В начале мая dp.ru подвёл итоги "чёрного апреля" для экономики и бизнеса каждого из 11 регионов, входящих в Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации. Везде есть те, кто не только выжил, но и нашёл силы для роста и запуска новых направлений, но в будущее смотрят с тревогой все. Кризис, вызванный распространением коронавируса, показал: "как было" — уже больше не будет. Поднимать экономику предстоит в совершенно новых реалиях, которые ещё надо осознать.
Неравные правила
Вынужденные закрыть свои двери компании в апреле столкнулись с похожими проблемами. И списки пострадавших отраслей, и другие вопросы неравенства — кому-то разрешили работать, а кому-то нет — вызывали негодование бизнеса в каждом регионе, вне зависимости от уровня предпринимательской активности.
"Денежной подушкой в современных условиях в России обладают немногие (из-за закредитованности, высоких налогов, дальнейшего инвестирования в развитие бизнеса — все в основном работали, что называется, "с колёс", оплачивая все текущие платежи за счёт месячной прибыли). Поэтому прекращение работы сразу вылилось в неплатежи по налогам, аренде, кредитам. Меры поддержки запаздывают: выделение МРОТ даже и близко не покроет всех расходов: платить надо в апреле, а деньги будут выделять только после 18 мая", — рассказал dp.ru руководитель местного отделения "Опоры России" по городу Череповцу (Вологодская область) Игорь Истомин.
Во всех регионах малый и средний бизнес единодушен в претензиях к системе определения пострадавших отраслей по кодам ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). "Тот самый список", или "Список жизни", — так в Республике Коми называют этот перечень. Предприниматели республики считают, что логичнее было бы признать пострадавшими всех, у кого выручка снизилась на 50–70%. А пока приходится работать над расширением списка, попадание в который — часто единственная надежда предпринимателя хоть на какую-то поддержку государства.
Даже те, кому удалось не останавливать свою деятельность в апреле и найти при этом новые ниши, приходится решать проблемы с приобретением средств индивидуальной защиты, дезинфекцией помещений. Проверяющих меньше не стало. Беспокоит и будущее. "Контракты кончились, новые пока не намечаются, — говорит Владимир Туркатов, директор компании НПК "Палитра", занимающейся производством красок во Всеволожском районе Ленобласти. — Единственное время, когда мы зарабатываем, — это лето. Весной у нас должен быть пик. Его нет".
"В ситуации с коронакризисом понесли убытки даже те сегменты, которые не признаны официально пострадавшими. Отсутствие чёткого горизонта событий усугубляет ситуацию. Люди "прячут деньги под матрас", тормозя экономику. На фоне всего происходящего новгородские предприниматели не стали исключением из общероссийской ситуации. Они ждут разрешения работать, поддержки от государства и понятных, равных правил для всех", — сказал dp.ru предприниматель, координатор "Деловой России" по Новгородскому району Константин Харламов.
Пандемия объединяет?
В Петербурге для ряда сегментов бизнеса апрель стал месяцем взрывного роста, особенно для электронной коммерции и фудтеха. Убытки общепита, напротив, оценить пока почти невозможно — очевидно, что это тоже будут рекордные цифры. Сделал выводы из "чёрного апреля" и петербургский ресторатор, совладелец группы SkyRest ("Бутерbrodbsky bar", "МыЖеНаТы") Александр Затуливетров. "Вся наша ресторанная тусовка оказалась кучкой завистливых, жадных и трусливых торгашей, "смело" подписывающих революционные декларации под одеялом. Именно поэтому у нас никогда не будет ни профсоюзов, ни каких-либо объединений. И раздавит нас власть по одиночке, как тараканов. И будет права", — высказался ресторатор.
Предприниматели Мурманской области ждут возвращения к нормальной жизни, понимая, что привычной она уже не будет. "Сейчас мы наблюдаем отсутствие клиентов и заказов, наличие обязательных расходов, поэтому работаем в минус, — поделился с dp.ru представитель туристического бизнеса Владимир Петров. — Мы рассчитываем только на себя, перешли в режим ожидания, готовимся к длительному выходу из ситуации и второй волне осенью". Представители малого и среднего бизнеса региона объединились в Instagram и надеются, что в сентябре не придётся бросать своё дело и искать хоть какую-нибудь другую работу.
В Республике Карелия пострадавшие от кризиса предприниматели уже объединились в "группу взаимопомощи" в соцсети "ВКонтакте"."Мы бы хотели полностью изменить восприятие людей-предпринимателей: мы и налоги платим, и обеспечиваем рабочие места. Мы хотим, чтобы нас нормально воспринимали. Нужно уважать друг друга", — пояснила dp.ru предприниматель Светлана Макаревская. Несколько предпринимателей подали иск в суд на главу Карелии Артура Парфенчикова, при этом республика вошла в пятёрку лучших по мерам поддержки для малого и среднего бизнеса.
Денег нет, но прокормимся
"Все провозглашённые меры больше политические, чем экономические, — заявил dp.ru владелец сети архангельских кофеен Алексей Грибов. — Надо отдать должное региональным властям: они сделали всё, что могли: снизили налог, арендную плату и т. д. Быстро и содержательно. Это облегчило нам жизнь, но не более". Алексей Грибов не уволил ни одного сотрудника, не работает и на доставку. "Посчитали и решили, что дешевле будет просто закрыться. Никто из предпринимателей не был к этому готов, но те, кто работают с 1990-х, знают, что случиться может всё что угодно", — заявил Алексей Грибов.
В Ненецком автономном округе считают урон для бюджета от падения цен на нефть, но добыча нефти генерирует лишь четверть рабочих мест. Из 40-тысячного населения округа более 70% — жители Нарьян-Мара и соседнего с окружной столицей рабочего посёлка Искателей. Закрытие немногочисленных кафе, фитнес-клубов и салонов красоты в связи с карантином по коронавирусу не добавило оптимизма городу, в котором и так непросто удержать молодёжь. Многое открылось уже спустя 3 недели простоя, с 17 апреля.
Знаменитый псковский сыродел из Печорского района Анвар Зуфаров переживает, что после карантина им с женой уже не удастся заново открыть их собственный маленький магазинчик в псковском супермаркете. "Но нам, по крайней мере, легче, чем городским жителям. Мы всё время на природе, а не заперты в четырёх стенах. Денег нет — зато есть картошка и соленья. В худшем случае мы хотя бы себя сможем прокормить", — рассказал он dp.ru. А директор псковской компании "Атмосфера путешествий" Александра Лебедева ждёт скорейшего снятия карантина. По её словам, заявок из других регионов хватает: "Как только ограничения снимут, народ приедет, не надо нам рассказывать, что люди стали бояться поездок".
В Калининградской области не теряют надежды на то, что этот туристический сезон не будет полностью пропущен. "Для Калининградской области в сезоне 2020 года, начало которого мы оптимистически ожидаем к началу июля, доля российских туристов может составить до 95% от въездного потока. При этом, учитывая интеграцию Калининградской области в европейский туристский рынок, при условии открытия границ со стороны стран ЕС можно говорить о постепенном восстановлении международного въездного потока", — сообщил dp.ru губернатор Калининградской области Антон Алиханов.