В апреле продажи новых автомобилей в Евросоюзе упали на 76,3%. Это крупнейшее сокращение рынка за всю историю сбора данных торговли в автопроме ЕС.
Двузначное падение
По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей ACEA, апрель стал первым полным месяцем в ЕС, когда рынок автопрома мог проанализировать последствия ограничений в разных странах сообщества. Нехорошее предчувствие не подвело. Месяц ознаменован крупнейшим падением в истории индустрии. Если в цифрах: закрытые заводы не собрали порядка 1,23 млн единиц автомобилей, а без работы простаивали примерно 1,11 млн работников заводов. Во всём автопроме ЕС занято порядка 13,8 млн человек.
По данным ACEA, после закрытия большинства автомобильных салонов в ЕС продажи новых автомобилей снизились с 1 143 046 единиц в апреле 2019 года до 270 682 единиц за апрель 2020 года. И это статистика без учёта Великобритании, где автопром ещё в большем кризисе.
Абсолютно все 27 стран ЕС зафиксировали двузначное падение продаж. Самое глубокое — в Италии (на 97,6%) и Испании (на 96,5%). Даже в ФРГ, которая весь кризис держится образцово по сравнению с другими странами сообщества, падение составило 61,1%, а во Франции — 88,8%.
Кто пострадал больше всего
По данным ассоциации, больше всего пострадали производители британских премиальных марок Jaguar Land Rover, японские Honda и Fiat Chrysler Automobiles. Последние были первыми, которые закрыли свои заводы в Италии. Падение меньше чем на 70% продемонстрировали только несколько брендов: BMW, Volvo и Mitsubishi.
Лидером рынка остался Volkswagen, который как раз в это время вводит на рынок свой хит — VW Golf восьмого поколения и его электрический аналог ID.3. Другие производители, наоборот, затормозили презентации своих новых разработок и ждут более мирного времени.
В целом за I квартал 2020 года рынок новых авто в ЕС рухнул на 38,5%, а тройкой антилидеров в ACEA называют Италию (минус 50,7%), Испанию (минус 48,9%) и Францию (минус 48%). Германия квартал закончила с падением на 31%.
Катастрофа Великобритании
Напомним, ассоциация не учитывает убегающую из ЕС Великобританию. А что же в Соединённом Королевстве? В апреле частные домохозяйства купили меньше 1 тыс. автомобилей, пишет Daily Mail. Если точнее, был продан всего 871 автомобиль вместо 68 тыс., как в апреле 2019 года. Падение на 97%, и это худший результат с 1946 года.
Аналогичная ситуация и с коммерческой автотехникой. Вместо 93 тыс. единиц, как в апреле 2019 года, в этом апреле продано всего 3,5 тыс. транспортных средств.
Издание публикует впечатляющий фоторепортаж с дрона с бывшей военно-воздушной базы Королевских ВВС в Верхнем Хейфорде в Бестере (подробнее можно посмотреть здесь). Десятки миллионов недополученных фунтов стерлингов еле вместились на взлётно-посадочную полосу. Остальные — у бывших военных ангаров, на всех площадках в округе и даже попросту на газоне.
Военно-воздушная база Королевских ВВС в Верхнем Хейфорде в Бестере
Исполнительный директор Общества производителей и продавцов автомобилей Великобритании Майк Хоуз назвал это "худшими показателями рынка за всю "живую память".
Раньше эта база, пишет издание, использовалась как парковка перед продажей, но все машины уходили в автомобильные салоны в течение буквально нескольких дней. Максимум за неделю. Сейчас всё стоит — как памятник великой эпохе коронавируса.
Революция электромобилей?
Похоже, что ситуацией решили воспользоваться в Еврокомиссии. Bloomberg и Politico на днях опубликовали внутренний документ, в котором представлен план по стимулированию рынка электромобилей. Главная новость: ЕК предлагает применять к таким авто нулевой НДС. На программу за 2 ближайших года предлагается потратить 20 млрд евро из фондов Европейского инвестиционного банка InvestEU и Европейской программы сплочения.
Для поощрения развития систем с нулевым выхлопом предлагается создать отдельный фонд с капиталом в 40–60 млрд евро. В том числе за эти деньги до 2025 года предлагается построить по всему ЕС сеть общественных электрозаправок. Всего — 2 млн единиц. Для этого использовать средства из программ InvestEU и Horizon Europe.
Но главное, конечно, изменить директиву ЕС, узаконив нулевой НДС для электромобилей. Bloomberg утверждает, что такая революция в индустрии избрана частью плана по общему оживлению экономики ЕС.
Эксперты тут же подсчитали, что, исключая НДС, включая поощрения за покупку электромобиля вместо традиционного, которые действуют во многих странах ЕС, цена на него фактически сравняется с обычными, на двигателях внутреннего сгорания. Это, без всяких сомнений, полностью перевернёт европейский рынок.