Петербург — уникальный город, он всегда развивался на основе выстроенной системы градостроительного планирования. Этот подход сохранялся и должен быть сохранен, даже несмотря на отдельные скептические высказывания о планировании в современной ситуации. Опыт реализации Генплана свидетельствует: чем больше градостроительных вопросов отдается на откуп участникам стройотрасли, тем тяжелее обеспечить полноценное и сбалансированное развитие. В этой связи интересно проследить за изменениями градостроительного планирования в относительно недавнем прошлом.
Генпланы Ленинграда создавались при исключительной монополии государства на подготовку архитектурно–градостроительной документации: город планировался как единое целое, с четкими приоритетами пространственного развития. Послевоенный Генплан 1948 года Н. Баранова был направлен на восстановление народного хозяйства и города. В качестве планировочного вектора были определены выход города к морю и создание морского фасада, а также систем непрерывного сквозного озеленения и развития общегородского центра. Благодаря значительно отодвинутым на северо–запад границам страны стала возможна переориентация приоритетов освоения города с южного направления на северное. Но непосредственно к освоению, развитию приступили уже в 1960–1970–е годы.
По Генплану 1966 года интенсивно преобразовывались приморские районы: Василеостровский, Кировский и Ждановский. Закладывается задача создания "Морской набережной" и публичных пространств, ориентированных на Финский залив. Так, "Прибалтийская" стала первым общественным зданием, формирующим морской фасад города. Появились экспериментальные жилые кварталы у реки Смоленки, началось освоение острова Декабристов, подготовка территорий в Северо–Приморской части, активная застройка Гражданки, Калининского, Выборгского, Приморского районов.
При этом северо–западный фланг города за все это время получил развитие только до Лахтинского разлива и реки Каменки, не так давно композиционно завершившись башней "Газпрома". Это обусловлено как техническими ограничениями (аэродром Левашово, крупные инженерные сооружения), так и природными — низкими заболоченными территориями.
Замедляясь в 1980–х, в 1990–х годах градостроительное развитие перешло в фазу коллапса, и ситуация поменялась радикально. Формируется новый состав участников градостроительной деятельности, вводится частная собственность на землю, за субъектами РФ закрепляются полномочия по разработке генпланов. Все это находит отражение в действующем Генплане 2005 года. В новых условиях реализация инфраструктурных проектов становится основной и подчас крайне сложной стратегической задачей развития Петербурга.
Сегодня город — это достаточно развитая во всех направлениях, но разнородная среда. При подготовке нового Генплана на перспективу до 2048 года под потенциальное освоение мы закладываем три большие территории (бывшие сельскохозяйственные земли) порядка 1000 га каждая: две на юге и одну на севере. Это периферийные территории, и их развитие неминуемо приведет к укреплению связей города и области и усилению агломерационного эффекта.
Очевидно, что дальнейшее развитие города в обозримой перспективе будет связано именно с южным направлением. Речь идет о создании новой скоростной автомагистрали, развитии всех видов общественного транспорта, включая пригородно–городское ж.–д. пассажирское сообщение, освоение территорий под жилые и общественно–деловые функции на юго–востоке. Одной из новых точек роста станет Пушкинский район, где появятся кампусы СПбГУ и ИТМО.
Последние события, связанные с пандемией, показали, что город должен иметь территориальные резервы для создания объектов в условиях ЧС. Остро встают вопросы о выработке новых подходов к планировочной организации территории, типах застройки, оптимальной плотности населения с точки зрения здоровья человека, предельной этажности, экологических параметрах городской среды.
Владимир Григорьев, главный архитектор Петербурга