Петербуржцы за полтора месяца самоизоляции приводили себя в порядок, делали ремонт и занимались дачами. Розничные продажи растут лишь в этих категориях.
Для многих жителей города продолжается второй месяц карантинных ограничений и работы не выходя из дома. Естественно, что многие в этот период не ограничились только покупкой товаров первой необходимости. Интернет–магазины отчитываются о высоком росте выручки. Так, в апреле и первой половине мая количество покупателей Wildberries увеличилось вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Число купленных товаров на Wildberries в апреле 2020 года выросло на 180%, за первые 2 недели мая — уже на 260% год к году", — сообщают в компании.
Машинка для стрижки снова в моде
Директор по развитию бизнеса в Ozon Елена Шульгина рассказала, что в марте на Ozon количество новых пользователей увеличилось в 2 раза, в апреле рост продолжился. "Ключевой фактор при покупке в интернете у пользователей по всей стране — умение площадок оказывать бесконтактный сервис. Общее число доставок до двери выросло с конца февраля к концу апреля более чем в 20 раз", — говорит Елена Шульгина.
Она отмечает, что петербуржцы стали чаще заказывать даже товары повседневного спроса. Оборот от их продажи в апреле вырос на 149% год к году. Дополнительно же пользователи приобретают все необходимое для поддержания привычного образа жизни в самоизоляции.
"Например, на фоне закрытия салонов красоты продажи машинок для стрижки выросли в апреле–мае на 324% по сравнению со средним показателем продаж в период стабильного спроса в 2019 году, UV–ламп для маникюра — на 147%. Часть покупателей решили посвятить время обновлению интерьеров: продажи товаров для ремонта в апреле–мае в Петербурге выросли на 156%", — отмечает топ–менеджер.
Кроме того, жители города кошельком отреагировали на закрытие спортклубов: на Ozon продажи товаров для домашнего фитнеса выросли в апреле–мае на 400% к тому же периоду 2019 года.
Вместе с тем снизились продажи деловой одежды, косметики, повседневной обуви, аксессуаров, подарков и цветов, констатируют в объединении "Опора России". "Ретейлеры жалуются, что весенние коллекции остались нераспроданными, и надеются на рост продаж в летний сезон, если большая часть магазинов сможет открыться", — говорят в "Опоре России".
О дачах задумались уже в феврале
В пресс–службе Wildberries считают, что в стране происходит постепенное восстановление привычного потребительского спроса. Уже в апреле покупатели начали отказываться от стрессовых покупок, которые совершали в самом начале периода самоизоляции. Речь идет о продуктах питания длительного хранения, товарах для здоровья, в особенности антисептиках, масках, термометрах. Сейчас значительно выросла доля сезонных товаров для дачи, туристических походов, одежды, обуви, товаров для красоты и здоровья.
Дачный сезон у петербуржцев в этом году начался раньше, чем обычно. Аналитики Ozon уже в феврале–марте отметили растущий спрос на товары для загородной недвижимости и сада. "Наибольшей популярностью в этот период пользуются культиваторы и аэраторы, ножницы и триммеры для ухода за растениями", — отмечают в компании.
Лаборатория Сбербанка "СберДанные" провела исследование трат покупателей с 4 по 10 мая 2020 года и сравнила их с аналогичной неделей прошлого года. Снижение расходов потребителей достигло 20,9%. Но с большим отрывом увеличивались траты в категории "Универсальные магазины" (+70,9% год к году), куда входят в том числе крупные ретейл–площадки в интернете. Именно туда, как известно, переместились покупки одежды, обуви, парфюмерии и других товаров, которые ранее приобретались в основном в офлайновых точках. Спрос на услуги по ремонту и переезду вырос на 3,6%.
Аналитики "Беру" отмечают, что в этот же период на 39% увеличился интерес к садовой технике и бассейнам — на 31%, вину и безалкогольному пиву — на 30%. "На даче россияне собираются не только полоть и копать, но и расслабляться, ведь до теплого моря этим летом доберутся немногие", — говорят в компании.
Покупки стали плановыми
В пресс–службе компании IKEA отмечают, что жители города на Неве стали покупать больше предметов мебели и меньше аксессуаров для дома. "Востребована мебель для спальни, включая кровати, и системы хранения. Именно в этой категории в Петербурге наблюдается значительное увеличение спроса. Помимо этого выросли продажи офисной мебели, что обусловлено в том числе необходимостью обустройства удаленных рабочих мест дома", — говорят в пресс–службе ретейлера.
Снижение количества покупок произошло в категории сопутствующих товаров для дома и аксессуаров, обычно их приобретают в офлайн–магазинах.
Во время режима самоизоляции сформировалась тенденция не только увеличения пользователей онлайн–магазинов, но и планирования будущих покупок. "Мы можем отметить высокий рост конверсии на различных стадиях взаимодействия покупателей с нашим сайтом. Это значит, что большее количество посетителей просматривает каталог товаров, составляет списки покупок и, наконец, делает заказы. Мы ожидаем, что эта тенденция продолжится и после отмены режима самоизоляции, что приведет к дальнейшему росту онлайн–продаж", — отмечают в "ИКЕА".
Посткарантинная реальность
В "Опоре России" полагают, что новые потребительские привычки россиян во многом сохранятся и после режима самоизоляции. "В дальнейшем в покупательском поведении будут прослеживаться такие тенденции, как планирование покупок, переход в более дешевый ценовой сегмент. Товары категории люкс и эксклюзив станут менее доступными для граждан в связи с падением доходов, что заставит торговые сети сокращать число магазинов. Снизится и доля импульсных покупок, ведь граждане становятся более экономными", — говорят в общественной организации.
Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев считает, что в дальнейшем в онлайн–магазинах все больше будет приобретаться товаров повседневного спроса.
"Рост онлайн–покупок, которые сейчас показали увеличение в 5–7 раз, станет более скромным, но в целом за год выручка интернет–магазинов вырастет в 2,5–3 раза. В традиционной торговле в зависимости от сектора спад в апреле составил от 50 до 90%, что не может не сказаться на итогах года", — говорит эксперт.
Аналитик отмечает, что после снятия ограничительных мер в традиционной торговле прогнозируется спад на 25–30%. Восстановление к докризисному уровню может произойти не ранее чем в следующем году.
"Некоторые сети более высокого ценового сегмента уже рассматривают возможность ухода из России", — рассказывает Артем Деев. Исследования покупательского поведения в марте–апреле свидетельствуют: россияне стали экономить, покупки совершаются после тщательного планирования, причем почти во всех категориях товаров — от продуктов питания до одежды и обуви.
К концу года аналитики предвещают сокращение количество торговых точек в стрит–ретейле и в торговых центрах на 20–25%, доля свободных арендных площадей может составить там 10–15%.