В связи с противоэпидемическими мерами с конца марта в Петербурге в числе прочего действует запрет на торговлю автомобилями в салонах (правда, в отличие от столицы сервисные услуги продолжают оказывать). По данным агентства "Автостат", в апреле доля дилеров, не работающих ни "вживую", ни дистанционно, в Санкт–Петербурге составила 14%. Остальные в большей или меньшей степени перешли на удаленку.
По данным "Автостат Инфо", в апреле падение российского авторынка составило 64,4%. Было продано 53 283 легковых автомобиля, а за аналогичный период прошлого года — 149 818. В Санкт–Петербурге это снижение оказалось еще более сильным — 73,5% (2554 машины против 9667 в апреле 2019–го).
"У дилеров Петербурга на продажу автомобилей приходится от 70 до 80% выручки, — отмечает президент ассоциации “Российские автомобильные дилеры” Олег Мосеев. — Я не знаю ни одного дилера в России, который по итогам апреля вышел бы в плюс по сравнению с мартом 2020 года или апрелем 2019–го. Даже в тех регионах, где торговля в салонах официально по–прежнему разрешена, наблюдается существенное сокращение продаж — около 40%".
В денежном эквиваленте, по мнению аналитика ИК "Фридом Финанс" Валерия Емельянова, ущерб для авторынка Санкт–Петербурга исчисляется миллиардами рублей. "Если брать январь–апрель прошлого и позапрошлого годов, то в городе в среднем было реализовано 32,5–33,5 тыс. легковых машин, — напоминает аналитик. — При среднем докризисном ценнике на автомобиль около 1,6 млн рублей и с учетом предполагаемого снижения продаж до 80% получаем “недостачу” более 10 млрд рублей в месяц".
Вынужденная необходимость
По словам авторетейлеров, смещение покупательского интереса в сторону более дешевого модельного ряда или бренда в апреле не выявлено. А некоторые продавцы, наоборот, отмечают небольшой рост интереса к автомобилям премиум–класса. Соотношение спроса на подержанные и новые машины также не поменялось.
"Конечно, подробно об этом можно будет говорить после окончательного сбора данных, однако на базе наших брендов Lada, KIA, а также в сегменте “автомобили с пробегом” мы не увидели существенных изменений, но готовы к ним по мере развития ситуации", — комментирует директор по стратегическому маркетингу компании "Перспектива" Артем Максимов.
По сути, единственным каналом продаж для дилеров стал онлайн. "Сейчас в регионах нашего присутствия, в том числе в Петербурге, у клиентов нет возможности купить автомобиль у официального дилера иначе, чем через онлайн–сделку. Это касается и новых, и подержанных машин, — говорит директор по маркетингу компании “Рольф” Юлия Овчинникова. — Схема такая: клиент знакомится с каталогом автомобилей, обсуждает условия приобретения, согласовывает условия доставки и бесконтактной передачи машины и оплачивает сделку. И все это в режиме онлайн".
"По моим наблюдениям, в апреле значительная часть потребителей, которые согласились приобрести автомобиль посредством онлайн–сделки, в основном руководствовались необходимостью иметь машину, связанной с пандемией, — отмечает Олег Мосеев. — Сейчас собственный автомобиль — единственный способ быстро и безопасно передвигаться по городу, особенно если речь идет о мегаполисах вроде Санкт–Петербурга или Москвы".
Оказались не готовы
Несмотря на перспективы интернет–торговли, которые коронавирус открыл авторетейлерам, большинство дилеров не сумели оперативно организовать онлайн–продажи полного цикла. Сказались и нежелание многих банков работать с автосалонами по схеме "клиент — дилер — банк" посредством интернета, и психологическая неподготовленность покупателя. Согласно апрельскому опросу компании "ОкДилер", проведенному совместно с "Автостатом", только 14% авторетейлеров подтвердили, что могут организовать полный цикл онлайн–продаж. Остальные 86% оказались готовы либо оформить сделку в автосалоне с соблюдением всех мер предосторожности, либо зарезервировать конкретный автомобиль за покупателем, взяв небольшую предоплату, а оформление и передачу провести уже после того, как откроется полноценная работа автосалона.
"Сейчас в России крайне мало полноценных онлайн–продаж, — констатирует Олег Мосеев. — Даже на американском рынке, который с этой точки зрения является передовым, новых автомобилей приобретается крайне мало. Что касается сегмента “с пробегом”, то в России этот рынок абсолютно непрозрачный, поэтому и берут такие машины пока тоже с осторожностью. Конечно, многие дилеры уже совершают какие–то определенные операции, связанные с онлайн–торговлей, но полноценными интернет–продажами это назвать очень сложно. Скорее, это удаленные сделки".
Артем Максимов считает, что пока рано говорить об экономическом потенциале онлайн–продаж, но "очевидно, что события последних недель послужили серьезным стимулом для резкого ускорения и повышения готовности к такому виду торговли". Наряду с этим некоторые эксперты и дилеры в онлайн–продажи в большей или меньшей степени верят. В частности, участники рынка считают, что, несмотря на психологические и организационные сложности, процесс адаптации запущен.
В ожидании выздоровления
Очевидно, что помимо карантинного режима на снижение продаж повлияет и снижение реально располагаемых доходов населения. И неизвестно, какой из этих факторов ударит по авторынку сильнее. "Если государство не озадачится поддержкой как продавцов, так и потребителей, то к концу года падение в отрасли может достичь 50% по сравнению с показателями 2019 года, — считает Олег Мосеев. — То есть не будет продано около 1 млн машин. В этой ситуации треть дилеров окажется в группе риска. Сколько из них выживет, будет зависеть, в частности, от поддержки федеральных и региональных властей. Мы со своей стороны уже предлагали ряд мер, например отсрочку уплаты НДС, обнуление налогов на имущество на 6 месяцев и т. д. Это может спасти многих игроков рынка от банкротства".
Валерий Емельянов из "Фридом Финанс" придерживается мнения, что у продавцов машин будет время до конца года, чтобы оправиться от кризиса. "Даже если продажи по итогам года упадут вдвое по аналогии с 2009 годом (сейчас это, пожалуй, худший из возможных сценариев), все равно авторынок будет по инерции сохранять тот состав участников, который сформировался до кризиса, — уверен он. — У владельцев бизнеса еще будет возможность какое–то время пробовать разные стратегии, прежде чем они придут к выводу, что пора закрывать или продавать салон. Думаю, что из–за кризиса закроется не более 20% дилеров, преимущественно в среднем ценовом сегменте. Премиум–класс и нижняя ценовая категория дождутся своего клиента после снятия карантина. А развитие онлайн–продаж через 3–5 лет вообще может поспособствовать закрытию существенно большего числа салонов, чем это удастся сделать коронавирусу".