Запуск с конца июня нового промышленно–логистического комплекса "Ультрамар" обеспечит перевалку готовой продукции российских предприятий, рассказал "ДП" директор по развитию ООО "Ультрамар" Виктор Гешеле.
"“Золотой рельс” к системе РЖД проложили в мае. С 26 по 29 июня придут первые составы с удобрениями, сейчас согласовываем с властями Ленобласти точную дату, —говорит Виктор Гешеле. — В проект вложено 15 млрд рублей. Он в активной фазе реализации: продолжается строительство складов для накопления судовых партий минеральных удобрений. Также ждем партию контейнеров из Китая, в которых будут накапливаться сыпучие грузы".
На мощностях "Ультрамара" будут переваливать минудобрения "Акрон", "Уралхим", холдинги "ФосАгро" и "Металлоинвест". Идут переговоры и с "Еврохимом". Полностью комплекс рассчитывают достроить к 2023 году, общие вложения могут достичь 30 млрд рублей.
"В июле будет отгрузка первого судна. Рассчитываем за год отправить 3–4 млн т сыпучих грузов. В полную силу терминал заработает с весны 2021–го, пропускная способность вырастет до 12 млн т в год, — говорит Виктор Гешеле. — Пандемия внесла корректировки в строительство, но не изменила его сроки. Теплая зима повлияла сильнее: из–за отсутствия льда сместились сроки строительства причальной стенки. Сейчас стройка вернулась в график".
О проекте "Ультрамар" в Кингисеппском районе было объявлено в 2018–м, в 2019–м появился план строительства. Терминал находится под управлением ООО "Ультрамар" и ООО "Ультрамар терминал". Изначально ООО "Ультрамар" на 100% принадлежало петербургскому предпринимателю Андрею Бонч–Бруевичу, затем структура собственников менялась, в начале 2020 года среди совладельцев появилась гонконгская Amereus Group HK Limited. Ее связывают с предпринимателем Максимом Воробьевым. Виктор Гешеле — кузен губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. Жена Виктора Жанна Гешеле на 260–м месте Рейтинга миллиардеров "ДП".
По данным "Контур.Фокус", сейчас ООО "Ультрамар" на 59,98% принадлежит Андрею Бонч–Бруевичу, на 30% — Amereus Group HK Limited, на 10,01% — рижскому "Ультрамару". ООО "Ультрамар терминал" на 60% принадлежит "Кордела Лимитед" (Виргинские острова), на 30% — Amereus Group HK Limited.
Ранее Андрей Бонч–Бруевич говорил "ДП", что для строительства терминала "Ультрамар" Сбербанк открыл кредитную линию на $220 млн. Кредитные вложения составляют 80% инвестиций, еще 20% — средства учредителей ООО "Ультрамар".
Будущий тариф на перевалку для грузовладельцев в "Ультрамаре" не называют, но обещают, что он окажется ниже, чем в балтийских государствах.
По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот прибалтийских портов в последние 2 года начал незначительно снижаться. Эта тенденция всерьез тревожит компании стран Балтии, особенно оператора Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzcels). "Объемы грузов и так уже низкие — в течение 9 месяцев 2019–го сократились по сравнению с прошлым годом на 12,5%. А в IV квартале стало намного хуже. Все особенно плохо с углем, который был нашим спасителем. Сейчас объемы перевозки угля хуже даже самых пессимистичных прогнозов, которые мы делали полгода назад", — говорил на пресс–конференции в конце 2019–го директор Государственной железнодорожной администрации Латвии Юрис Иесалниекс. Почти 70,4% грузов через Латвийскую железную дорогу принадлежит российским грузоотправителям, 21,7% — белорусским, 5% — литовским, 1,2% — казахстанским.
Терминал "Ультрамар" — в федеральном проекте "Морские порты России". Предполагается, что к 2024–му грузооборот отечественных морских гаваней вырастет на 336 млн т — до 1,3 млрд т.