Сотня лазурных автобусов, которые должны были появиться на улицах Петербурга вместе с транспортной реформой в июле этого года, уехали в Пермь. Там реформу не отменяли.
В середине мая администрация Перми в рамках транспортной реформы определилась с перевозчиками на городские маршруты. Больше половины пятилетних контрактов досталось московским компаниям, в частности ООО "АвтоМиг", подконтрольному ГК "Ранд–Транс". Приедет оно в город с сотней автобусов большого класса белорусского МАЗа в цвете, который разрабатывался эксклюзивно для Петербурга. И это не совпадение.
"МАЗы действительно изначально предназначались петербургским компаниям. Но потом их перехватили москвичи, дав аванс (производителю. — Ред.) до объявления конкурсной процедуры. Риск не оправдался, и москвичи вынуждены были получить эти МАЗы на сумму аванса и пристроить в Пермь", — говорит источник "ДП".
Структуры московской ГК "Ранд–Транс" планировали выйти на аукционы в рамках петербургской транспортной реформы, подтвердили "ДП" несколько источников в транспортной отрасли. Поэтому большие автобусы в лазурном цвете им тоже были нужны. В частности, интерес проявляла компания "Альфа Грант", связанная, согласно СПАРК, с "Ранд–Трансом" и "АвтоМигом" через Михаила Наугольных. Ранее он полностью владел "Альфа Грантом", сейчас ему принадлежит по 60% и 11% долей в двух последнбих компаниях.
Как вспоминает один из собеседников "ДП", в конце декабря 2019 года с приходом вице–губернатора Максима Соколова Смольный умудрился заставить заводы письменно подтвердить, какие объемы автобусов они могут произвести для Петербурга, и поклясться без авансов и конкурсов запустить производство. Еще осенью было понятно, что необходимый объем произвести уже не получится, поэтому закупку автобусов решили разбить на два этапа. Для первого требовалось только 900 машин большой вместимости из первоначальных 1800. ЛиАЗ (Группа ГАЗ) обещал поставить 600 машин, МАЗ (Минск) — 300.
"Параллельно началась непонятная грызня между лизинговыми компаниями за эти объемы. Все верили, что транспортная реформа состоится, а это стопроцентно реализуемый актив. Но начала рушиться система сбыта. Перевозчики планировали работать с привычными для себя лизинговыми компаниями и банками, были согласованы лимиты, но началась неразбериха в финансовых моделях приобретения техники", — прокомментировал "ДП" один из участников процесса.
Однако в Смольном все виделось более позитивно: город заручился поддержкой производителей и лизинговых компаний, которые не бросят Петербург. Закончилось тем, что весь объем у МАЗа, который предполагался и для петербургских перевозчиков, забрал "ВТБ–Лизинг" по предварительной договоренности с московской транспортной компанией, рассказал "ДП" источник в транспортном блоке. А через пару дней начались первые ограничения из–за коронавируса.
"Производитель, вероятно, был поставлен в такие условия, когда он вынужден отдать этот объем “ВТБ–Лизингу”. Продавать автобусы можно, но влиять на рынок, вольно– невольно лоббируя интересы одного перевозчика, отдавая ему весь объем, нехорошо. Если бы не коронавирус, трудно сказать, что вообще творилось бы на транспортном рынке Петербурга в случае реализации реформы", — считает гендиректор ООО "Глобал БАС" (дилер МАЗа) Феликс Гончаров.
В итоге 105 автобусов поехали на берега Камы. Еще несколько десятков таких МАЗов оказалось в свободной продаже. В Петербурге транспортную реформу передвинули на 2021–й. Нынешние пятилетние контракты, действующие с перевозчиками до 16 июля 2020–го, вероятно, будут продлены, однако на каком правовом основании — неизвестно. 220–ФЗ "Об организации регулярных перевозок", в частности, не предусматривает совмещение социальных и коммерческих маршрутов в одном лоте, как сейчас сделано в Петербурге.