Петербургское ООО "Гроссманн Рус" получило иск о банкротстве от банка "Санкт-Петербург". Компания, работавшая на "Газпром", "Роснефть" и "Татнефть", искавшая партнёрства с Геннадием Тимченко и "Ростехом", завалена исками и не подаёт признаков былой активности. А её создателю теперь больше интересен автоспорт.
На днях в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступил иск о банкротстве ООО "Гроссманн Рус" от банка "Санкт-Петербург". Сумма исковых требований — 335,8 млн рублей. "ООО "Гроссманн Рус" не обеспечило своевременное исполнение обязательств перед банком "Санкт-Петербург" по кредитному договору. Банк обладает информацией о наличии других кредиторов, перед которыми заёмщик также не исполняет обязательства. Учитывая наличие поданных заявлений о банкротстве заёмщика от третьих лиц, банк считает целесообразным все вопросы по погашению задолженности решать в судебном порядке", — сообщили dp.ru в банке. Телефоны "Гроссманн Рус" не отвечают, письменный запрос в компанию остался без ответа.
Действительно, в 2018 году "Гроссманн Рус" получил три иска о банкротстве, а в 2019-м — пять. С частью кредиторов компания в итоге расплатилась. Рассмотрение нескольких заявлений, поданных в конце прошлого года, ещё не начиналось. Кроме того, компания завалена исками о взыскании средств.
"В период с 2018 года по 2019 год финансовое положение ответчика значительно ухудшилось, и в настоящее время он является неплатёжеспособным. Имущества недостаточно для расчётов с кредиторами. Ответчик не исполняет обязательств по оплате налогов и сборов, в связи с чем ИФНС РФ в период с 10.01.2020 по 17.03.2020 принято 31 решение о взыскании с ответчика задолженности по уплате налогов и приостановлении операций... Денежных средств для исполнения обязанностей по уплате налогов у ответчика так и не появилось с января 2020 года. Ответчик не исполняет судебные постановления даже принудительной силой государства, о чём свидетельствует ряд исполнительных производств, возбуждённых в период с 09.11. 2019 по 08.04.2020. 3а последние 12 месяцев в арбитражные суды поступили 77 дел по взысканию 622 млн рублей с ответчика, что также с достоверностью свидетельствует об отсутствии имущества у ответчика и невозможности расчётов с контрагентами", — говорится в одном из судебных решений. Этим решением в апреле 2020 года суд арестовал счета компании.
Судятся с "Гроссманном" и его дочерними компаниями и бывшие сотрудники, которые пытаются выбить долги по зарплате.
Доли учредителей ООО "Гроссманн Рус" заложены в Сбербанке. Сбербанк отказался от комментариев.
Когда нефть текла рекой
ООО "Гроссманн Рус" было зарегистрировано в 2012 году. Его лицом долгое время был самарский предприниматель Михаил Даев. Он рассказывал, что занимался поставками оборудования для нефтегазовой отрасли, закупая его, в частности, у немецкой Ingenieurburo R.Grossmann, и решил создать с ней совместное предприятие. "Быть под брендом немецкой компании гораздо проще было и продвигать любую новую продукцию, чем если ты говоришь то, что ты made in Russia", — объяснял Михаил Даев в интервью видеоблогеру Игорю Рыбакову.
Однако сам предприниматель среди учредителей ООО "Гроссманн Рус" никогда не числился. 21% компании сначала принадлежал Ingenieurburo R.Grossmann. Затем эта доля досталась Райнхолду Гроссманну, увеличившись до 26%. Остальными учредителями всё это время были Оксана Булохова и Елена Юдина.
Компания позиционировала себя как часть международной "Гроссманн групп" с офисами в 12 странах мира. В Петербурге ей принадлежит машиностроительный завод "Компрессорный комплекс". В настоящее время на нём запущена процедура банкротства. Кроме того, в Ленобласти было развёрнуто производство аппаратов воздушного охлаждения в партнёрстве с французской компанией Hamon. Сейчас это предприятие также пытаются банкротить контрагенты.
Но поначалу дела шли успешно. Компания поставляла оборудование ведущим нефтегазовым компаниям России. В 2014 году её оборот превысил 1 млрд рублей. И тогда "Гроссманн" заявил, что объединится в консорциум с ООО "Стройтрансгаз-М"Геннадия Тимченко для участия в тендере "Роснефти" на проектирование и строительство комплекса по отгрузке нефтепродуктов на Комсомольском НПЗ.
"С руководством "Стройтрансгаза" мы познакомились достаточно давно на одном из мероприятий мотоклуба "Ночные волки". Мы сидели за одним столом, общались, и как-то нам стало комфортно. После нескольких часов общения мы поняли, что у нас схожие жизненные позиции, интересы", — рассказывал в интервью Интерфаксу Михаил Даев.
Однако Геннадий Тимченко попал под американские санкции и занялся реструктуризацией своего бизнеса. На данный момент ООО "Стройтрансгаз-М" ликвидировано.
В 2015 году "Гроссманн" объявляет о новом громком проекте — создании совместного предприятия "ОМК-Нефтегаз" с госкорпорацией "Ростех". Партнёры заявляли, что займут до 20% российского рынка нефтегазового оборудования, что составит в деньгах 36 млрд рублей. Компания действительно была создана, Михаил Даев стал её генеральным директором. Однако менее чем через год "Ростех" вышел из её учредителей. А в марте 2020 года регистратор принял решение о её ликвидации.
В 2016–2017 годах "Гроссманн" боролся за тендер "Роснефти" стоимостью 2 млрд рублей на подключение Комсомольского НПЗ к нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан. В итоге компания заявила, что стала генеральным подрядчиком проекта. Ещё один тендер на такую же сумму "Гроссманну" взять не удалось. Компанию не допустили до конкурса петербургского "Водоканала" на строительство систем водоснабжения и канализования посёлка Лисий Нос.
2018 год стал для "Гроссманна" самым успешным. Оборот предприятия достиг 4,5 млрд рублей. "Гроссманн" сообщал о выполнении заказов для компаний "Татнефть", "Газпром", "Ямал СПГ" (среди акционеров которого — "НОВАТЭК" и французский Total). Но в 2019 году "Гроссманн" внезапно прекратил всякую публичную активность. Последний пост в "Фейсбуке" компании датирован 29 октября 2018 года, в "Инстаграме" — 5 марта 2019 года.
Михаил Даев тем временем развивал другой проект. Ещё в 2017 году он зарегистрировал в Москве ООО "ДК Рейсинг". Компания занимается производством гоночных автомобилей и организацией автогонок. Последний пост Михаила Даева в "Инстаграме", датированный 26 апреля, посвящён проведению виртуальной гоночной серии через компьютерный симулятор. С Днём нефтяника Михаил Даев в последний раз поздравил своих подписчиков 3 сентября 2017 года.
Другие времена
"2019 год уже был нехорошим для нефтяников, — напоминает начальник аналитического отдела ЛМС Дмитрий Кумановский. — Цены на нефть снижались, начались первые переговоры о поддержании цен, которые завершились провалом в марте 2020 года. Одновременно государство сокращало вложения в инфраструктуру".
Для подрядчиков настали трудные времена. Ну а в 2020 году после падения цен на нефть и пандемии коронавируса стало понятно, что рассчитывать на быстрое восстановление рынка не придётся.
"В таких обстоятельствах нефтяные компании неизбежно будут экономить. Одним из направлений экономии будет сокращение инвестиционных затрат. Все новые проекты будут отложены на более благоприятный период времени", — говорит Дмитрий Кумановский.