18:3602 июня 202018:36
12624просмотров
18:3602 июня 2020
Представлен план по восстановлению российской экономики, который должен вернуть страну в докризисное состояние в ближайшие 1,5 года. По некоторым позициям жизнь должна стать даже лучше, чем раньше. В любом случае она будет не такой, как прежде: правительство предлагает не только раздавать деньги и льготы, но и менять некоторые бизнес-практики.
Разработать общенациональный план действий по восстановлению экономики президент России Владимир Путин поручил в конце апреля. И во вторник, 2 июня, премьер-министр Михаил Мишустин представил документ президенту. "Основная цель плана — преодолеть спад экономики, вызванный коронавирусом, и выйти на устойчивые темпы роста ВВП, что позволит нам стабильно наращивать реальные доходы граждан", — сказал он.
"Эта задача будет решаться за счёт целого комплекса мер по разным направлениям: усиление инвестиционной активности, использование современных технологий, цифровых технологий, повышение уровня образования, быстрого строительства качественного жилья. И уже к концу периода восстановления мы должны выйти на устойчивый долгосрочный рост экономики, превышающий докризисный уровень, а реальные денежные доходы населения должны стабильно расти", — сообщил Михаил Мишустин, добавив, что стоимость плана составит около 5 трлн рублей за 2 года.
Полностью документ на момент публикации материала так и не был представлен. Возможно, он ещё будет дорабатываться. Так, например, Владимир Путин в ходе встречи сказал: "Прошу вас во второй половине июня окончательно определиться с параметрами плана действий".
Тем не менее ряд позиций были распространены СМИ. В частности, сообщаются целевые показатели реализации плана: снижение безработицы до 5%; рост реальных зарплат не менее 2,5% в годовом выражении; снижение уровня бедности ниже 12,3%; рост розничного товарооборота до 3% в год. Достичь их планируется к концу 2021 года. Первые три цели подразумевают возврат на докризисный уровень. Что же касается оборота розницы, то темпами более 3% она не росла с 2013 года. Впрочем, тут возможен эффект низкой базы после нынешнего спада.
Наибольшие расходы (2,2 трлн рублей) в плане приходятся на крупные инфраструктурные проекты: строительство железных и автомобильных дорог, портов, предприятий ТЭК и т. д. Судя по всему, именно они должны стать драйверами развития экономики. Сами проекты не новы: например, крупнейший проект Петербурга и Ленобласти, указанный в плане, — это идущая уже много лет реконструкция трассы "Скандинавия".
"Планы направлены на дофинансирование региональной части нацпроектов, — объясняет президент Высшей школы экономики в Петербурге Александр Ходачек. — Этот процесс уже запущен: где-то проектная документация разработана, где-то уже стройка идёт, часть проектов по комфортным дорогам близится к сдаче на отдельных участках. Это своеобразная докапитализация, чтобы не было остановки. А некоторые крупные инфраструктурные проекты, где не проведены конкурсы, где не разработана проектная документация, будут отнесены на более поздний срок".
Часть плана посвящена усилению технологического развития экономики и её цифровизации. Планируется создание инновационных научно-технологических центров и единого портала регистрации изобретений. Предлагается предоставить налоговые льготы при продаже прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
В финансовой сфере предложено запустить новые инструменты, такие как бессрочные корпоративные облигации, "народные" облигации и т. д. В рамках поддержки ТЭК правительство намерено запретить импорт нефтепродуктов и тоже предоставить отрасли налоговые льготы. В сфере корпоративного управления — внедрить практику проведения собраний акционеров в онлайн-формате.
Малому бизнесу обещают снижение административного давления и продление налоговых льгот. Кроме того, страховые взносы для него понизят с 30% до 15%. Для поддержки малого бизнеса в АПК предусмотрено увеличение объёма госзакупок продукции фермеров, а также поддержка сбыта продукции крестьянских (фермерских) хозяйств.
Строителям обещано сокращение и упрощение различных регламентных процедур. План предполагает "новый ритм строительства", видимо более динамичный, чем сейчас. Интересной мерой поддержки выглядит разрешение прописки в апартаментах.
"Теперь надо ждать развивающих документов по министерствам и по блокам, — говорит Александр Ходачек. — И в каждом регионе соответствующие планы должны появиться. Эту работу должны курировать полпредства".
"Наверное, концептуально правильно оказывать не поддержку отдельным сферам, а проводить реформы — снижать бюрократическую и административную нагрузку, активизировать регулятивную гильотину, — считает аналитик компании "Открытие Брокер" Тимур Нигматуллин. — Такие вещи, как реформа судебной системы, даже упоминать странно, если нужен экономический рост".