У страхователей есть шанс немного сэкономить в будущем.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), сокращение выплат по ОСАГО в РФ в марте составило 7,7%, а в апреле — 44% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. Эксперты рынка объясняют такую динамику мерами по борьбе с пандемией коронавируса, из–за которых власти ввели ограничения на перемещения граждан.
"Как показывает статистика региональных транспортных ведомств и ГИБДД, количество машин на дорогах в апреле существенно сократилось, что отразилось на снижении числа ДТП, — отмечает Илья Крайнов, директор департамента урегулирования убытков по моторному и личному страхованию ПАО "СК "Росгосстрах". — Соответственно, мы отмечаем сокращение количества обращений по страховым случаям".
"Среднее число убытков за апрель 2020 года (каско + ОСАГО) в портфеле моторного страхования нашего филиала уменьшилось вдвое по сравнению с мартом 2020 года, — констатирует Владимир Храбрых, директор филиала СПАО “Ингосстрах” в Петербурге. — В марте филиал принимал 120–140 убытков, а в апреле уже 60. В мае отмечен рост, до 90 убытков в день. Количество обращений и заявленных убытков будет сокращаться (мы прогнозируем возможность снижения на 20–25% по сравнению с докризисным уровнем), так как уменьшится общее число машин на дорогах. Ведь даже в случае полного снятия ограничений часть людей останется работать на удаленке ввиду ее безопасности и комфорта".
Ущерб дорожает
Впрочем, параллельно со снижением числа ДТП растет размер средней выплаты. "В марте и в апреле этот показатель увеличился на 5%, приблизившись к 70 тыс. рублей, — рассказали “ДП” в пресс–службе РСА. — Кроме того, в течение длительного времени ОСАГО демонстрирует убыточность, которая балансирует в районе 100%". В РСА полагают, что экономический эффект от снижения количества убытков будет быстро нивелирован ростом средней выплаты, на который влияет курс рубля (поскольку большая доля деталей и материалов для ремонта — импортные). В итоге полис ОСАГО дешеветь не будет. К тому же в мае ситуация изменилась: количество заявленных страховых случаев стало постепенно увеличиваться. По предварительным данным, отношение убытков, заявленных страховщиками в последнем месяце весны, составляет 77% к аналогичному показателю мая 2019 года.
Либерализация поможет
Участники рынка осторожно высказываются по поводу предполагаемого уменьшения стоимости полисов. "Мы допускаем снижение тарифов по рынку в диапазоне до 15%", — полагает Владимир Храбрых.
В "Росгосстрахе" уже внесли коррективы в алгоритмы расчета понижающего коэффициента для пролонгируемых безубыточных договоров каско. Скидка стала на 5% больше, чем при обычной пролонгации. "Это своего рода компенсация за то, что клиенты не пользовались или меньше пользовались автомобилями в период самоизоляции", — рассказывает Илья Крайнов. Он говорит, что цены в добровольном автостраховании имеют тенденцию к снижению, при этом компаниям ранее удавалось удерживать баланс за счет сохранения приемлемого уровня продаж новых автомобилей. "Сейчас авторынок рухнул, а доля проникновения каско на рынке вторичных продаж существенно ниже", — отметил Крайнов.
В сегменте ОСАГО цены уже снижаются в связи с появлением законов, направленных на индивидуализацию тарифов. В прошлом году полисы подешевели в среднем на 5%. В текущем году либерализация ценообразования продолжится.
"Поправки к закону об ОСАГО, индивидуализирующие тариф по обязательной “автогражданке”, которые вступят в силу в конце августа, изменят принципы тарификации: они позволят страховщикам учитывать индивидуальные особенности вождения, и полисы для безаварийных и аккуратных автовладельцев станут дешевле", — обещают в РСА.
В середине мая Госдума РФ одобрила во втором чтении поправки к закону об ОСАГО, которые направлены, с одной стороны, на продолжение работы системы в условиях пандемии (до октября 2020 года новый полис можно будет оформить без прохождения техосмотра), а с другой — на реализацию очередного этапа либерализации тарифов. Закон дал страховщикам возможность учитывать в цене полиса грубые нарушения ПДД. Таким образом, для злостных нарушителей полисы станут дороже, что позволит увеличить скидки аккуратным водителям.
"В течение прошлого года после введения тарифного коридора средняя стоимость ОСАГО у большинства страховщиков снижалась на 3–7% на фоне роста средней выплаты, — говорит Крайнов. — В дальнейшем все зависит от убыточности, активности автоюристов и мошенников в том или ином регионе — точечные корректировки возможны в сторону как увеличения, так и снижения тарифов". Между тем, по словам эксперта, тенденция роста средней выплаты по ОСАГО сохраняется не один год. Во–первых, потому, что на дорогах с меньшей интенсивностью движения и с большими скоростями, как правило, аварии бывают более серьезными. А во–вторых, потому, что коронавирус сопровождается экономическими проблемами, скачками валютных курсов и удорожанием запчастей.
"Клиенты стали реже пользоваться автомобилем, поэтому при продлении договора каско они могут рассчитывать на бонусы: бесплатное увеличение срока действия договора, снижение страховой премии, — допускает Сергей Демидов, управляющий директор по автострахованию “Ренессанс страхование”. — Стоимость страхования для новых клиентов будет определяться с учетом новых ограничительных мер". Вместе с тем Александр Баклушин, директор филиала АО "ОСК" в Петербурге, уверен, что серьезного снижения тарифов ожидать не приходится, нынешние цены в ряде компаний еще в начале года стали приносить страховщикам убытки. "Вместе со снижением убыточности существенно снижается и платежеспособность, таким образом, страховой бизнес балансирует сейчас около нулевой рентабельности. Конкуренция по–прежнему очень высокая", — отметил Баклушин.
“
У нас в Петербурге по сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество обращений по ОСАГО в марте снизилось на 18%, в апреле — на 39%. При этом существенно вырос средний размер убытка — в апреле на 27%! Уже проявляется рост цен на запчасти, который будет в ближайшем будущем отражен в справочниках РСА. Есть все основания полагать, что кратковременное снижение частотности с лихвой будет компенсировано ростом средней выплаты. По каско в марте 2020 года в Петербурге количество убытков уменьшилось на 8%. Мы можем говорить в целом об изменении модели поведения клиентов, так как все чаще люди перестают заявлять мелкие убытки, чтобы не было роста стоимости при пролонгации.
Игорь Иванов
заместитель генерального директора
«РЕСО–Гарантия»
“
В первую неделю карантина число заявлений по автострахованию снизилось почти на 90%, однако уже со второй недели начался ощутимый рост. Причиной этому стал отложенный спрос по заявлению произошедших убытков с одновременным плавным восстановлением дорожного трафика. Наряду с этим есть факторы, влияющие на увеличение частоты, — это карантинный стресс (водители в нервном состоянии совершают большее число ошибок на дороге), а также увеличение числа мошенничеств. Стоит отметить, что в связи со снижением трафика увеличилась тяжесть ДТП (скорость столкновения при отсутствии пробок выросла).
Заур Карданов
руководитель управления урегулирования
розничных убытков Северо–Западного
регионального центра «АльфаСтрахование»