19:4320 мая 202019:43
19855просмотров
19:4320 мая 2020
За первые 2 недели работы временного госпиталя в "Ленэкспо" в социальных сетях появилось множество отзывов его пациентов. Далеко не все из них оказались довольны условиями своего содержания. Наиболее резонансные из поднятых проблем dp.ru прокомментировал главврач Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов.
Как вообще появилась идея приспособить "
Ленэкспо
" под временный госпиталь? Почему выбрали именно этот объект?
— Идея приспособить "Ленэкспо" под госпиталь совершенно правильная. Мы работаем с ковидом уже практически 2 месяца. Учитывая, что рост пациентов был достаточно большим, в нашем городе была проведена беспрецедентная работа по перепрофилированию обычных соматических стационаров в инфекционные путём создания в этих стационарах санитарных пропускников-шлюзов, обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты и т. д. В настоящее время более 6 тыс. койко-мест в городе Санкт-Петербурге развёрнуто для пациентов с COVID-19.
Но, к сожалению, поток пациентов не уменьшается. Пациенты поступают в стационары города в основном в среднетяжёлом и тяжёлом состоянии с полисегментарной двусторонней пневмонией на фоне новой коронавирусной инфекции. Соответственно, мы понимали, что нужно освобождать койки для средних и тяжёлых больных для оказания им специализированной медицинской помощи. Поэтому была реализована идея создания полевого госпиталя в "Ленэкспо" сначала на тысячу коек. Сейчас дополнительно готовы для развёртывания 474 койки. Для кого эти койки нужны? Прежде всего для лёгких пациентов, которые нуждаются в динамическом наблюдении, бессимптомных пациентов с подтверждённым COVID-плюс. К сожалению, эти пациенты по распоряжению комитета по здравоохранению не могут быть выписаны домой, если дома есть малолетние дети до 3 лет, беременные женщины и родственники старшей возрастной группы. Такие пациенты могут находиться в "Ленэкспо" до получения COVID-отрицательных результатов с последующей выпиской домой.
Если пациент может самоизолироваться в условиях дома или в каких-то дополнительных условиях, то никто не препятствует ему это сделать. Пациент предупреждается о том, что он выписывается на самоизоляцию. И информация о пациенте передаётся в поликлинику по месту жительства и в Роспотребнадзор в том районе, где он проживает. Соответственно, им занимаются врачи поликлиники до получения отрицательных результатов.
Мы понимаем, что город Санкт-Петербург — это мегаполис. Здесь много приезжих, многие люди проживают в общежитиях, коммунальных квартирах. Соответственно, такие пациенты тоже не могут быть выписаны — ввиду того, что они могут заразить окружающих. Они тоже находятся в "Ленэкспо" на долечивании.
Мы принимаем в "Ленэкспо" пациентов с компьютерно-томографической картиной полисегментарной пневмонии второй-третьей степени — это поражение лёгочной ткани более 25% — из стационаров города, когда они стабилизированы и нуждаются в долечивании. Соответственно, такие пациенты переводятся на площадку "Ленэкспо", где получают медикаментозную терапию в виде антибактериальной терапии и необходимую терапию сопутствующей патологии.
Также мы берём на себя первичных пациентов с компьютерно-томографической оценкой поражения лёгочной ткани до 25% — это первая степень — без клинической симптоматики, если этот пациент не может находиться на самоизоляции дома.
Если пациент переводится к нам из другого стационара, мы продолжаем назначать терапию. Противовирусная терапия назначается только на начальном этапе лечения вирусной инфекции. Мы, как правило, продолжаем антибактериальную терапию антибиотиками (обычно это два антибиотика широкого спектра действия), инфузионную терапию и, если необходимо, симптоматическую терапию.
Если бессимптомные пациенты поступают к нам первично после КТ-оценки меньше 25% поражения лёгочной ткани, то они находятся под динамическим наблюдением. Таким пациентам не нужно специализированное лечение, если нет каких-то проявлений заболевания. Соответственно, это прежде всего обильное питьё и витаминотерапия.
Не рассматривались ли другие места для размещения такого госпиталя? Многие недоумевают, почему нельзя было организовать его, например, в одной из крупных гостиниц или в пансионате.
— В гостиницах и пансионатах нельзя допустить лечения лёгких пациентов, потому что коронавирусная инфекция крайне коварная. Когда мы видим, что лёгкий пациент может в течение короткого времени переходить в состояние среднетяжёлого и тяжёлого пациента, то такие пациенты должны находиться под постоянным контролем медицинского персонала. И обязательно должно быть наличие оборудования, которое позволит такому пациенту оказывать медицинскую помощь. Всё это есть в "Ленэкспо". Там есть свободное пространство. Мы видим всех пациентов. Пациенты находятся в секциях по две кровати. Им создана условно зона личного пространства.
И это не мешает нам наблюдать за пациентами. Если мы видим ухудшение пациента, то пациент получает необходимую кислородотерапию, потому как кислородные концентраторы есть в достаточном количестве в "Ленэкспо". Если пациент ещё больше ухудшается, мы имеем возможность использования транспортного аппарата искусственной вентиляции лёгких и перевода такого пациента в специализированный инфекционный стационар. Параллельно мы проводим интенсивную терапию, если это необходимо.
Если пациент находится в гостинице, санатории и пр., то мы можем просто упустить ухудшение состояния пациента, не оказав ему своевременной помощи. "Ленэкспо" — это не гостиница, не санаторий, не пансионат. Это госпиталь для лечения пациента. И задача этого госпиталя — прежде всего лечение.
В "Ленэкспо" есть всё для того, чтобы пациент мог получать лечение в достаточном комфорте. В "Ленэкспо" есть возможности для гигиены — это душевые кабины, туалетные комнаты. В "Ленэкспо" есть возможность получения нормального четырёхразового питания. Пациент получает пищу в ланч-боксах, питание осуществляется с подносов.
Коронавирусная инфекция — это высококонтагиозная опасная инфекция, поэтому всё, что пациент получает в руки, должно быть уничтожено по классу отходов В, что мы и делаем через утилизатор, который также располагается в "Ленэкспо".
Для того чтобы улучшить быт наших пациентов, в настоящее время мы привезли туда библиотеку, то есть теперь там есть возможность почитать книги. На территории "Ленэкспо" работает Wi-Fi. Мы привезли шахматы, нарды, чтобы пациенты могли проводить досуг. Нам помогает правительство города Санкт-Петербурга, нам помогает бизнес — организуют питание для врачей и пациентов, передают расходные материалы. В общем, будут поддерживать эмоциональное состояние наших пациентов! А это сейчас очень важно!
Но я ещё раз повторяю, что "Ленэкспо" — это госпиталь. Поэтому здесь выбор между полным комфортом либо лечением и динамическим наблюдением. В настоящее время делается всё для того, чтобы нашим пациентам в "Ленэкспо" было комфортно. Они снабжены питьевой водой в достаточном количестве. Если сейчас у меня утром 459 человек располагается, то на такое количество предусмотрено 800 л воды в сутки в кулерах. И плюс кипячёная вода в титанах.
Губернатор
Александр Беглов
в одном из своих последних обращений к жителям города сказал буквально следующее: "Использование временных госпиталей — это очень специфический военный опыт. Алгоритм оказания помощи в такой системе отличается от того, к которому мы привыкли в многопрофильных стационарах". Расскажите, в чём принципиальное отличие военной медицины, к чему должны быть готовы пациенты в таком госпитале.
— Если бы в условиях каких-то военных конфликтов была возможность создания таких госпиталей, это было бы совершенно шикарно. Наш госпиталь прекрасно оснащён. Но тем не менее "Ленэкспо" — это не многопрофильный стационар! Другие условия и правила. Если нужна консультация узкого специалиста, мы приглашаем его специально. На это нужно время. Вместе с тем уже несколько таких консультаций проведены — это и хирургические, и кардиологические консультации, и другие.
Вы наверняка знаете о жалобах пациентов на нехватку средств гигиены, на температурный режим в помещении. Сейчас эти проблемы решены?
— Вы совершенно правы, жалобы изначально были. Мы начали работу в госпитале 1 мая текущего года. Безусловно, это была новая практика как для наших пациентов, так и для медицинского персонала. Госпиталь заполнялся постепенно. Мы не выводили персонал полностью, потому что одно дело — вывести персонал на 20 человек, другое дело — сейчас 500 человек. Дефицита в персонале в настоящее время нет. Те жалобы, которые изначально предъявляли пациенты по отсутствию туалетной бумаги, по отсутствию мыла, нивелированы. В настоящее время никакого дефицита в гигиенических средствах и антисептических средствах нет.
В то же время мы должны понимать, что не все жалобы объективны. Особенно на температурный режим. Это большое помещение, в которое через компрессоры подаётся воздух с возможностью его подогрева или охлаждения. Мы стараемся соблюсти комфортную температуру помещения. Она соответствует 21–23 градусам по Цельсию. В настоящее время, если кому-то холодно ночью, мы выдаём дополнительное одеяло, как это делали и раньше. Мы реагируем на все жалобы наших пациентов достаточно быстро.
Но хочется отметить, что много было написано в прессе нелицеприятного о госпитале "Ленэкспо", при этом люди писавшие ни разу не были на территории госпиталя, не видели, что там происходит, и, соответственно, могли рассуждать только с чьих-то слов. Я приглашаю всех, кто интересуется и желает помочь работой в госпитале. Мы готовы взять волонтёром любого человека — естественно, с подтверждённым COVID-отрицательным результатом, — который готов помочь нам. В настоящее время нам помогает комитет по социальной политике социальными участковыми и волонтёрами, которые будут работать в госпитале с пациентами пожилого возраста. Прежде всего эта помощь необходима для того, чтобы поговорить с пациентом, принести ему лишний раз чашку чая. Мы ни в коем случае никого не призываем прийти помогать нам в качестве медиков или санитаров, мы сами с этим справляемся. Тем не менее, если есть желание поработать, а не просто что-то написать, мы таких людей приглашаем к нам.
Какова штатная численность медицинского персонала в "Ленэкспо"?
— Штатная численность персонала в "Ленэкспо" в настоящее время соответствует количеству пациентов, пребывающих там. Мы работаем в три смены. С учётом санитарно-эпидемиологических норм ношения средств индивидуальной защиты, смена рассчитана в основном на 6 часов. Но дневная смена самая длинная.
В этих бригадах есть врачи, средний медицинский персонал (медсёстры) и санитары, которые обеспечивают уборку помещений, дезинфекцию, подачу пациентам пищи, утилизацию отходов и помощь пациентам, если это необходимо.
Численность такой бригады можете назвать?
— Могу. 25 врачей, 32 сестры и 22 санитара. Но если необходимо усилить эту бригаду, то в день выходит больше врачей и среднего медицинского персонала. Ночью уменьшаем их количество.
Какие специалисты работают с больными?
— Госпиталь для ветеранов войн — это многопрофильный стационар. Поэтому специалисты, работающие во временном госпитале в "Ленэкспо", — это хирурги, травматологи, урологи, кардиологи, сосудистые хирурги, терапевты-гастроэнтерологи, эндокринологи, то есть все люди, которые работали в Госпитале ветеранов войн до пандемии.
Можете прокомментировать сообщение о том, что более 100 медиков госпиталя заразились COVID-19 и оказались на больничных койках?
— Безусловно. Врачи всех стационаров города Санкт-Петербурга болеют. Даже тех, которые не переформатированы в инфекционные стационары. Мы такие же люди, как и окружающие нас пациенты. Имеем возможность заражения и заболевания. Большая часть переболевшего медицинского персонала госпиталя уже в строю и продолжает работать.
Многих удивила опубликованная стоимость лечения в "Ленэкспо", составляющая более 4 тыс. рублей. Эту сумму сравнивают со стоимостью проживания в хорошем отеле. Из чего она складывается?
— Стоимость лечения пациента определена тарифной комиссией комитета по здравоохранению и территориального Фонда обязательного медицинского страхования. На заседании 24 апреля комиссией был утверждён тариф для долечивания в условиях стационара. Он применяется для ряда медицинских учреждений — это госпиталь "Ленэкспо" и пансионат "Заря". Среднее лечение длительностью 11 суток по тарифу составляет 45 815 рублей. Тариф на оплату медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара включает расходы на заработную плату медицинского персонала, расходы на продукты питания, средства индивидуальной защиты, коммунальные услуги, работы и услуги по содержанию имущества, расходы на содержание процедурных кабинетов, обеспечение рентген-диагностики и прочей медицинской помощи, которая оказывается. Тарифы на оплату медицинской помощи на дому дешевле, потому что не включают всё вышеперечисленное.
Наверное, Россия — это единственная страна в настоящее время, где медицинская помощь оказывается независимо от принадлежности пациента: у нас и мигранты лежат — и при наличии страховых полисов, и без полисов... Все получают помощь бесплатно.
Действительно ли в госпиталь попадают пациенты с неподтверждённым COVID-19 и лежат рядом с инфицированными?
— Нет, это не так. В настоящее время подтверждено руководящими медицинскими документами, что любая пневмония двусторонняя полисегментарная, имеющая признаки на компьютерной томографии "матового стекла", расценивается как пневмония с COVID-инфекцией. Из других стационаров города к нам переводятся пациенты с подтверждённой COVID-инфекцией. То есть просто поступить к нам в госпиталь "Ленэкспо" без подтверждённой COVID-инфекции невозможно.
Остались ли в госпитале пациенты с психическими расстройствами?
— С психическими расстройствами в госпитале пациентов не было. Если говорить о пациентах, которые были в праздничные дни 1–5 мая переведены из психоневрологического интерната №10 с COVID-инфекцией, то мы должны говорить о том, что психоневрологический интернат — это не психиатрическая больница. Психоневрологический интернат — это социальное учреждение в основном для пребывания там пациентов пожилого и старческого возраста. Они находились у нас в "Ленэкспо" как уже пролечившиеся пациенты с лёгким течением, но не получившие два отрицательных результата. Безусловно, пациенты пожилого возраста, причём не только из ПНИ, могут иметь деменционные нарушения, сосудистые отклонения, но это не говорит о том, что это психически ненормальные люди.
Все эти пациенты, которые прошли у нас окончательный курс лечения, до момента их перевода в ПНИ после снятия карантина были временно переведены на площадку Городской психиатрической больницы №3 имени Скворцова-Степанова. Но любой человек, уставший от пребывания в стационаре в нехарактерной для себя ситуации, естественно, может выдать какие-то индивидуальные проблемы психологического характера. В настоящее время таких пациентов курирует психиатрическая служба города и они переводятся в больницу №3. В "Ленэкспо" пациентов с психиатрическими заболеваниями нет.
Была информация, что длительность лечения у вас в учреждении определена в 11 дней. При этом некоторые больные лежат и по 15. Кто-то сдаёт два теста на коронавирус, чтобы выписаться, кому-то делают четыре. Это индивидуальный подход к каждому пациенту или же, наоборот, следствие неразберихи?
— Нет, неразберихи никакой нет. Если вначале мы отправляли тесты в две лаборатории Роспотребнадзора, то сейчас большое количество лабораторий работает. В настоящее время "Ленэкспо", как и основная площадка Госпиталя ветеранов войн, замкнуто на Институт имени Луи Пастера. Соответственно, в среднем только с площадки "Ленэкспо" мы забираем порядка 100 исследований от пациентов, везём в Институт Луи Пастера и получаем результат в течение суток. В настоящее время система получения результатов полностью упорядочена.
Средняя продолжительность нахождения пациента, если он получил подтверждающий тест "ковид-минус", — это 11 дней. Но если вдруг пациент не получает COVID-отрицательный результат и он не может быть выписан, то, соответственно, нахождение в госпитале "Ленэкспо" у него пролонгировано.
Сколько человек на данный момент прошли через госпиталь в "Ленэкспо" и сколько из них вылечились?
— Порядка 300 человек мы уже выписали. Из них где-то треть пациентов вылечены.
А летальные исходы были?
— Летальных исходов в "Ленэкспо" не было.