрочному договору или без оформления трудовых отношений. Таким гражданам, не имеющим статуса малоимущих, из регионального бюджета пообещали единовременную матпомощь в размере 5 тыс. рублей.
"Проблема в том, что в Республике Коми действует северный МРОТ с надбавками, который составляет 20,6 тыс. рублей, и именно такую сумму предпринимателям обещали выплатить на сотрудника в начале месяца. Сейчас правительство республики пытается убедить Федерацию в том, что субсидия в северных регионах должна быть с северными надбавками, потому что работодателям денег, чтобы доплатить до северного МРОТа, взять неоткуда", — сообщил dp.ru предприниматель, руководитель республиканского отделения "Опоры России" Игорь Киселев.
Пока республика жила в режиме всеобщей самоизоляции, "Опора России" в Коми, по словам Игоря Киселева, действовала в режиме "максимальной мобилизации": обращений от предпринимателей очень много.

Банки доброй воли

"Не секрет, что бизнес закредитован. Причём многие ИП для простоты оформления брали потребительские кредиты, по факту запуская их в бизнес. Банки навстречу идут неохотно. Всему виной постановление правительства РФ №435, ограничившее максимальные размеры кредитов, по которым могут быть предоставлены кредитные каникулы по 106-ФЗ абсолютно неадекватными суммами в 250 тыс. рублей для потребительских кредитов и 300 тыс. рублей для кредитов на бизнес. Решения о реструктуризации кредитов свыше этого банки принимают самостоятельно, исходя из своей доброй воли и социальной ответственности. Результат ожидаемый: масса обращений о том, что банки в реструктуризации отказывают", — рассказал Игорь Киселев.
По его словам, совместно с Торгово-промышленной палатой "Опора России" в Коми начинает сопровождение повторных заявок предпринимателей после первого отказа — такие полномочия предоставил Центральный банк. "Скоро увидим, будет ли это иметь эффект", — отметил Игорь Киселев.

"Я чувствую себя обманутой"

Руководитель семейной мастерской "Югыд-арт" Светлана Турова готовит документы на отсрочку по кредиту. Её мастерская славится изделиями с этническими, коми орнаментами, но объявленные меры поддержки ремесленников не коснулись никак. В мае предприниматель закрывает один из филиалов своей мастерской в Сыктывкаре, не дождавшись уступок от арендодателя. Перед закрытием объявлена распродажа со скидками на всё: так предприниматель надеется насобирать средства на аренду, налоги и кредит, который брали на закупку оборудования.
В начале мая Светлана Турова обратилась к властям в надежде, что и на эту сферу деятельности обратят внимание. "Бизнес пострадал весь из-за карантина, поддержка только какой-то части несправедлива! Надо оказать поддержку всем предпринимателям, которые просто предоставят доказательства падения или отсутствия спроса, — пишет Светлана Турова. — Я работаю как ИП, более 11 лет плачу налоги, и мои ОКВЭД не попадают под те, которые имеют право на поддержку. Я чувствую себя обманутой: зачем работать легально, зачем платить налоги, если в сложной ситуации государство про нас забывает, объявляя, что нас не затронул кризис?"
Она вспоминает, как, столкнувшись с дефицитом защитных средств, администрация Сыктывкара "кинула клич", попросив всех шить маски по поручению Минпромторга, выслав и инструкции, и техусловия. "Но нам предложили шить маски на свой страх и риск, не заключив ни одного договора на изготовление масок от госучреждений", — отметила предприниматель.
По словам Светланы Туровой, онлайн-продажи пока не спасают её бизнес, который очень тесно связан с туризмом. "Онлайн работаем давно, но сейчас уровень заказов через сайт и соцсети минимальный, так как у нас всё же не товары первой необходимости, а изделия с частичкой культуры — с коми орнаментами. Наши клиенты — это туристы, наши изделия покупают в качестве подарков или те, кто любит вещи с элементами традиционных орнаментов", — сообщила она.
К слову, уже более 6 тыс. подписей собрала в интернете петиция от объединения мастеров ручного труда — ремесленники просят власть отнести к пострадавшим в кризис и производителей народных художественных промыслов.

"Список жизни"

"Тот самый список", или "Список жизни", — так в Коми называют перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. По словам Игоря Киселева, "Опора России" последовательно критикует выбранный правительством РФ подход по определению пострадавших от кризиса по кодам ОКВЭД (общероссийского классификатора видов экономической деятельности). "Это подход неконструктивный и даже вредный. На наш взгляд, логичнее было бы признать пострадавшими всех, у кого выручка снизилась на 50–70%. Но пока концепция ОКВЭД остаётся, мы работаем над расширением "Того самого списка". Мы организуем предпринимателей по отраслям, помогаем им написать коллективные письма с просьбой включить их отрасль в "Список жизни", — рассказал руководитель республиканского отделения "Опоры России".
Такие коллективные просьбы — обращения к властям уже написали (или сняли на видео) производители мебели, представители автошкол и фотографы. Работники фотоцентров и фотостудий заявили, что терпят катастрофические убытки, ведь весна, как правило, самый доходный месяц, а в этом году выпускных фотосессий нет ни в школах, ни в детских садах. Нет у людей потребности и в фото на документы — срок действия паспортов, водительских прав и прочего продлён. "У нас вызывает недоумение, что в перечень включены организации, ведущие творческую деятельность и деятельность в области искусства и организации развлечений, но не включена деятельность в области фотографии, — говорится в видеообращении к врио главы республики. — Мы понимаем, что большинство предпринимателей, занимавшихся фотографией, работали нелегально и, разумеется, сейчас они не могут претендовать на поддержку государства, но тех, кто в своё время сделал выбор работать "вбелую", сейчас нужно поддержать. Этим мы покажем, что их выбор был правильным!"
Обращение от представителей фотосалонов Владимир Уйба услышал, о чём сообщил в одном из своих видеообращений — с начала апреля он ежедневно общается с жителями Коми в таком режиме "ВКонтакте". "Этот список — он живой, в том смысле, что мы над ним постоянно работаем. Я буду категорически настаивать, чтобы вас внесли в список защищённых", — пообещал он фотографам. А в конце апреля заявил, что на республиканском уровне региональную часть списка пострадавших пересмотрят, применив подход "от обратного": в нём будут обозначены те коды ОКВЭД, по которым деятельность запрещена.

Выживут самые стойкие

Несмотря на улучшающуюся эпидемиологическую картину с распространением коронавируса, о выходе на плато в республике пока речи не идёт. Это значит, что ограничительные меры с большой долей вероятности будут продлены, а предприятия малого и среднего бизнеса нескоро смогут возобновить нормальную работу.
"Мы постоянно держим баланс между тем, чтобы открыть какой-то вид бизнеса, разрешить ему работать, и тем, чтобы не допустить всплеска заболеваемости. Мы смотрим с перспективой в будущее, но это будущее зависит от нас с вами", — отметил врио главы республики Владимир Уйба.
После майских праздников он обещал обсудить возможность открытия фотосалонов, "стоят в очереди" риелторы и пункты проката." Если заболеваемость не будет расти, то эти виды сервиса можно будет открыть", — обнадёжил Владимир Уйба.
Но бизнес уже не надеется только на поддержку власти, пытаясь ужаться в расходах уже сейчас, чтобы выжить. "Телефон налоговой не смолкает от предпринимателей, которые хотят ликвидировать свой бизнес. Совершенно ясно, что кризис впереди нас ждёт тяжёлый и выживут самые стойкие. Поэтому нужно объединять усилия и — главное — не терять присутствия духа. Уныние в такой ситуации — самый главный противник", — отметил руководитель республиканского отделения "Опоры России" Игорь Киселев.