Информация о выходе московской компании Artplay из управления проектом "Центр творческих индустрий" на Красногвардейской площади стала очередным подтверждением сложностей, которые подстерегают столичных бизнесменов в городе на Неве. Это далеко не единственный московский бизнес в сфере культуры, досуга и потребрынка, сворачивающий активность в Петербурге за последнее время. Причем исход москвичей начался задолго до коронакризиса.
Среди тех, кто уже ушел или вот–вот уйдет с берегов Невы, можно назвать Larionov Grill Bar, не сумевший повторить здесь столичный успех. Вынуждена была закрыть часть заведений сеть бургерных BB&Burgers. Франчайзи московской сети кофеен "Даблби" предпочли разорвать отношения с головной организацией и дальше развивать бизнес под собственным брендом Yagoda. На днях стало известно, что уходит из города сеть книжных магазинов "Республика".
Прийти всерьез и надолго в Петербург в основном получается у гигантских корпораций, прибыль которых не зависит от сиюминутного спроса. А вот ориентированный на потребителя бизнес, работающий "на земле", сталкивается с системными проблемами. Сети, встречающиеся в Москве на каждом углу, в Петербурге либо ограничиваются парой демонстрационных заведений, либо вовсе игнорируют второй город в стране.
Как гласит бородатая шутка, у москвичей так много денег, что если им на что–нибудь не хватает, то они всегда могут докупить себе еще немного рублей. А вот купить гарантированный успех в городе на Неве совсем не получается.
Опрошенные "ДП" эксперты признают, что общие тенденции в этих событиях усмотреть можно, как и общие причины. Хотя и сразу же предостерегают от поспешных обобщений. Однако разбор кейсов по отдельности быстро ведет к единому выводу о предпосылках для провала.
Впрочем, в Artplay свой петербургский опыт неудачей не считают и уверяют, что собираются вскоре открыться на новой площадке. "Московский рынок более привлекателен с точки зрения доходности, но у нас есть стремление развиваться дальше. В Москве место для одного Artplay, следующим будет в любом случае Петербург, так как уже проверено, что концепция работает и отлично прижилась", — настаивает гендиректор УК "Артплэй" Сергей Десятов.
Сейчас компания ищет новые объекты площадью не менее 20 тыс. м2, которые отвечали бы ее запросам. Причем на этот раз москвичи хотели бы быть поближе к центру города.
"Петербург, в отличие от Москвы, до сих пор очень центростремительный город. Если мы говорим о публике, которая хочет развлекаться в творческих пространствах и реализовывать там свои потребительские практики, то это люди, которые привязаны к общественному транспорту. Завлечь их далеко от центра можно только чем–то совсем удивительным. Если бы Artplay открылся ближе к центру, то все могло бы сложиться по–другому", — согласна старший преподаватель НИУ ВШЭ Маргарита Кулева, много лет занимавшаяся изучением креативных пространств.
С другой стороны, если замерить расстояние от Красногвардейской площади до Смольного — то, как кажется, будет непросто найти необходимое число квадратных метров еще ближе к городcкому центру. Так что это далеко не единственная причина того, что Artplay с 2016 года так и не сумел стать по–настоящему культовым местом.
Подбор новых площадей, по оценке экспертов рынка недвижимости, может затянуться. Кроме того, аналитики воздерживаются от оценки того, как скажется на планах компании внезапная смерть ее владельца миллиардера Дмитрия Босова.
"Заходя на петербургский рынок, инвесторы хотят четкого понимания по прямой маржинальности или косвенным преференциям от реализации проекта. Но сложно ожидать такого же эффекта от такого проекта в Петербурге, как в Москве. Он появился на Малой Охте, где не случился “Газпром”. Из точек притяжения целевой аудитории — разве что “Охта–Молл”, да и то отчасти. А дальше — промышленные районы, кварталы, до которых еще не добрался редевелопмент. Нет экосистемы, смежных поддерживающих друг друга креативных бизнесов, создающих мультифакторную мотивацию для специального визита в эту локацию. Отсутствие даже примерно сопоставимого с московским трафика — данность, которую нельзя игнорировать", — констатирует директор по маркетингу Domina Russia Наталия Белякова.
Китайская грамота
На рынок общепита Северной столицы московские компании заходят регулярно, но удерживаются немногие. Причем как рестораны высокого класса, так и сети со стритфудом. Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада Леонид Гарбар считает, что это вполне закономерно. "В Петербурге спрос не оправдывает ожидания. Сюда идут, предполагая, что это второй город в России. И, соответственно, ожидая хоть какое–то подобие московского спроса. А потом уходят разочарованные. Когда начинают измерять рынок, то сразу понимают, что здесь нечего ловить. У нас неоправданно дорогая аренда, очень алчные арендодатели и при этом нет платежеспособного населения. Что бы мы ни говорили, мы гораздо беднее", — разочарованно констатирует он. По мнению эксперта, наш потребитель не слишком избалован хорошей кухней и не предъявляет завышенных требований к сервису. Это порой играет дурную шутку с петербургскими рестораторами, пытающимися открыть заведения в Москве, — выдержать стандарты качества, к которым привыкла избалованная столичная публика, получается у единиц.
А москвичи, в свою очередь, порой склонны не слишком строго следить за стандартами качества в петербургских представительствах. Впрочем, иногда у них есть для этого и объективные причины.
"Зайдите в “FARШ” на Невском и в Москве на Никольской. Посмотрите, какой спрос там и там. Или если сравнивать нашу “Китайскую грамоту” с московской — они на разных языках написаны. И сами москвичи это отмечают. Какой бы хороший проект вы ни сделали в Петербурге, окупить его будет значительно сложнее, чем в Москве. Могу дать совет: когда будете в столице, сходите на любой продуктовый рынок. И сравните его с нашим самым лучшим. Это день и ночь. А ведь первое, что делает повар, приезжая в другую страну, другой город, — смотрит, что продают на рынках. После посещения наших я бы бежал отсюда", — эмоционально говорит Гарбар.